Письмо Ассоциации российских банков от 15 марта 2005 г. N А-01/1Е-141 "Об исполнении запросов, направляемых Росфинмониторингом в кредитные организации"

Письмо Ассоциации российских банков от 15 марта 2005 г. N А-01/1Е-141
"Об исполнении запросов, направляемых Росфинмониторингом в кредитные организации"

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2005 г. N 07-2-27/3447


В связи с неоднократными обращениями кредитных организаций в Ассоциацию российских банков по вопросу об исполнении запросов, поступающих из Федеральной службы по финансовому мониторингу и содержащих просьбу о представлении информации, не предусмотренной федеральным законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, просим рассмотреть изложенную ниже проблему и высказать Ваше мнение о возможных путях ее решения.

В соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) кредитные организации Российской Федерации представляют в уполномоченный орган сведения по операциям с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также сведения об операциях с денежными средствами и иным имуществом, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма, в объеме, определенном пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона.

Кроме того, кредитные организации обязаны представлять в уполномоченный орган информацию, указанную в пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ по письменным запросам уполномоченного органа. При этом уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу Закона N 115-ФЗ, за исключением документов и информации, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

В соответствии с Положением "О Федеральной службе по финансовому мониторингу", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.04 N 307, Росфинмониторинг осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Согласно Положению "О представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.02 N 245, в целях проверки достоверности получаемой информации и выявления операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, Росфинмониторинг вправе направлять в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, письменные запросы о представлении информации по операциям (сделкам), указанным в пунктах 3 и 4 упомянутого Положения, и документов (или заверенных в установленном порядке копий документов), подтверждающих эту информацию.

Вместе с тем, не редки случаи получения российскими банками запросов Росфинмониторинга, содержащих просьбу о представлении:

- сведений обо всех открытых, а также закрытых в банке счетах какого-либо клиента,

- выписок по движению денежных средств по всем открытым (закрытым) в банке счетам клиента с указанием дат операций, номеров документов, назначения платежей, контрагентов,

- любой другой информации, имеющейся в распоряжении банка в отношении указанного Росфинмониторингом клиента и его учредителей и руководителей (в случае если клиент является юридическим лицом),

- сведений о сотрудниках (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, должность, стаж работы в Банке), привлекших на обслуживание клиента, в отношении которого делается запрос, и осуществляющих курирование счетов.

В кредитные организации также поступают запросы Росфинмониторинга по представлению сведений об операциях и сделках клиентов, которые не совершали операций (сделок), предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в данной кредитной организации.

По нашему мнению, представление в Росфинмониторинг указанных выше сведений и документов выходит за рамки законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и может привести к нарушению кредитными организациями банковского законодательства Российской Федерации, поскольку ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" ограничивает передаваемую уполномоченному органу информацию об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц случаями, порядком и объемом, которые предусмотрены Законом N 115-ФЗ. Вследствие нарушения указанной статьи кредитные организации вынужденно нарушают коммерческую и банковскую тайну. При этом в случае возбуждении иска клиентами, в отношении которых были совершены такие действия, у кредитных организаций также возникает риск материального ущерба и потери репутации.

С учетом изложенного полагаем, что исполнение запросов Росфинмониторинга, содержащих просьбу о предоставлении указанных выше сведений и документов, а также иных сведений и документов, не имеющих непосредственного отношения к операции клиента банка, сообщение о которой было направлено в Росфинмониторинг, может быть возможным только после внесения соответствующих изменений в законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации. Просим рассмотреть означенную проблему и высказать Ваше мнение о возможности ее решения.


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 15 марта 2005 г. N А-01/1Е-141 "Об исполнении запросов, направляемых Росфинмониторингом в кредитные организации"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.