Письмо ЦБР от 27 марта 2007 г. N 12-1-5/638 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения требований Федерального закона N 115-ФЗ"

Письмо ЦБР от 27 марта 2007 г. N 12-1-5/638
"О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения требований Федерального закона N 115-ФЗ"


Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России приносит извинения в связи с длительным рассмотрением письма Ассоциации российских банков с предложениями о неприменении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), совершенные до 1 января 2006 года, а также о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на подробную регламентацию ответственности кредитной организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Федерального закона N 115-ФЗ, и сообщает следующее.

I. В настоящее время рост объемов отмывания преступных доходов занимает одно из лидирующих мест среди наиболее тревожных тенденций в мировой статистике финансовых преступлений. В связи с этим борьба с отмыванием преступных доходов становится одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед международным сообществом в целом и перед каждым государством в отдельности.

В соответствии с международными конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией (Конвенция ООН против транснациональной преступности, Конвенции ООН против коррупции, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма) страны-участники обеспечивают, чтобы к юридическим лицам применялись эффективные, соразмерные и действенные уголовные, гражданско-правовые или административные санкции, оказывающие сдерживающее воздействие и учитывающие степень опасности подобного рода правонарушений.

В большинстве стран Европейского Союза, США и Японии в соответствии с международными стандартами отмывание денег признано тяжким преступлением, которое в соответствии с законами этих стран предусматривает длительные сроки наказания и крупные размеры штрафов.

Как показывает практика зарубежных стран, в отношении банков, нарушивших требования законодательства в сфере ПОД/ФТ, применяются достаточно жесткие меры. Так, например, за нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ были отозваны лицензии у BCCI (Bank of commerce and credit international) (Люксембург) в 1991 году, закрыты 4 отделения Citibank Japan (Япония) в 2004 году. Кроме того, в последние годы огромным штрафам за нарушения законодательства в сфере борьбы с отмыванием денег подвергались многие банки, например, в 2006 году: Beach Bank (США) оштрафован на сумму в размере 800 тыс. долларов США; в 2005 году: филиал Банка ABN Amro в Нью-Йорке заплатил штраф 80 млн. долларов США, филиал Банка Arab Bank's в Нью-Йорке - 24 млн. долларов США; в 2004 году: Riggs Bank (США) - 25 млн. долларов США, AmSouth Bank (США) - 10 млн. долларов США и 40 млн. долларов США были конфискованы Департаментом юстиции США в 2005 году; в 2003 году: Banco Popular (США) - 20 млн. долларов США, в 2002 году: Royal Bank of Scotland - 750 тыс. фунтов стерлингов.

Представляется, что российское законодательство содержит адекватные и необходимые меры ответственности в области ПОД/ФТ, соответствующие международным стандартам, в том числе требованиям международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией.

Таким образом, введение моратория на применение к кредитным организациям мер воздействия за нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть поддержано.

II. По вопросу о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на подробную регламентацию ответственности кредитной организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Федерального закона N 115-ФЗ, считаем необходимым отметить следующее.

В настоящее время Банк России как надзорный орган применяет меры воздействия к кредитным организациям за нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, руководствуясь статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Порядок применения мер воздействия к кредитным организациям установлен Инструкцией Банка России от 31.03.1997 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия" с учетом особенностей, рекомендованных в письме Банка России от 13.07.2005 N 98-Т "О методических рекомендациях по применению Инструкции Банка России от 31.03.1997 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия" при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с учетом письма Банка России от 23.12.2005 N 157-Т "О порядке применения письма Банка России от 13.07.2005 N 98-Т").

Следует отметить, что применение к кредитным организациям мер воздействия за допущенные в области ПОД/ФТ нарушения осуществляется Банком России с учетом целого ряда факторов, характеризующих деятельность кредитной организации. Принимаются во внимание: характер допущенного нарушения; причины, обусловившие возникновение нарушения; общее финансовое состояние кредитной организации и ее положение на федеральном и региональном рынке банковских услуг, а также возможность его ухудшения вследствие принимаемых к кредитной организации мер воздействия.

В то же время считаем возможным согласиться с предложением о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, касающихся конкретизации круга нарушений Федерального закона N 115-ФЗ, которые являются основанием для отзыва у кредитных организаций лицензии на осуществление банковских операций.

Вместе с тем, хотели бы отметить, что внесение изменений в нормативные акты Банка России, предусматривающие меры воздействия за нарушения кредитными организациями нормативных актов в области ПОД/ФТ, возможно только после внесения соответствующих изменений в федеральные законы.


Директор

Е.И. Ищенко


Банк России не поддерживает позиции, изложенной в письме Ассоциации российских банков, о введении моратория на применение к кредитным организациям мер воздействия за нарушения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). По мнению ЦБР, российское законодательство содержит адекватные и необходимые меры ответственности в области ПОД/ФТ, соответствующие международным стандартам, в том числе требованиям международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией (в частности, Конвенции ООН против транснациональной преступности, Конвенции ООН против коррупции, Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма).

В то же время ЦБР считает возможным согласиться с предложением о внесении изменений в законодательство РФ, касающихся конкретизации круга нарушений Федерального закона N 115-ФЗ, которые являются основанием для отзыва у кредитных организаций лицензии на осуществление банковских операций.


Письмо ЦБР от 27 марта 2007 г. N 12-1-5/638 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения требований Федерального закона N 115-ФЗ"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.