Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов

Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 8.12, являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования. В данную статью Законом N 201 от 04.12.06 внесены существенные изменения (они вступили в силу с 01.01.07). Виновный посягает на установленный в нормах Лесного кодекса, Водного кодекса, ЗК порядок использования лесов в водоохранных зонах.

2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в:

1) ч. 1 ст. 8.12 состоит в том, что виновный нарушает установленный в ст. 29, 30, 101, 102 ЗК порядок:

а) предоставления земельных участков гражданам и ЮЛ. Речь идет о том, что земельный участок предоставляется при отсутствии необходимых разрешений, на цели, которые не обеспечивают соблюдения режима водоохранной зоны, в обход установленных ограничений и запретов;

б) предоставления лесов в водоохранных зонах. Леса в упомянутых зонах предназначены для определенных целей и они могут быть использованы исключительно для этого. Чаще всего это связано с предоставлением лесных участков в указанных зонах;

в) предоставления лесов даже в случаях, когда это не связано с предоставлением лесных участков в водоохранных зонах. О понятии "лесной участок" см. коммент. к ст. 7.9.

Оконченным это правонарушение считается с момента совершения любого из упомянутых действий.

2) ч. 2 ст. 8.12 состоит в том, что виновный нарушает режим использования (он устанавливается в различных правилах, нормах, нормативах, издаваемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с нормами ЗК, Лесного кодекса, Водного кодекса, Закона об охране окружающей среды): лесов, земельных участков и лесов в водоохранных зонах (например, в прибрежных полосах таких водных объектов, как реки, озера, каналы и т.п.). Виновный и это административное правонарушение совершает только в форме действий. Оконченным оно является с момента нарушения упомянутого режима. Объективной стороной данное административное правонарушение отличается от ряда преступлений (например, предусмотренного в ст. 250 УК "Загрязнение вод").

3. Субъектами анализируемого правонарушения могут быть:

а) по ч. 1 статьи - только должностные лица, например должностное лицо, работающее в органе местного самоуправления, которое уполномочено разрешать вопросы об отводе земель (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

б) по ч. 2 статьи - граждане, (в т.ч. ИП), должностные лица, а также юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.3, 2.8, 2.10).

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется лишь прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. По ч. 1 ст. 8.12 виновный может быть привлечен только к административному штрафу. Он назначается органами, осуществляющими госконтроль за использованием и охраной водных объектов (см. коммент. к ст. 3.5, 23.23). С 13.08.05 (после вступления в силу Закона N 45) за совершение правонарушения предусмотренного в части 2 ст. 8.8 судья может назначить (ИП или ЮЛ) и такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. коммент. к ст. 3.12).