Письмо Ассоциации российских банков от 12 апреля 2007 г. N А-01/5-188 "О внесении изменений в ФЗ от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"

Письмо Ассоциации российских банков от 12 апреля 2007 г. N А-01/5-188
"О внесении изменений в ФЗ от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"


25 июля 2006 года принято постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2718/06, согласно которому ВАС России квалифицировал договор с участием банка как договор присоединения и, применив статью 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", признал недействительным содержащееся в договоре банковского счета условие о разрешении споров третейским судом. В результате все споры с участием банков оказались вне компетенции третейских судов, поскольку любые банковские договоры, могут быть квалифицированы как договоры присоединения.

В этой связи Ассоциация российских банков совместно с банками-членами АРБ разработала проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" (прилагается).

Просим Вас рассмотреть вопрос о внесении указанного законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.

Приложение: на 6 л.


Президент Ассоциации

Г.А.Тосунян


Федеральный закон
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"


Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" ("Собрание законодательства", 29.07.2002, N 30, ст. 3019) признать утратившим силу.


Президент

В.В. Путин


Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"


Необходимость внесения изменений в статью 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) объясняется намерением устранить существующие различия в правилах рассмотрения споров третейскими судами, которые установлены Законодателем для разных участников процесса - юридических лиц в зависимости от их национальности, поскольку указанные различия нарушают принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 102-ФЗ третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска. Таким образом, в пункте 3 статьи 5 Закона N 102-ФЗ установлено ограничение по использованию третейского разбирательства по спорам, возникающим из договоров присоединения. В этих случаях третейские соглашения могут быть заключены только после возникновения спора. Включение третейского соглашения в качестве условия договора присоединения приводит к недействительности этого условия.

Указанная норма широко применяется арбитражными судами Российской Федерации. Так, 25 июля 2006 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял постановление N 2718/06, в котором сделан вывод о том, что заключенный между сторонами договор, условия которого определены банком в стандартной форме, по сути является договором присоединения. В связи с этим к данным правоотношениям должны применяться положения пункта 3 статьи 5 Закона N 102-ФЗ, устанавливающего действительность третейского соглашения только в случае его заключения после возникновения оснований для предъявления иска.

Указанное постановление дает основание судебным органам квалифицировать большинство заключаемых банками договоров, в т.ч. банковского счета, кредита (займа), депозита, как договоры присоединения, поскольку они почти всегда заключаются на основе заранее подготовленных кредитными организациями стандартных форм. По этой причине включенные в такие договоры третейские соглашения рассматривается государственными судами как недействительные. Указанное обстоятельство является одним из серьезных препятствий для более широкого внедрения в практику кредитных организаций третейского способа разрешения гражданско-правовых споров.

В то же время Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (далее - Закон N 5338-1) установлено иное правило для заключения третейских соглашений. В соответствии со статьей 1 Закона N 5338-1 он применяется к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории Российской Федерации (пункт 1).

Статья 7 Закона N 5338-1 следующим образом определяет арбитражное (т.е. третейское) соглашение:

- это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения (пункт 1);

- заключается в письменной форме. Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения, либо путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает. Ссылка в договоре на документ, содержащий оговорку, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую оговорку частью договора (пункт 2).

Какие-либо иные требования, касающиеся порядка заключения арбитражных (третейских) соглашений, в т.ч. по спорам, возникшим из договоров присоединения Закон N 5338-1 не содержит.

В результате складывается ситуация, при которой одни участники гражданских правоотношений, не имеющие иностранных инвестиций, при заключении договоров присоединения будут вынуждены, следуя требованиям пункта 3 статьи 5 Закона N 102-ФЗ, заключать третейские соглашения уже после возникновения оснований для предъявления иска, что практически невозможно (после возникновения спорной ситуации должники, как правило, уклоняются от встреч с кредиторами и подписания любых письменных документов). В то же время другие участники гражданских правоотношений, имеющие иностранные инвестиции, руководствуясь положениями статьи 7 Закона N 5338-1, вправе заранее предусматривать в заключаемых ими договорах условия о разрешении споров в третейских судах.

В то же время статья 1 Гражданского кодекса РФ (Основные начала гражданского законодательства) исходит, в частности, из признания равенства участников гражданских отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Статьей 11 Гражданского кодекса РФ третейский суд отнесен к числу органов, предоставляющих судебную защиту наравне с органами государственного правосудия (судами общей юрисдикции и арбитражными судами). Складывающееся ныне положение в вопросе возможности передачи споров на разрешение третейского суда ставит участников гражданских отношений в неравные условия и не способствует распространению в Российской Федерации и более широкому внедрению во взаимоотношения участников гражданских правоотношений института третейского разбирательства.

Признание утратившим силу пункта 3 статьи 5 Закона N 102-ФЗ во-первых, уравняет участников гражданского оборота в правах на судебную защиту, во-вторых, не лишит их права на повышенную защиту интересов присоединившейся стороны, учитывая, что правовые последствия заключения договора присоединения специально установлены законодательством. Пункт 1 статьи 428 Гражданского кодекса РФ квалифицирует договор присоединения как договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных условиях и которые могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Он наделяет присоединившуюся сторону правом потребовать расторжения такого договора или его изменения. Пункт 2 упомянутой статьи предоставляет такую возможность, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но:

- лишает присоединившуюся сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида;

- исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушения обязательств;

- либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

Таким образом, если условие о третейском рассмотрении споров, включенное в договор присоединения, будет расценено стороной как неприемлемое, она может в соответствии со статьей 428 ГК РФ поставить вопрос об изменении заключенного договора.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" не повлечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.



Письмо Ассоциации российских банков от 12 апреля 2007 г. N А-01/5-188 "О внесении изменений в ФЗ от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.