Письмо Ассоциации российских банков от 24 апреля 2007 г. N А-01/5-217 О проекте Федерального закона "О внесении изменений в статью 76 НК РФ"

Письмо Ассоциации российских банков от 24 апреля 2007 г. N А-01/5-217


Обращение Ассоциации российских банков обусловлено необходимостью внесения изменений в статью 76 НК РФ, устанавливающую порядок приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей.

Так, по мнению АРБ, некоторые положения пункта 4 статьи 76 НК РФ требуют уточнений, касающихся сроков направления налоговыми органами в банки и налогоплательщикам решений о приостановлении операций налогоплательщиков по их счетам в банках и об отмене указанных решений.

Предлагаемые изменения направлены на повышение эффективности принятия обеспечительных мер по исполнению обязанности налогоплательщиков по уплате налогов и сборов, а также на оперативное снятие ограничения в отношении налогоплательщика по распоряжению денежными средствами и уведомления об этом банка и налогоплательщика с целью возобновления проведения операций по счетам.

Кроме того, представляется необходимым дополнить статью 76 НК РФ новым пунктом, предусматривающим право банка закрывать счета, операции по которым приостановлены, на основании заявления клиента о расторжении банковского счета в том случае, если на таком счете имеется нулевой остаток денежных средств на момент закрытия счета.

Предлагаемые изменения не противоречат концепции статьи 76 НК РФ, направленной на обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, и соответствуют положениям статьи 859 ГК РФ, согласно которым клиент банка вправе расторгнуть с банком договор банковского счета в любое время, а также позиции Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.99 N 5) и Банка России.

Более того, предлагаемые изменения не противоречат точке зрения налоговых органов, которые в переписке с АРБ по вопросу о возможности расторжения договора банковского счета и закрытия счета, операции по которому приостановлены, подтвердили возможность закрытия счета при наличии нулевого остатка, поскольку в данной ситуации расторжение договора не влечет проведения расходных операций.

Включение в статью 76 НК РФ нормы, предусматривающей право на закрытие счета при отсутствии на нем денежных средств, не повлечет негативных последствий, связанных с созданием ситуации, способствующей неуплате клиентом банка налоговых платежей, однако при этом позволит соблюсти требования действующего гражданского законодательства. Таким образом, предлагаемая поправка обеспечивает баланс как публичных, так и частных интересов.

Учитывая изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предлагаемый банковским сообществом проект федерального закона о внесении изменений в статью 76 НК РФ и выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве по вопросам совершенствования действующего законодательства (проект федерального закона, пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование и перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона прилагаются).

Приложение на 6 л.


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян


Проект


Федеральный закон
"О внесении изменений в статью 76 Налогового кодекса Российской Федерации"


Принят Государственной Думой "__" ____________200__года

Одобрен Советом Федерации "___" ___________200__года


Статья 1.

Внести в статью 76 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 27, ст. 2700; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 45, ст. 4377; 2005, N 45, ст. 4585; 2006, N 6, ст. 636; N 31 (1 ч.), ст. 3436) следующие изменения:

1) в пункте 4:

абзац 1 изложить в следующей редакции:

"Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде не позднее одного операционного дня, следующего за днем принятия такого решения.";

абзац 2 изложить в следующей редакции:

"Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке вручается представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направляется в банк в электронном виде не позднее одного операционного дня, следующего за днем принятия такого решения.";

абзац 5 изложить в следующей редакции:

"Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налоговым органом налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения не позднее одного операционного дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.";

2) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

"13. При наличии заявления организации-налогоплательщика о расторжении договора банковского счета банк в соответствии с гражданским законодательством закрывает счет, операции по которому приостановлены на основании решения налогового органа, при условии, если на этом счете отсутствуют денежные средства на момент закрытия счета.

Банк обязан в порядке, установленном статьей 86 настоящего Кодекса, направить в налоговый орган сообщение о закрытии такого счета с приложением заверенной банком копии заявления организации-налогоплательщика о расторжении договора банковского счета.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счету утрачивает силу с момента закрытия этого счета и подлежит возврату банком налоговому органу вместе с сообщением о закрытии счета.".


Президент Российской Федерации

В. Путин


Москва, Кремль


Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 76 Налогового кодекса Российской Федерации"


Статьей 76 НК РФ установлен порядок приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.06 N 137-ФЗ с 1 января 2007 года статья 76 НК РФ действует в новой редакции.

Приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банке применяется, в частности для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора и означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке (пункты 1 и 2 статьи 76 НК РФ).

Правила, установленные статьей 76 НК РФ, применяются в отношении приостановления операций по счетам в банках налогоплательщиков - организаций, налоговых агентов - организаций и плательщиков сбора - организаций, по счетам в банках индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), - налогоплательщиков, налоговых агентов (пункт 11 статьи 76 НК РФ).

Приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения (пункт 7 статьи 76 К РФ).

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (пункт 8 статьи 76 НК РФ).

Таким образом, в статье 76 НК РФ определен срок исполнения банком решения о приостановлении, а также срок отмены налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам.

Однако нормы абзацев 1, 2 и 5 пункта 4 статьи 76 НК РФ, устанавливающие обязанность налоговых органов по направлению в банк и налогоплательщику решения (копии решения) о приостановлении операций по счету налогоплательщика, а также по направлению в банк и налогоплательщику решения (копии решения) о его отмене, не содержат сроков такого направления.

Приостановление операций по счету налогоплательщика является оправданной мерой, направленной на взыскание неуплаченного налога (сбора). Вместе с тем, любое ограничение субъекта правоотношений по распоряжению денежными средствами, приводит к возникновению негативных последствий, в частности - к возникновению убытков.

В этой связи для оперативного снятия ограничения налогоплательщика по распоряжению денежными средствами и уведомления об этом банка и налогоплательщика с целью возобновления проведения операций по счетам предлагается внести в пункт 4 статьи 76 НК РФ изменения, устанавливающие обязанность налогового органа по направлению решения об отмене приостановления операций по счету не позднее одного операционного дня, следующего за днем принятия такого решения.

Для установления единообразного порядка направления решений налоговых органов, указанных в статье 76 НК РФ, а также повышения эффективности принятия обеспечительных мер по исполнению обязанности налогоплательщиков по уплате налогов и сборов предлагается установить в пункте 4 статьи 76 НК РФ аналогичные сроки направления банкам и налогоплательщикам налоговыми органами решений (копий решений) о приостановлении операций по счетам.

Полагаем, что предлагаемые поправки не приводят к ущемлению прав субъектов налоговых правоотношений и соблюдают как частные, так публичные интересы.

Кроме того, представляется необходимым дополнить статью 76 НК РФ новым пунктом, предусматривающим право банка закрывать счета, операции по которым приостановлены, на основании заявления клиента о расторжении банковского счета в том случае, если на таком счете имеется нулевой остаток денежных средств на момент закрытия счета.

Предлагаемые изменения не противоречат концепции статьи 76 НК РФ, направленной на обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, соответствуют положениям статьи 859 ГК РФ, согласно которым клиент банка вправе расторгнуть с банком договор банковского счета в любое время, а также позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пунктах 11 и 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.99 N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета", в котором разъяснено, что законом не предусмотрена возможность ограничения права клиента на расторжение договора банковского счета. В связи с этим договор банковского счета прекращается с момента получения банком письменного заявления клиента о расторжении договора (закрытии счета). Такого же мнения придерживается Банк России.

Более того, предлагаемые изменения не противоречат и точке зрения налоговых органов, которые считают возможным закрытие счета при наличии нулевого остатка, поскольку в данной ситуации расторжение договора не влечет проведения расходных операций.

В то же время, учитывая, что решение о приостановлении по счету выносится в отношении конкретного счета (пункт 1 статья 76 НК РФ), то не имеется законных оснований для сохранения действия указанного решения после закрытия счета, в отношении которого оно было вынесено.

В связи с этим во избежание неоднозначной трактовки норм статьи 76 НК РФ предлагается предусмотреть, что в указанном случае решение о приостановлении операций утрачивает силу со дня закрытия соответствующего счета.

Включение в статью 76 НК РФ нормы, предусматривающей право на закрытие счета при отсутствии на нем денежных средств, не повлечет негативных последствий, связанных с созданием ситуации, способствующей неуплате клиентом банка налоговых платежей, однако при этом позволит соблюсти требования действующего гражданского законодательства. Таким образом, предлагаемая поправка обеспечивает баланс как публичных, так и частных интересов.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 76 Налогового кодекса Российской Федерации"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 76 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 76 Налогового кодекса Российской федерации#"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 76 Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.



Письмо Ассоциации российских банков от 24 апреля 2007 г. N А-01/5-217


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.