Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2007 г. N А-01/1Е-223 О проекте Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2007 г. N А-01/1Е-223


В связи проблемами, возникающими у кредитных организаций после принятия Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), Ассоциация российских банков с участием банков - членов АРБ разработала проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Законопроект) (прилагается).

При подготовке Законопроекта АРБ учитывала чрезвычайную важность для банковского сообщества принятия предлагаемых изменений, поскольку, как показывает практика, реализация положений действующего Закона N 54-ФЗ приводит к нецелесообразному дублированию в регистрации и учете кассовых операций и неоправданному росту затрат рабочего времени и денежных средств на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ, что, в свою очередь, приводит к росту себестоимости банковских услуг, замедлению развития системы безналичных расчетов населения, негативно сказывается на доступности банковских услуг, как для физических, так и юридических лиц.

В этой связи представляется необходимым исключить кредитные организации из сферы применения Закона N 54-ФЗ.

Кроме того, в настоящее время продажа товаров и (или) оказание услуг с использованием автоматов представляет собой вид деятельности, который не предусматривает участие в продаже товаров и (или) оказании услуг человека, относится к специфическому виду предпринимательской деятельности, находящемуся в России в стадии развития и становления.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют четкие законодательные нормы, закрепляющие фактически сложившуюся практику неприменения контрольно-кассовой техники при осуществление торговли с использованием программно-технических комплексов (автоматов).

Учитывая, что неурегулированность этого вопроса создает предпосылки для привлечения организаций, их должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, представляется необходимым предусмотреть прямую норму, устанавливающую право организаций и индивидуальных предпринимателей не использовать контрольно-кассовую технику при продажах товаров и (или) оказании услуг с использованием программно-технических комплексов (автоматов), функционирующих без постоянного присутствия (участия) человека.

Отраженная в Законопроекте позиция банковского сообщества целиком поддерживается Банком России.

С учетом изложенного просим Вас рассмотреть вопрос о внесении Законопроекта в качестве законодательной инициативы.

Приложение: на 6 л.


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян


Проект


Федеральный закон
"О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"


Статья 1

Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (Собрание законодательства РФ, 2003, N 21, ст. 1957) следующие изменения и дополнения:

1) в статье 2:

а) пункт 3 дополнить новыми абзацами шестнадцатым и семнадцатым следующего содержания:

"совершении кредитными организациями банковских операций и сделок в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Порядок оформления кассовых операций кредитными организациями при совершении банковских операций и сделок в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности без применения контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.";

б) абзац шестнадцатый считать абзацем восемнадцатым;

в) пункт 3 дополнить новым абзацем девятнадцатым следующего содержания:

"Наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт в случаях, когда продажа товаров и (или) оказание услуг производится с использованием программно-технического комплекса, эксплуатация которого осуществляется в автоматизированном режиме (автомат), осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями без применения контрольно-кассовой техники".

2) пункт 3 статьи 7 изложить в следующей редакции:

"Полномочия налоговых органов, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не распространяются на кредитные организации при осуществлении ими операций и сделок, предусмотренных абзацем шестнадцатым пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.".


Президент Российской Федерации

В. Путин


Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"


До вступления в силу Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) кредитные организации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 в силу специфики и особого порядка регулирования банковской деятельности наделялись правом на осуществление операций с наличными денежными средствами без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ). Требования по учету и оформлению операций, осуществляемых кредитными организациями с наличными денежными средствами, устанавливались Центральным банком Российской Федерации.

Принятие Закона N 54-ФЗ требует изменения порядка учета и оформления операций кредитных организаций в части обязательности применения ККТ при осуществлении кредитными организациями кассовых операций.

Однако целесообразность применения ККТ при осуществлении кредитными организациями операций с наличными денежными средствами представляется весьма спорной.

Осуществление кассовых операций в кредитных организациях сопровождается оформлением расчетно-кассовых документов, содержащих все необходимые реквизиты, отражением операций по балансовым счетам, ежедневным закрытием баланса с применением новейших программно-технических средств. Используемые программные средства имеют возможность накапливать и архивировать информацию по проведенным операциям и обеспечены необходимыми мерами безопасности доступа и проверки пользователя. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 09.10.2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций" (далее - Положение N 199-П) в кредитной организации создаются первичные бухгалтерские документы, обеспечивающие необходимые требования к фиксации, учету и хранению итоговой информации. В связи с этим выполнение кредитными организациями установленных Банком России требований к оформлению кассовых и иных операций полностью обеспечивает выполнение функций, которые возлагаются на ККТ.

Применение банками ККТ, отвечающей требованиям Закона N 54-ФЗ, приводит к ненужному дублированию в регистрации и учете кассовых операций и вызовет неоправданный рост затрат рабочего времени и денежных средств на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.

В настоящее время в соответствии с Положением ЦБ РФ N 199-П кредитные организации могут внедрять соответствующие современному уровню развития системы автоматизации банковских операций, а также учета и формирования бухгалтерской отчетности, позволяющие принимать, фиксировать, точно и оперативно обрабатывать поступающие от клиентов документы, в том числе и в электронном виде.

В этой связи представляется необходимым отменить обязанность применения ККТ кредитными организациями при осуществлении ими банковских операций и сделок, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Вместе с тем, учитывая, что в статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлен запрет для кредитных организаций заниматься, в частности торговой деятельностью, освобождение кредитных организаций от применения ККТ при совершении банковских операций и сделок в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности не означает отсутствия необходимости применения ККТ кредитными организациями как субъектами торгово-экономических отношений, например, при наличных денежных расчетах в подведомственных столовых, кафе и т.п.

При использовании кредитными организациями ККТ в таких случаях действие Закона N 54-ФЗ применимо в полном объеме как в части полномочий налоговых органов Российской Федерации по осуществлению контроля за использованием налогоплательщиками требований Закона N 54-ФЗ, так и в части требований к самим ККТ (письмо МНС России от 01.11.04 N 33-0-14/685).

Продажа товаров и (или) оказание услуг с использованием автоматов представляет собой вид деятельности, который не предусматривает участие в продаже товаров и (или) оказании услуг человека, относится к специфическому виду предпринимательской деятельности, находящейся в России в стадии развития и становления.

Автоматы по продаже товаров или оказанию услуг представляют собой специальные устройства (электронное или механическое оборудование), не требующие постоянного присутствия оператора и осуществляющие продажи в автоматическом режиме, то есть позволяющее обслуживать покупателей без привлечения традиционных продавцов, кассиров-продавцов. Такие автоматы знакомы со времен СССР - автоматы по продаже газированной воды, кофе, газет и журналов.

Международный и российский опыт осуществления указанного вида деятельности показывает, что расчеты при осуществлении продажи товаров и (или) оказания услуг с использованием автоматов производится без применения ККТ.

В течение длительного периода времени сложилась подтвержденная (в официальных письмах) государственными органами практика использования торговых автоматов без применения ККТ (Письмо МНС России от 27.02.04 N 33-0-11/153 года; Решение Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол от 18 декабря 2003 г. N 4/76-2003 и т.п.).

Вместе с тем, в 2004 году срок действия решения межведомственной комиссии истек и в последующем продлен не был.

Таким образом, вопрос правомерности неприменения ККТ при осуществлении продажи товаров и (или) оказания услуг с использованием торговых автоматов остался неурегулированным.

В результате, с одной стороны, торговые автоматы применяются без использования контрольно-кассовой техники, а с другой стороны, нет четких законодательных норм, закрепляющих фактически сложившуюся практику.

Учитывая, что неурегулированность этого вопроса влечет реальный риск привлечения организаций, их должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, представляется необходимым предусмотреть прямую норму, устанавливающую право организаций и индивидуальных предпринимателей не использовать ККТ при продаже товаров и (или) оказании услуг с использованием программно-технических комплексов (автоматов), функционирующих без постоянного присутствия (участия) человека.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" не повлечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.



Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2007 г. N А-01/1Е-223


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.