Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2007 г. N А-01/1Е-224 "О внесении изменений в законодательство о бесспорном (безакцептном) списании средств"

Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2007 г. N А-01/1Е-224
"О внесении изменений в законодательство о бесспорном (безакцептном) списании средств"


Ассоциация российских банков ознакомилась с Поручением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2007 года N АЖ-П13-1298 о необходимости представить предложения по совершенствованию законодательства, текстом Концепции проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования норм о безакцептном списании денежных средств с банковского счета)" (далее - Концепция), Техническим заданием на разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования норм о безакцептном списании денежных средств с банковского счета)", письмом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.10.06 N 15600-КА/Д06, письмом ЦБ РФ от 28.11.06 N 013-31-2/4189, а также письмом Минфина России от 26.02.07 N 01-02-01/05-294 и сообщает мнение банковского сообщества по обсуждаемой проблеме.

Ассоциация российских банков разделяет точку зрения авторов Концепции о необходимости устранения коллизий в нормативных правовых актах, посвященных безакцептному (бесспорному) списанию денежных средств.

В соответствии со статьей 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без него списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Статьей 4 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью второй ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй ГК РФ.

Изданные до введения в действие части второй ГК РФ нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

Разъясняя приведенные выше нормы, в Информационном письме Президиума ВАС России от 01.10.96 N 8 "О некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента" Высший Арбитражный Суд РФ отметил, что, когда указанными нормативными актами, в том числе постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, носящими нормативный характер, а также Постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в пределах полномочий данных Правительству в законе либо Указе Президента Российской Федерации, установлен безакцептный порядок списания денежных средств, они подлежат применению впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу.

В соответствии с указанным разъяснением продолжают применяться некоторые нормативные правовые акты, не являющиеся федеральными законами, которые были приняты исключительно для того, чтобы установить порядок безакцептного (бесспорного) списания в ряде отраслей хозяйства. Таких актов достаточно много. В качестве примера можно привести Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий", а также Постановление Верховного Совета РФ от 19.05.93 N 4986-1 "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи". Однако дальнейшее сохранение норм, предусматривающих безакцептное (бесспорное) списание средств, в нормативных правовых актах, отличных от федеральных законов, вступает в противоречие со сложившейся системой гражданского законодательства.

Во-первых, указанные нормативные акты разрешают безакцептное списание средств за потребляемую электрическую, тепловую энергию, газ и услуги связи всем организациям, оказывающим названные услуги независимо от формы собственности. Между тем, эти нормативные акты были приняты в период платежного кризиса для нормализации финансового положения предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса, связи, а также коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий, которые в то время находились в основном в государственной собственности.

Во-вторых, с точки зрения необходимости развития конкуренции недопустима ситуация, когда один из субъектов рынка имеет необоснованные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами. Энергетический бизнес ничем не отличается от строительного, сельскохозяйственного или иного бизнеса, где кредитор не имеет никаких особых полномочий по безакцептному списанию со счета получателя продукции.

Согласно одному из основополагающих принципов права устаревшие нормативные акты должны прекращать свое действие по мере принятия соответствующих федеральных законов. Однако практика свидетельствует об обратном. В течение ряда лет было принято несколько комплексных федеральных законов, посвященных правовому регулированию отношений в отдельных отраслях, где до настоящего времени применяется безакцептное списание средств со счетов потребителей. Среди них можно назвать, например, Федеральный закон от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 31.03.99 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Однако указанные законы вообще не регулируют формы безналичных расчетов в соответствующих отраслях, а, следовательно, не могут отменить устаревшие нормативные акты о безакцептном (бесспорном) списании средств. В результате условие, указанное в статье 4 Закона N 15-ФЗ, становится невыполнимым.

Проблема осложняется появлением коллизий в нормативных актах, изданных в разное время с учетом разных подходов к проблеме внесудебного порядка списания средств со счетов плательщиков. Например, такая коллизия сложилась в отношении Постановления Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению порядка расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий" (далее - Постановление N 4725-1) и Указа Президента РФ о 18.09.92 N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса" (с изменениями от 08.07.04) (далее - Указ N 1091), которые содержат взаимоисключающие нормы. Постановление N 4725-1 устанавливает безакцептный порядок списания средств за отпущенную тепловую энергию, а Указ N 1091 отсылает к общему порядку расчетов, который должен определяться в договоре. Указанная коллизия, на наш взгляд, появилась в результате ошибок юридико-технического характера. В связи с этим подлежащая применению норма не может быть установлена на основе традиционных правил устранения коллизий в нормативных актах. С одной стороны, правило о применении нормативного акта, обладающего более высокой юридической силой, не может быть применено, поскольку оба нормативных акта считаются действующими исключительно в силу нормы статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 15-ФЗ). С другой стороны, правило о применении более позднего (по дате принятия) нормативного акта также не может решить возникшей проблемы, т.к. в более ранний нормативный акт (Указ N 1091) изменения были внесены уже после принятия позднейшего нормативного акта.

С точки зрения гражданского права полагаем, что любое принудительное изъятие имущества без решения суда, в т.ч. бесспорное (безакцептное) списание денежных средств со счета в банке, является существенным выборочным расширением прав отдельных участников экономического оборота, в связи с чем представляется необходимым существенно сократить количество случаев внесудебного списания средств со счетов клиентов банков.

Для устранения всех перечисленных выше проблем правового регулирования бесспорного (безакцептного) списания средств со счета должника, а также для устранения накопившихся коллизий в нормативных актах необходимо внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.

Авторы Концепции предполагают дополнить статью 4 Закона N 15-ФЗ новой частью (третьей) (см. пункт V Технического задания).

По нашему мнению, такой способ решения коллизий законодательства о бесспорном списании средств является неудачным. В результате дополнения статьи 4 Закона N 15-ФЗ третьей частью в указанной статье вместо одной неудачной нормы (часть вторая статьи 4 Закона N 15-ФЗ) появится еще одна, которая на практике может породить новые коллизии. Еще более радикальным представляется путь признания части второй статьи 4 Закона N 15-ФЗ утратившей силу. Такой подход требует большой осторожности. Часть вторая статьи 4 Закона N 15-ФЗ действовала более десяти лет. Отмена этой нормы может привести к непредсказуемым последствиям в правоприменительной практике.

В связи с изложенным, полагаем целесообразным не менять редакцию статьи 4 Закона N 15-ФЗ, а непосредственно отменить большинство норм, предусматривающих внесудебный бесспорный (безакцептный) порядок списания средств со счетов в банках, путем принятия специального федерального закона. Ассоциация российских банков подготовила перечень подлежащих отмене нормативных актов, предусматривающих бесспорный (безакцептный) порядок списания средств со счетов в банках (прилагается). В указанный перечень включены нормы, которые были установлены не в федеральных законах, а в нормативных правовых актах иной формы, изданных до 1 марта 1996 года.

При этом представляется целесообразным сохранить возможность бесспорного списания средств только в следующих случаях:

- на основании решения суда;

- на основании распоряжения компетентного органа о взыскании недоимки по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

- в случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом.

Учитывая вышеизложенное, просим Вас поддержать позицию банковского сообщества при доработке проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации".

Ассоциация российских банков выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Правительством Российской Федерации в области совершенствования действующего законодательства.

Приложение: на 2 л.


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян


Перечень норм о бесспорном (безакцептном) списании средств с банковских счетов, рекомендуемых к отмене


1. Законы Российской Федерации:

1.1. Пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ("Собрание законодательства РФ", 09.05.1994, N 2, ст. 74);

1.2. Статья 90 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357);

1.3. Пункты 2-5, 8, 16 статьи 16 Федерального закона "О Государственном материальном резерве" от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ (в ред. от 12 февраля 1998 г.);

1.4. Пункт 7 статьи 8 Федерального закона от 2 декабря 1994 года N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

2. Акты Верховного Совета Российской Федерации:

2.1. Абзац третий пункта 7 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации от 23 января 1992 г. N 2235-1 - в части бесспорного порядка списания суммы превышения налоговых платежей (Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 240);

2.2. Статья 61 Положения о службе в органах внутренних дел Российской федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70);

2.3. Постановление Верховного Совета Российской федерации от 1 апреля 1993 г. N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий" (Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 15, ст. 530);

2.4. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 г. N 4986-1 "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи" (Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 22, ст. 803);

2.5. Пункт 13 Положения о порядке взимания с предприятий, объединений и организаций повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных вод в системе канализации населенных пунктов, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 мая 1990 г. N 179 (в редакции от 31 декабря 1995 г.).

3. Акты Президента Российской Федерации:

3.1. Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса" (Собрание Актов Президента Российской федерации и Правительства Российской Федерации, 1992, N 13, ст. 1006);

4. Акты Правительства Российской Федерации:

4.1. Пункт 148 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12;

4.2. Постановление Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г. N 171 "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия" (Собрание Постановлений Правительства РСФСР, 1976, N 7, ст. 56);

4.3. Абзацы третий и четвертый пункта 1 Совместного постановления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 22 октября 1992 года N 811 "О стабилизации расчетов за электроэнергию, отпускаемую атомными станциями" (Собрание Актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 1364);

4.4. Подпункт "а" пункта 2.1 Соглашения о предоставлении гарантий по ценным бумагам участников инвестиционного финансового консорциума, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1994 года 507 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 491);

4.5. Пункт 5 Порядка возмещения из Федерального бюджета сумм акциза на спирт этиловый, вырабатываемый из всех видов сырья, за исключением пищевого, и использованный на производство не облагаемой акцизами продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 800 "О порядке возмещения из Федерального бюджета сумм акциза за спирт этиловый, вырабатываемый из всех видов сырья, за исключением пищевого, и использованный на производство не облагаемой акцизами продукции" ("Собрание законодательства РФ", 22.07.1996, N 30, ст. 3656).

5. Акты СССР:

5.1. Абзац первый пункта 201 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 года N 1801 (Свод законов СССР, Т. 8, с. 199).



Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2007 г. N А-01/1Е-224 "О внесении изменений в законодательство о бесспорном (безакцептном) списании средств"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.