Письмо Ассоциации российских банков от 17 мая 2007 г. N А-02/5-254 О проекте Положения ЦБР "О кураторах кредитных организаций"

Письмо Ассоциации российских банков от 17 мая 2007 г. N А-02/5-254

ГАРАНТ:

См. Положение ЦБР от 7 сентября 2007 г. N 310-П "О кураторах кредитных организаций"


Ассоциация российских банков благодарит Вас за предоставленную возможность проанализировать проект Положения Банка России "О кураторах кредитных организаций" (далее - Проект) и сообщает, что Проект в целом поддерживается банковским сообществом.

Тем не менее, считаем возможным обратить внимание, на то, что некоторые положения Проекта нуждаются в доработке (Заключение Правового департамента АРБ прилагается).

Ассоциация российских банков надеется, что предлагаемые банковским сообществом замечания будут учтены при доработке Проекта, а также выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Банком России.

Приложение: на 4 листах.


Исполнительный

вице-президент АРБ

по правовым вопросам

А.В. Емелин


Заключение
Правового департамента Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России "О кураторах кредитных организаций"


Изучив Проект Положения Банка России "О кураторах кредитных организаций" (далее - Проект), специалисты Правового департамента АРБ находят идею создания института кураторов кредитных организаций заслуживающей поддержки, а положения Проекта актуальными, поскольку они разработаны с целью реализации важных задач, направленных на своевременную и точную оценку экономического положения кредитных организаций, выявление проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения и предотвращение ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, поддержание стабильности банковской системы в целом.

Вместе с тем, считаем возможным обратить внимание, что некоторые положения Проекта нуждаются, по нашему мнению, в доработке.

1. Проект не содержит критериев, по которым выбираются кредитные организации для назначения куратора.

1) Согласно пункту 1.7 Проекта закрепление за куратором кредитной организации производится при наличии достаточных условий полагать, что степень ее открытости обеспечит условия для эффективной реализации задачи, определенной пунктом 1.2 Проекта.

По нашему мнению, критерий открытости кредитной организации, будучи оценочным, не может быть признан в качестве приемлемого критерия отбора кредитных организаций.

2) В случае, если критерии, по которым выбираются кредитные организации для назначения, не будут предусмотрены в Проекте, то кредитные организации, за которыми закреплены кураторы, могут, для одних контрагентов, казаться более транспарентными и надежными, а для других контрагентов, напротив, назначение в кредитную организацию куратора может свидетельствовать о нестабильном финансовом положении банка.

2. В тексте Проекта необходима конкретизация прав и расширение обязанностей куратора.

1) В целях достижения максимальной стабильности банковской системы куратор должен предоставлять кредитной организации информацию о выявленных недостатках и совместно с руководством кредитной организации предлагать пути их устранения.

Вместе с тем, лишь пункт 3.5 Проекта предусматривает механизм взаимодействия куратора с кредитной организацией, позволяющий определить ее недостатки и проблемы.

Исходя из вышеуказанного, необходимо расширить как полномочия куратора по взаимодействию с кредитными организациями, так и объем информации, предоставляемой куратором кредитным организациям, в том числе путем ознакомления руководства кредитной организации с аналитическими записками, подготавливаемыми куратором в соответствии с пунктом 2.5 Проекта.

Представляется, что такое взаимодействие должно осуществляться на различных этапах инспекционных проверок посредством консультаций, телефонных переговоров, обсуждений на совещаниях, деловых встречах с сотрудниками кредитной организации, включая ее органы управления, линейный менеджмент (руководители структурных подразделений кредитной организации), сотрудников подразделений внутреннего контроля, внутренних аудиторов.

2) Считаем необходимым предусмотреть обязанность куратора по подготовке предложений по вопросам совершенствования организации как основной деятельности кредитной организации, так и системы корпоративного управления, в том числе управления рисками и внутреннего контроля, бизнес-планирования, а также обязанность предоставлять пояснения кредитной организации по вопросам банковского регулирования и надзора с учетом международной практики, в том числе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

3) Кроме того, положения Проекта не предусматривают процедуру разрешения конфликтов в случае возникновения разных подходов и спорных ситуаций у кредитной организации и куратора при оценке одних и тех же сведений.

4) Проектом не установлен порядок рассмотрения предложений куратора и принятия Банком России решений по результатам проводимого куратором анализа экономического положения кредитной организации, в связи с чем при выявлении негативных тенденций не обеспечивается своевременное принятие Банком России необходимых мер в отношении такой кредитной организации.

5) В Проекте следует подробнее определить процедуру осуществления полномочий куратора на посещение кредитной организации, предусмотрев определенную регулярность посещения, необходимость предоставления рабочего места, процедуру уведомления о приходе в кредитную организацию.

6) Кроме того, считаем целесообразным предусмотреть в Проекте процедуру уведомления кредитной организации о предполагаемой кандидатуре куратора до ее назначения. Благодаря этой процедуре будет озвучена и, возможно, учтена позиция кредитной организации при утверждении кандидатуры на замещение должности куратора.

7) Установленное в пункте 1.9 Проекта право Банка России формировать группу с целью надзора за деятельностью кредитной организации может стать скрытым рычагом давления на кредитную организацию.

Представляется необходимым более точно определить функции надзорной группы, а именно рамки полномочий лиц, входящих в группу.

Также следует определить характер надзора, то есть будет ли данный надзор производится в рамках тематических и/или обязательных проверок или же надзор будет проводиться на постоянной основе и тем самым станет дополнительной формой контроля к уже имеющимся у Банка России.

8) В соответствии с пунктом 3.3 Проекта куратор вправе принимать участие в совещаниях, заседаниях, собраниях, проводимых в кредитной организации.

По нашему мнению, в условиях рыночной экономики недопустимо вмешательство представителей государственных регулирующих органов в процесс принятия решений хозяйствующими объектами.

В этой связи необходимо ограничить право участия куратора в процедурах принятия решений по вопросам деятельности кредитной организации, предоставив ему право участия лишь в тех процедурах, в рамках которых осуществляется обсуждение вопросов, касающихся компетенции куратора.

При этом участие куратора в совещаниях (заседаниях, собраниях), проводимых кредитной организацией, должно быть с ней согласовано и носить наблюдательный характер.

В свою очередь, запросы на участие в таких совещаниях (заседаниях) должны быть мотивированными и раскрывать целесообразность участия куратора.

3. В Проекте содержатся формулировки, допускающие их различное толкование. Например, куратор принимает участие в проверке закрепленной за ним организации "при необходимости, что может толковаться весьма широко.

1) Проект требует доработки в части определения терминологии и устранения разночтений. Например, в пункте 1.4 Проекта в разном контексте применяются такие термины, как "существенное влияние на решения, принимаемые органами управления" и "определяющее влияние на принятие управленческих решений" и не устанавливается их различие или тождественность.

2) В пункт 1.7 Проекта, по нашему мнению, необходимо внести дополнение, разъясняющее, что является достаточным основанием для определения открытости кредитной организации (прозрачность структуры собственников, качество системы управления, публичность кредитной организации и пр.)

3) В пункте 1.9 Проекта, по нашему мнению, необходимо указать критерии, по которым определяется характер и масштаб проводимых операций и принимаемых кредитной организацией на себя рисков (величина активов, пассивов, объем операций по корреспондентским счетам, объем предоставленных кредитов, размер собственных средств (капитала) банка и т.п.).

4) Кроме того, можно указать предельные границы данных показателей, превышение которых способствует принятию решения о формировании надзорной группы.

4. Обращает на себя внимание отсутствие в Проекте указания на перечень информации, к которой имеет доступ куратор кредитной организации. В этой связи остается неясным, в предоставлении какой информации кредитная организация вправе отказать куратору.

1) Содержание Проекта не снимает озабоченности кредитных организаций по поводу опасности нарушения коммерческой и банковской тайны - риска того, что сведения, получаемые куратором, могут быть использованы в пользу третьих лиц.

2) В главе 4 "Ответственность куратора" дана отсылка на Положение Банка России N 235-П, однако указанный документ не удалось найти в правовых базах данных, в связи с чем невозможно понять процедуры и особенности возложения ответственности на куратора и его руководителей за осуществление куратором своих функций.

В этой связи представляется необходимым включить в Проект нормы об ответственности куратора за разглашение полученной от кредитной организации информации.

Необходимо отметить, что в Проекте не указаны последствия возникновения обстоятельств, указанных в абзаце 5, 6, 7 пункта 1.4. Проекта.

Вследствие особой ответственности, возложенной на кураторов, к ним должны быть предъявлены высокие требования в плане квалификации и отсутствия склонности к субъективным подходам и оценкам.

3) Особо обращаем внимание на тот факт, что в Проекте отсутствуют нормы, регулирующие контроль за деятельностью куратора со стороны кредитной организации, в целях поддержания кредитными организациями необходимого уровня защиты коммерческой и банковской тайны в соответствии с российским законодательством и нормативными правовыми актами Банка России.

5. Проект содержит более десяти ссылок на нормативные и распорядительные документы, которые должны быть приняты Банком России и его территориальными учреждений дополнительно.

Таким образом, "Положение о кураторах кредитных организаций" будет иметь не самостоятельное действие, а только при условии принятия ряда дополнительных документов.

1) Из положений Проекта остается неясным, осуществляет ли куратор свои обязанности наряду с теми, которые у него существовали на момент его назначения или освобождается от них; будет ли подразделение кураторов самостоятельным или входить в рамки подразделения, осуществляющего надзор.

2) Согласно статье 56 Федерального закона от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора.

Поскольку куратор фактически выполняет надзорные функции, но при этом, исходя из положений Проекта, не обязательно должен входить в состав Комитета банковского надзора, учитывая то, что Закон о Банке России не содержит прямого указания на возможность существования лиц, осуществляющих курирование кредитных организаций, нормы Проекта вступают в противоречие со статьей 56 Закона о Банке России.


Начальник Правового

департамента АРБ

Л.А. Митяшова


Письмо Ассоциации российских банков от 17 мая 2007 г. N А-02/5-254


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.