Письмо Ассоциации российских банков от 25 апреля 2007 г. N А-01/5-220 "О необходимости внесения в действующее законодательство изменений, предусматривающих проставление отметки о государственной регистрации на учредительных документах юридических лиц"

Письмо Ассоциации российских банков
от 25 апреля 2007 г. N А-01/5-220
"О необходимости внесения в действующее законодательство изменений, предусматривающих проставление отметки о государственной регистрации на учредительных документах юридических лиц"


Обращение Ассоциации российских банков обусловлено тем, что в деятельности банков продолжают возникать серьезные проблемы из-за непроставления налоговыми органами, осуществляющими государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, на учредительных документах юридических лиц отметки (штампа) об их государственной регистрации.

Федеральным законом от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) (введен в действие с 01.07.02) не предусмотрена обязанность регистрирующего органа, функции которого в настоящее время выполняет ФНС России (ранее - МНС России), проставлять отметку (штамп) о государственной регистрации на учредительных документах юридических лиц.

В результате после введения Закона банки столкнулись с рядом проблем при осуществлении обязанностей, установленных Федеральным законом от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), при определении полномочий органов управления их клиентов - юридических лиц, а также при открытии им счетов, поскольку нотариусы отказывались заверять подлинность копий учредительных документов клиентов.

В связи с неоднократными обращениями АРБ, банков и их клиентов о сохранении ранее существовавшего порядка проставления отметки (штампа) на учредительных документах юридических лиц об их государственной регистрации, установленного Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482, Приказом МНС России от 18.04.03 N БГ-3-09/198 были утверждены "Методические разъяснения по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица" (далее - Методические разъяснения), предусматривающие проставление штампа не на титульных листах учредительных документов, а на обороте последнего листа одного экземпляра учредительных документов юридического лица на месте прошивки.

В связи с изданием Методических разъяснений вышеуказанные проблемы были временно решены. Однако на основании пункта 3 Приказа ФНС России от 01.11.04 N САЭ-3-09/16@ Методические разъяснения утратили силу. Вместе с тем, на практике налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, до февраля 2007 года сохраняли порядок проставления штампа, установленный Методическими разъяснениями.

В настоящее время должностные лица налоговых органов без объяснения причин выдают представителям регистрируемых юридических лиц учредительные документы без проставления отметки о государственной регистрации.

В результате банки в очередной раз столкнулись с вышеуказанными проблемами.

В этой связи в целях устранения проблем, возникающих у юридических лиц и банков, придания учредительным документам юридических лиц официального статуса, а также учитывая позицию ФНС России по рассматриваемой проблеме, полагаем необходимым внести в Закон изменения, устанавливающие обязанность регистрирующего органа по проставлению на титульных листах учредительных документов юридических лиц специальной отметки (штампа) об их государственной регистрации (разработанный Ассоциацией российских банков проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и пояснительная записка к нему прилагаются).

Учитывая вышеизложенное, Ассоциация российских банков просит Минэкономразвития России поддержать предложения банковского сообщества о внесении указанных изменений в действующее законодательство.


Приложение на 5 л. - [Проект Закона]  [Пояснительная записка]


Исполнительный

вице-президент АРБ

по правовым вопросам

А.В. Емелин


Проект


Федеральный закон
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"


Принят Государственной Думой "__" ____________200__года

Одобрен Советом Федерации "___" ___________200__года


Статья 1.

Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства РФ, 2001, N 33 (часть I), ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 50, ст. 4855; N 52 (часть I), ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834) следующие изменения:

1) подпункт "е" пункта 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:

"е) учредительные документы юридического лица с проставленной на титульном листе отметкой о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;";

2) пункт 3 статьи 11 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"При государственной регистрации юридического лица при его создании (в том числе путем реорганизации), а также при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, вместе с документом, подтверждающим факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, заявителю выдается (направляется) один экземпляр учредительных документов с проставленной на титульном листе отметкой о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

3) в пункте "в" статьи 12 слова "(подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)" заменить словами "в двух экземплярах";

4) в подпункте "б" пункта 1 статьи 14 слова "(подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)" заменить словами "в двух экземплярах".


Статья 2.

Внести в статью 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233 N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 18, 45; N 30, ст. 3117; ) следующие изменения:

1) пункт второй изложить в следующей редакции:

"2) два экземпляра учредительного договора, если его подписание предусмотрено федеральным законом;";

2) пункт третий изложить в следующей редакции:

"3) два экземпляра устава;".


Статья 3.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации

В. Путин


Москва, Кремль


Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"


В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) (введен в действие с 01.07.02) и с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 17.05.02 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" функции по государственной регистрации юридических лиц возложены на МНС России (в настоящее время ФНС России).

Законом не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проставлять отметку (штамп) о государственной регистрации на учредительных документах юридических лиц. Таким образом, представители зарегистрированных юридических лиц получали учредительные документы без такой отметки (штампа).

В связи с отсутствием на учредительных документах юридических лиц, прошедших государственную регистрацию после 01 июля 2002, отметки (штампа) об их государственной регистрации нотариусы отказывались заверять подлинность копий этих документов, а удостоверяли только подлинность подписи лиц, подписавших учредительные документы. В результате банки столкнулись с рядом проблем при осуществлении обязанностей, установленных Федеральным законом от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), при определении полномочий органов управления их клиентов - юридических лиц, а также при открытии им счетов.

Вместе с тем, ранее действовала норма пункта 5 Положения "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденного Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", в соответствии с которой в обязанность регистрирующего органа вменялось проставление отметки (штампа) на титульных листах учредительных документов юридических лиц об их государственной регистрации.

В связи с многочисленными просьбами банков и их клиентов - юридических лиц приказом МНС России от 18.04.03 N БГ-3-09/198 были утверждены "Методические разъяснения по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица" (далее - Методические разъяснения), предусматривающие проставление штампа не на титульных листах учредительных документов, а на обороте последнего листа одного экземпляра учредительных документов юридического лица на месте прошивки.

После введения МНС России указанного порядка нотариусы стали заверять копии учредительных документов, и в результате проблемы, возникавшие у юридических лиц и банков, были временно решены. Однако на основании пункта 3 Приказа ФНС России от 01.11.04 N САЭ-3-09/16@ Методические разъяснения утратили силу. Вместе с тем, на практике налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, до февраля 2007 года сохраняли порядок проставления штампа, установленный Методическими разъяснениями.

В настоящее время должностные лица налоговых органов без объяснения причин выдают представителям регистрируемых юридических лиц учредительные документы без проставления отметки о государственной регистрации.

В результате банки в очередной раз столкнулись с вышеуказанными проблемами.

Так, во исполнение требований Закона N 115-ФЗ банки при открытии банковских счетов клиентам обязаны в рамках осуществления внутреннего контроля, проводимого ими в целях выявления операций, подлежащих обязательному контролю, а также иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, осуществлять идентификацию клиента - юридического лица путем проверки соответствующих его данных на основании учредительных и иных документов.

Кроме того, согласно пункту 1.2 Инструкции Банка России от 14.09.06 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (далее - Инструкция N 28-И) основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) и представление всех документов, определенных законодательством Российской Федерации. Открытие клиенту банковского счета, счета по вкладу (депозиту) производится только в том случае, если банком получены все предусмотренные Инструкцией N 28-И документы, а также проведена идентификация клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.11 Инструкции N 28-И для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В частности в банк могут быть представлены копии документов, заверенные клиентом - юридическим лицом, при условии установления банком их соответствия оригиналам документов. Однако полагаем, что оригиналом учредительного документа может считаться только тот документ, на котором имеется соответствующая отметка регистрирующего органа.

Таким образом, отсутствие на оригиналах учредительных документов отметки о государственной регистрации создает предпосылки для предоставления в банк недобросовестными клиентами учредительных документов, отличных от тех, которые находятся в регистрирующем органе. В этой связи у банков возникают проблемы при осуществлении идентификации юридического лица и определении полномочий органов управления юридического лица.

В соответствии со статьей 6 Закона юридические лица вправе обращаться в регистрирующие органы за получением заверенных ими копий учредительных документов.

Однако массовое обращение юридических лиц за получением таких копий влечет дополнительную нагрузку на работников налоговых органов и, как следствие, приводит к несоблюдению сроков предоставления заверенных копий документов, установленных пунктом 21 "Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.02 N 438.

Кроме того, отсутствие на учредительных документах юридических лиц отметки (штампа) об их регистрации не позволяет им осуществлять свое законное право на обращение к нотариусам за удостоверением копий этих документов. К тому же копии учредительных документов, заверенные регистрирующими органами, фактически имеют большую юридическую силу, чем их оригиналы.

При этом, необходимо отметить, что пунктом 97 "Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц", утвержденного Приказом Минюста России от 19.12.06 N 372, установлена обязанность специалистов, уполномоченных готовить документы для государственной регистрации, проставлять на каждой странице всех экземпляров учредительных документов некоммерческой организации специальный штамп с указанием наименования органа, принявшего решение о государственной регистрации, и даты принятия решения о государственной регистрации.

Принимая во внимание изложенное, представляется, что проставление на учредительных документах отметки о государственной регистрации юридических лиц является обоснованным.

В этой связи в целях устранения проблем, возникающих у юридических лиц и банков, придания учредительным документам юридических лиц официального статуса, а также учитывая позицию ФНС России по рассматриваемой проблеме, полагаем необходимым внести в Закон изменения, устанавливающие обязанность регистрирующего органа по проставлению на титульных листах учредительных документов юридических лиц специальной отметки (штампа) об их государственной регистрации.



Письмо Ассоциации российских банков от 25 апреля 2007 г. N А-01/5-220 "О необходимости внесения в действующее законодательство изменений, предусматривающих проставление отметки о государственной регистрации на учредительных документах юридических лиц"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.