Письмо Ассоциации российских банков от 4 июня 2007 г. N A-01/5-288 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

Письмо Ассоциации российских банков от 4 июня 2007 г. N A-01/5-288
"О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"


Обращаемся к Вам в связи с тем, что в Комитете Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации будет рассматриваться проект Федерального закона N 385143-4 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Законопроект), в соответствии с которым дополняется перечень разрешенных валютных операций между резидентами и уполномоченными банками, отнесенных к банковским операциям, путем включения в него иных сделок кредитных организаций.

В связи с последовательным проведением курса на либерализацию валютного законодательства Российской Федерации Ассоциация российских банков поддерживает концепцию Законопроекта.

Предлагаемые в Законопроекте поправки к Федеральному закону N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) являются актуальными и своевременными, поскольку позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и уполномоченными банками, что свидетельствует о положительной тенденции к совершенствованию валютного законодательства.

Так, еще в период действия консервативного Закона Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" согласно пунктам 1-3 Указания Банка России от 27.03.98 N 193-У "Об осуществлении уполномоченными банками сделок и операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, не относящихся к банковским операциям" банки могли без специального разрешения Банка России осуществлять с резидентами, в частности, следующие операции:

1. исполнение обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства, а также исполнение регрессных требований поручителей;

2. приобретение у третьих лиц, а также уступка третьим лицам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;

3. лизинговые операции, предусматривающие платежи в иностранной валюте;

4. доверительное управление денежными средствами в иностранной валюте.

Однако, после вступления в силу Закона N 173-ФЗ и закрепления в части 3 статьи 9 сокращенного, фактически закрытого перечня разрешенных валютных операций, резиденты оказались лишенными указанного права, что без сомнения ухудшает экономическую ситуацию в отношении предприятий, заинтересованных в заключении сделок на основании договоров поручительства, уступки права требования исполнения обязательств (факторинга), доверительного управления и лизинга.

Представляется, что подобный подход не только не соответствует общей концепции Закона N 173-ФЗ, но и серьезно ущемляет права хозяйствующих субъектов.

В то же время не усматривается веских оснований для лишения банков права совершать подобные сделки.

Кредитные организации являются профессиональными финансовыми посредниками на рынке капиталов, деятельность которых имеет существенные особенности.

Во-первых, предметом их деятельности традиционно являются деньги (включая иностранную валюту), а также драгоценные металлы и ценные бумаги. Деятельность банков заметно отличается от деятельности других участников торгового оборота, в котором деньги, как правило, выполняют только роль средства платежа. В банковской деятельности сами деньги (включая иностранную валюту) становятся товаром.

Во-вторых, другой особенностью кредитных организаций является посреднический характер осуществляемых ими финансовых операций. Они привлекают временно свободные денежные средства одних лиц с целью предоставления их другим лицам, нуждающимся в заемных средствах. Причем для данной характеристики банковской деятельности юридическая конструкция, с использованием которой осуществляются финансовые операции, значения не имеет.

Эта специфика деятельности кредитных организаций объясняет их особое положение в торговом обороте и специальное правовое регулирование, которому, как правило, подчиняются банковские операции и иные сделки. Например, банковские операции, перечисленные в части первой статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", вправе выполнять только кредитные организации на основании лицензии Банка России. Другие сделки кредитных организаций, в том числе перечисленные в части второй статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", формально не нуждаются в лицензировании и могут осуществляться иными, кроме кредитных организаций, участниками торгового оборота.

Отсюда следует, что не юридическая форма банковских операций определяет специфику банковской деятельности, а их экономическое содержание. Поэтому любые посреднические сделки кредитных организаций (как банковские операции, так и иные сделки) на рынке капиталов имеют одинаковую экономическую природу и нуждаются в единообразном правовом регулировании. Законодатель отчасти придерживается указанного подхода. Так, правило о специальном субъектном составе предусмотрено законодательством не только для традиционных банковских операций (договор банковского вклада, счета, расчетные сделки), но и для некоторых других банковских сделок, например, для договора доверительного управления денежными средствами (пункт 2 статьи 1013 ГК РФ, пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

В свете сказанного выше представляется необоснованной действующая норма пункта 7 части 3 статьи 9 Закона N 173-ФЗ, которая ограничивает право кредитных организаций осуществлять операции в иностранной валюте с резидентами только банковскими операциями. Получается, что иные банковские сделки с резидентами в иностранной валюте не могут быть совершены уполномоченными банками. Данное ограничение экономически необоснованно. Учитывая, что экономическая цель многих банковских операций и сделок сходна, на практике банки вынуждены искать способы обхода указанного ограничения путем использования иных юридических форм. Кроме того, в свете открытости валютного рынка и предоставления возможности резидентам совершать валютные операции, используя счета в иностранных банках, подобная норма формирует неравные конкурентные условия на финансовом рынке, поскольку не распространяется на зарубежные банки.

В результате целый ряд изначально банковских валютных операций резидентов фактически принудительно выводится за границу, что совершенно не соответствует целям укрепления национальной банковской системы России.

Как следствие, вопреки декларируемому принципу равных условий конкуренции для российских и иностранных банков, фактически в законодательстве формируется преференционный режим для зарубежных кредитных организаций. Подобный подход вступает в прямое противоречие с интересами национальной экономики, залогом успешного развития которой является формирование конкурентоспособной в мировом масштабе национальной банковской системы.

Учитывая вышеизложенное, банковское сообщество поддерживает концепцию внесенного Вами Законопроекта и выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве в сфере совершенствования банковского законодательства.


С уважением,

Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 4 июня 2007 г. N A-01/5-288 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.