Письмо Ассоциации российских банков от 6 июня 2007 г. N A-02/5-298 "О проблемах налогообложения операций по реализации слитков драгоценных металлов"

Письмо Ассоциации российских банков от 6 июня 2007 г. N A-02/5-298
"О проблемах налогообложения операций по реализации слитков драгоценных металлов"

ГАРАНТ:

См. также письмо Ассоциации российских банков от 6 июня 2007 г. N A-02/5-299

17 мая 2007 года принят Федеральный закон N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 85-ФЗ) (вступает в силу с 01.01.08), в соответствии с которым в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ внесены изменения, уточняющие формулировки норм указанного подпункта в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) операций по реализации слитков драгоценных металлов на межбанковском рынке. Кроме того, согласно Закону N 85-ФЗ из определения понятия "хранилище" исключено слово "сертифицированное". Действие данной поправки распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Указанные изменения были приняты в результате активной работы банковского сообщества по урегулированию проблем, возникавших у кредитных организаций из- за нечеткости формулировок подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, при существенной поддержке Банка России и Минфина России.

Вместе с тем, учитывая существовавшую позицию налоговых органов по вопросу уплаты НДС банками по операциям по реализации слитков драгоценных металлов другим банкам, кредитные организации и Ассоциация российских банков обеспокоены тем, что новая формулировка подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ может позволить налоговым органам толковать ранее действовавшую редакцию указанного подпункта как обязывающую банки доказывать помещение слитков в хранилища банков-покупателей для освобождения от уплаты НДС.

Наряду с этим, исключение с 01.01.07 слова "сертифицированные" из определения понятия "хранилища" позволит налоговым органам использовать в качестве аргумента против банков-продавцов драгоценных металлов отсутствие у банков-покупателей сертификатов, хотя согласно нормативным актам Банка России никакой специальной сертификации банковских хранилищ не производится.

Позиция Минфина России по данному вопросу совпадает с позицией банковского сообщества, однако ФНС России, несмотря на наличие разъяснений Минфина России от 14.08.06 N 03-04-15/153 и от 22.01.07 N 03-07-15/07, продолжает судебное преследование ряда банков.

Кроме того, существует еще одна актуальная проблема, связанная с налогообложением операций по реализации слитков драгоценных металлов физическим лицам и юридическим лица, не являющимся кредитными организациями, наличие которой сдерживает развитие рынка драгоценных металлов в Российской Федерации.

Так, подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДС операций по реализации слитков драгоценных металлов юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, и физическим лицам при условии оставления слитков в хранилище банка. Однако Главой 21 НК РФ не определен порядок предъявления банком-продавцом указанным лицам НДС при последующем изъятии из хранилища слитков драгоценных металлов, что создает предпосылки для возникновения разногласий с налоговыми органами.

Продавая драгоценные металлы в слитках ювелирным компаниям или физическим лицам с условием хранения в хранилище банка-продавца, банк-продавец обязан отслеживать дальнейшее передвижение слитков, в т.ч. по металлическим счетам, и, в случае изъятия их из хранилища или перевода на металлический счет в другом банке, требовать от ювелирной компании или физического лица доплаты НДС либо предоставления документов, подтверждающих зачисление слитков в хранилище другого банка или нахождения драгоценного металла на металлическом счете.

Вместе с тем, доплата НДС по истечении срока действия договора купли-продажи отдельно от оплаты суммы сделки явно противоречит как условиям подобных сделок, предусмотренных гражданским законодательством, так и нормам главы 21 НК РФ, регулирующим порядок уплаты НДС, а также правовой природе НДС как косвенного налога, выступающего в форме надбавки к цене товара.

Кроме того, существует проблема доказывания банком-продавцом его права на использование предоставленной законодательством льготы при помещении приобретенных покупателями слитков в хранилище другого банка. Так, документами, подтверждающими факт помещения слитков драгоценных металлов в хранилище, являются, в частности договоры ответственного хранении и приходно-кассовые ордера, составленные банком-хранителем. Однако ни покупатель, ни банк-хранитель вправе не предоставлять банку-продавцу имеющиеся у них документы.

Следовательно, норма подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, содержащая требование о помещении приобретенных организациями либо физическими лицами слитков драгоценных металлов в хранилище, ставит банк в зависимость от воли покупателя и банка-хранителя, которые вправе отказать им в предоставлении требуемых налоговыми органами документов.

Требование банка-продавца предоставить эти документы приведет к нарушению принципов равенства участников гражданских правоотношений и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, закрепленных в статье 1 ГК РФ, конституционного принципа о том, что осуществление прав одним субъектом правоотношений не должно нарушать права и свободы других лиц (пункт 3 статьи 17 Конституции РФ), а также к посягательству на информацию, отнесенную покупателем (организацией) и банком-хранителем к информации, составляющей коммерческую тайну (пункт 4 статьи 29 Конституции РФ, статья 3, пункт 1 статьи 4, статья 5 Федерального закона от 29.07.04 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон N 98-ФЗ).

При этом Закон N 98-ФЗ не содержит норм, предусматривающих право организаций, в частности банков, запрашивать у обладателя информацию (документы) о его деятельности, содержащуюся в договорах, заключенных с третьими лицами.

Физические лица, которым банк-продавец реализовал слитки драгоценных металлов, также вправе не предоставлять банку-продавцу договор, заключенный с банком-хранителем.

Учитывая требования пункта 1 статьи 6 Закона N 98-ФЗ, подобные сведения вправе получать, органы государственной власти, например налоговые органы, а не банки, которым необходимо доказывать правомерность освобождения операций по реализации слитков драгоценных металлов от НДС.

Таким образом, рассматриваемая норма подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ предопределяет невозможность ее выполнения и создает предпосылки для возникновения налоговых рисков при проведении операций с драгоценными металлами, что в значительной степени тормозит развитие системы обезличенных металлических счетов в Российской Федерации и вынуждает банки работать с драгоценными металлами в основном на зарубежных рынках, где такие операции освобождаются от НДС (Council Directive 98/80 ЕС от 12 октября 1998 года).

Международная практика государственного регулирования рынка драгоценных металлов в слитках и монетах показывает, что операции с ними рассматриваются как операции с финансовыми активами, и максимально освобождены от налогов, в то время как налогообложению подлежат получаемые от этих операций инвестиционный доход и прибыль.

По мнению банковского сообщества, единственным выходом из создавшегося положения является внесение изменений в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, предусматривающих освобождение от уплаты НДС операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам и некредитным организациям.

Экономическими аргументами в пользу такого освобождения является увеличение сбора НДС с организаций ювелирной промышленности в результате увеличения объемов операций с драгоценными металлами, а также уплата этими организациями всей суммы НДС, полученного при продаже ювелирных изделий, без зачета НДС при покупке слитков, что позволит, как минимум, не снизить общую сумму НДС, поступающую в бюджет по таким операциям.

Специалистами кредитных организаций, работающих на рынке драгоценных металлов, подготовлена аналитическая записка (прилагается), в которой приводятся показатели соотношения добычи и потребления золота в России и зарубежных странах, в которых операции по реализации слитков золота освобождены от уплаты НДС. Приведенный сравнительный анализ еще раз доказывает необходимость освобождения указанных операций от уплаты НДС.

Необходимо отметить, что в 2006 году Президентом РФ было предложено рассмотреть вопрос об освобождении от НДС операций по продаже слитков физическим лицам. Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Однако 13.02.07 Советом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было принято решение перенести рассмотрение указанного законопроекта.

По имеющейся у нас информации, Банк России разделяет точку зрения о необходимости освобождения от уплаты НДС операций по реализации драгоценных металлов в слитках физическим лицам и организациям, не являющимся кредитными.

Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть вопрос о проведении совещания с участием представителей Банка России, Минфина России, ФНС России, Ассоциации российских банков и заинтересованных кредитных организаций в целях обсуждения вопроса об освобождении указанных операций от уплаты НДС, а также получения со стороны государственных органов поддержки позиции банковского сообщества об освобождении от уплаты НДС операций по реализации слитков драгоценных металлов на межбанковском рынке на основании подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ в редакции без учета изменений, внесенных Законом N 85-ФЗ.

Также полагаем целесообразным пригласить на указанную встречу начальника Экспертного управления Администрации Президента России А.В. Дворковича и Министра внутренних дел России Р.Г. Нургалиева.

Ассоциация российских банков выражает надежду на поддержку со стороны Банка России в решении означенных в настоящем обращении проблем, а также уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве по вопросам совершенствования действующего законодательства Российской Федерации.

Приложение на 3 л.

 

С уважением,

Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян

 

 

------------------------------

* По данным Союза золотопромышленников.

** По данным GFMS.


Письмо Ассоциации российских банков от 6 июня 2007 г. N A-02/5-298 "О проблемах налогообложения операций по реализации слитков драгоценных металлов"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.