Письмо Ассоциации российских банков от 23 мая 2007 г. N А-01/5-270 О проекте Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"

Письмо Ассоциации российских банков от 23 мая 2007 г. N А-01/5-270


В связи с тем, что в настоящее время остается законодательно нерешенным ряд проблем, связанных с валютным регулированием, а также с целью расширения спектра предоставляемых банками услуг в сфере обслуживания внешнеэкономической деятельности, Ассоциация российских банков совместно с банками - членами АРБ подготовила проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Законопроект) (прилагается).

Просим Вас поддержать предложение банковского сообщества и рассмотреть вопрос о внесении Законопроекта в порядке законодательной инициативы.

Приложение: на 8 л.


С уважением,

Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян


Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"


Принят Государственной Думой "__" ________ 2007 года

Одобрен Советом Федерации "__" _______ 2007 года


Статья 1

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711, 2005, N 30 (1 ч.), ст. 3101, 2006, N 31 (1 ч.), ст. 3430, 2007, N 1 (1 ч.), ст. 30) следующие изменения:

1) в статье 9:

пункт 3 части 1 изложить в следующей редакции:

"3) операций между комиссионерами (агентами, поверенными, доверительными управляющими) и комитентами (принципалами, доверителями, учредителями управления) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными, доверительными управляющими) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами;";

в части 3:

в пункте 1 после слов "по соответствующим договорам" дополнить словами ", а также возмещением расходов уполномоченного банка, связанных с исполнением соответствующих кредитных договоров;";

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) с банковскими гарантиями, с аккредитивами, с договорами финансирования под уступку денежного требования; исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога; исполнением уполномоченными банками обязательств в счет акцепта/аваля векселей;";

в пункте 7 после слов "к банковским операциям" дополнить словами "и другим сделкам";

2) в статье 12:

в абзаце первом части 5 слова "установленных пунктами 10-12 и 16 части 1 статьи 9" заменить словами "установленных пунктами 9-12 и 16 части 1 статьи 9";

3) в статье 14:

часть 2 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"Юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте с физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации с физическими лицами-нерезидентами при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.";

часть 3 дополнить пунктами 9-12 следующего содержания:

"9) расчетов в наличной иностранной валюте с юридическими лицами - резидентами в случаях, указанных в абзаце седьмом части 2 настоящей статьи;

10) перевода физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента и получения  физическим лицом - резидентом от нерезидента перевода на территории Российской Федерации без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;

11) перевода физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента на территории Российской Федерации без открытия банковских счетов сумм консульских сборов;

12) расчетов в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.".

4) в статье 19:

часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты (физические лица - индивидуальные предприниматели и юридические лица), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, путем:

а) получения иностранной валюты и валюты Российской Федерации от нерезидентов;

б) получения иностранной валюты и валюты Российской Федерации от уполномоченных банков в следующих случаях:

- по договору финансирования под уступку денежного требования, заключенному с уполномоченными банками;

- при осуществлении выплат по условиям банковских гарантий, выданных уполномоченными банками по поручению нерезидентов;

- при исполнении уполномоченными банками обязательств по авалированным ими векселям нерезидентов;

- при осуществлении выплат по акцептованным уполномоченными банками переводным векселям;

- при получении исполнения по аккредитиву от уполномоченного банка, который является исполняющим или подтверждающим;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.";

в части 2:

в пункте 1 и 6 слова "валютной выручки" заменить словами "иностранной валюты и валюты Российской Федерации";

дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:

"7) при зачислении иностранной валюты и валюты Российской Федерации в пользу уполномоченного банка в целях исполнения обязательств юридических лиц резидентов по кредитным договорам, заключенным между уполномоченным банком и резидентом;

8) при оплате банковских расходов и (или) комиссий в иностранной валюте и валюте Российской Федерации, возникших при осуществлении внешнеторговой деятельности.".


Президент Российской Федерации



Москва, Кремль

"__" _______ 2007 года

N_____


Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"


Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Законопроект) предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон).

Законопроект разработан в целях продолжения последовательной политики государства, направленной на либерализацию валютного законодательства Российской Федерации, развитие внешней торговли Российской Федерации и решение ряда вопросов, связанных с валютным регулированием банковской деятельности.

В настоящее время перечень разрешенных валютных операций в иностранной валюте между резидентами (часть 1 статьи 9 Закона), не предусматривает возможности проведения расчетов между резидентами (в т.ч. между резидентами и уполномоченными банками), действующими в качестве комиссионеров (агентов, поверенных, доверительных управляющих) и комитентами (принципалами, доверителями, учредителями управления) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными, доверительными управляющими) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами, предусматривающих приобретение/отчуждение внешних ценных бумаг и проведение расчетов за них в иностранной валюте.

Неопределенность законодательства в данном вопросе затрудняет проведение расчетов между юридическими лицами-резидентами (в.т.ч. между уполномоченными банками и их клиентами) по ряду операций, в частности при передаче клиентом банка - резидентом средств в иностранной валюте уполномоченному банку по договору доверительного управления (или брокерскому договору) для приобретения внешних ценных бумаг (в т.ч., если учет таких ценных бумаг осуществляется иностранными депозитариями).

Кроме этого, перечень валютных операций в иностранной валюте, разрешенных между резидентами и уполномоченными банками (часть 3 статьи 9 Закона) не учитывает все операции, возможные к проведению между уполномоченными банками и резидентами в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках). В частности, согласно пункту 7 части 3 статьи 9 Закона между резидентами и уполномоченными банками без ограничений осуществляются валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Закона о банках). При этом отсутствие в названной норме указания на возможность совершения банковских сделок (часть 2 статьи 5 Закона о банках) рассматривается как запрет на осуществление соответствующих валютных операций при их совершении между резидентами и уполномоченными банками.

Норма пункта 7 части 3 статьи 9 Закона в действующей редакции создает противоречие между законами, поскольку, с одной стороны, в соответствии со статьей 9 Закона валютные операции между резидентами при совершении банковских сделок не отнесены к разрешенным, а с другой - частью 4 статьи 5 Закона о банках предусмотрено, что все банковские операции и другие сделки осуществляются кредитными организациями в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.

Запрет на осуществление банковских сделок между резидентами и уполномоченными банками необоснованно ухудшает экономическое положение (в том числе по сравнению с нерезидентами) российских хозяйствующих субъектов, заинтересованных в заключении соответствующих договоров с российскими банками, а также ведет к возникновению диспропорций в регулировании банковской деятельности. Такая ситуация не только сужает возможности рынка банковских услуг, но и создает противоречие между продекларированными целями принятия Закона (либерализация валютного регулирования и валютного контроля) и реальным содержанием норм Закона.

Осуществление уполномоченными банками указанных выше сделок с экономической точки зрения направлено на организацию системы финансирования деятельности российских предприятий. В нынешних условиях уполномоченные банки вынуждены в этих целях пользоваться исключительно прямым банковским кредитованием. Таким образом, сложившаяся ситуация существенно сужает состав и снижает экономическую эффективность услуг, оказываемых уполномоченными банками российским предприятиям, что в свете стремления к открытости российского рынка и предоставления возможности резидентам совершать валютные операции, используя счета в иностранных банках, формирует неравные конкурентные условия для российской банковской системы, поскольку соответствующий запрет не распространяется на зарубежные банки - нерезиденты Российской Федерации.

Таким образом, банковские операции и банковские сделки, как имеющие единую экономическую природу (посредничество на рынке капитала), нуждаются в единообразном правовом регулировании.

Законопроектом, в целях решения указанных проблем, уточняется ряд формулировок статьи 9 Закона.

Законопроект вносит изменения в статью 12 Закона, согласно которым на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены средства, полученные при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 90-ФЗ) в статью 9 Закона были внесены изменения, позволяющие юридическим лицам-резидентам производить расчеты со своими сотрудниками-резидентами в иностранной валюте при выдаче средств на командировочные расходы. Однако, согласно нормам статьи 14 Закона указанные расчеты могут осуществляться между юридическими лицами-резидентами и их командируемыми сотрудниками исключительно в безналичном порядке, что существенно затрудняет применение на практике внесенных Законом N 90-ФЗ изменений. В ряде случаев у командируемых сотрудников отсутствуют счета в соответствующей валюте. Необходимость открытия счетов для разовых операций, а также перевод средств через банковские счета (и уплата при этом банковской комиссии, размер которой при переводах на небольшие суммы может составлять значительный процент от суммы операции) приводит к дополнительным расходам юридических и физических лиц.

Таким образом, практика применения Закона указывает на необходимость уточнения статьи, посвященной правам и обязанностям резидентов при осуществлении валютных операций (статья 14). В связи с этим законопроект предусматривает:

- возможность осуществления юридическими лицами-резидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчетов в наличной иностранной валюте с физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами, а также расчетов в наличной валюте Российской Федерации с физическими лицами-нерезидентами при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;

- возможность осуществления физическими лицами-резидентами переводов в пользу нерезидента и получения физическими лицами - резидентами от нерезидента переводов на территории Российской Федерации без открытия банковских счетов, а также переводов в пользу нерезидента на территории Российской Федерации без открытия банковских счетов сумм консульских сборов;

- возможность осуществления физическими лицами-резидентами расчетов в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

В настоящее время статья 19 Закона устанавливает, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В то же время, при финансировании экспортера под уступку денежного требования (в том числе без права регресса), а также при исполнении уполномоченным банком в его пользу непокрытого аккредитива:

а) на банковские счета экспортера сумма валютной выручки может поступать от резидента - уполномоченного банка за счет собственных средств уполномоченного банка в целях обеспечения финансирования экспортера;

б) поступающая в дальнейшем от нерезидента валютная выручка зачисляется на внутренние лицевые счета уполномоченного банка, которые не являются банковскими счетами.

Кроме того, в случае финансирования экспортера под уступку денежного требования и в случае исполнения уполномоченным банком переводного (трансферабельного) аккредитива на банковский счет экспортера (первого бенефициара) поступает только часть суммы, предусмотренной контрактом.

Недостающая часть суммы либо является дисконтом, который удерживает уполномоченный банк в качестве своего дохода по финансированию экспортера под уступку денежного требования, либо поступает на банковские счета вторых бенефициаров по переводному (трансферабельному) аккредитиву.

При этом вторыми бенефициарами, как правило, являются российские предприятия-изготовители, которые в качестве принципалов и комитентов работают по агентским договорам и договорам комиссии с экспортером.

Таким образом, технология выполнения расчетов по финансированию экспортера под уступку денежного требования и технология исполнения непокрытых и (или) переводных (трансферабельных) аккредитивов входит в противоречие с требованиями части 1 статьи 19 Закона, что делает участие уполномоченных банков в описанных сделках невозможным без внесения соответствующих изменений в статью 19 Закона.

Внесение указанных изменений позволит российским банкам более широко участвовать в финансировании экспортных операций (в том числе в предэкспортном финансировании) и поставит их в равные условия с иностранными банками и финансовыми компаниями, а также будет стимулировать применение в практике расчетов аккредитивов, открытых иностранными банками, что в свою очередь снизит финансовые риски внешнеторговых операций. Расширение спектра инструментов экспортного финансирования означает возможность более гибкого подхода к потребностям экспортеров, снижение издержек как на стороне банков, так и их клиентов, улучшение оперативности, укрепление конкурентных позиций российских участников внешнеэкономической деятельности на международных рынках. В качестве примера ограничений, действующих на основе существующей редакции Закона, можно привести невозможность осуществления краткосрочного кредитования экспортеров под коммерческие документы, представленные экспортером по аккредитиву, немедленно после отгрузки товара до момента получения платежа по экспортному аккредитиву, выставленному или подтвержденному первоклассным иностранным банком.

Законопроект устанавливает новый подход к способам репатриации валютной выручки, а именно:

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты (физические лица - индивидуальные предприниматели и юридические лица), обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение иностранной валюты и валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках путем:

а) получения иностранной валюты и валюты Российской Федерации от нерезидентов;

б) получения иностранной валюты и валюты Российской Федерации от уполномоченных банков в следующих случаях:

- по договору финансирования под уступку денежного требования к нерезидентам, заключенному с уполномоченными банками;

- при осуществлении выплат по условиям банковских гарантий, выпущенных уполномоченными банками по поручению нерезидентов;

- в случае если уполномоченный банк является исполняющим/подтверждающим по аккредитиву;

- получения исполнения от уполномоченных банками по их обязательствам, возникшим из акцепта/аваля векселей.

Кроме этого, в перечень возможных случаев незачисления иностранной валюты и валюты Российской Федерации на банковские счета резидентов в уполномоченных банках включены случаи:

- при зачислении иностранной валюты и валюты Российской Федерации в пользу уполномоченного банка в целях исполнения обязательств юридических лиц резидентов по кредитным договорам, заключенным между уполномоченным банком и резидентом;

- при оплате банковских расходов и (или) комиссий в иностранной валюте и валюте Российской Федерации, возникших при осуществлении внешнеторговой деятельности (в том числе дисконта, который удерживает уполномоченный банк в качестве своего дохода по финансированию экспортера под уступку денежного требования.

Принятие законопроекта будет способствовать развитию российского экспорта и, как следствие, повышению эффективности внешней торговли Российской Федерации.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"


Принятие Проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и реализация настоящего Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"


Принятие Проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.


Письмо Ассоциации российских банков от 23 мая 2007 г. N А-01/5-270


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.