Письмо Ассоциации российских банков от 12 июля 2007 г. N А-01/5-361
Ассоциация российских банков благодарит Вас за возможность высказать позицию банковского сообщества относительно положений проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - законопроект).
АРБ разделяет позицию, согласно которой существует необходимость совершенствования законодательства в сфере ПОД/ФТ.
Вместе с тем, необходимо отметить, что принятие законопроекта в предложенном виде повлечет дополнительно невозмещаемые затраты для кредитных организаций (Заключение Правового департамента АРБ прилагается).
С другой стороны, положительный эффект от принятия указанного законопроекта не очевиден, особенно учитывая, что подавляющее большинство операций с наличными денежными средствами осуществляется клиентами банков в полном соответствии с законодательством, а специальные составы правонарушений, связанные с подобными операциями, отсутствуют как в Уголовном кодексе РФ, так и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество с Правительством РФ по вопросам совершенствования действующего законодательства.
Приложение: на 3 л.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Заключение Правового департамента АРБ
на проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Специалисты Правового департамента АРБ разделяют Вашу позицию о несовершенстве отдельных положений Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
1. По нашему мнению, в настоящее время существует необходимость расширения перечня операций с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю.
Вместе с тем, представляется, что в целях исключения возможного применения мер воздействия надзорных органов к кредитным организациям за ненадлежащее исполнение положений Закона N 115-ФЗ необходим перечень операций, подлежащих обязательному контролю, в том виде, в котором он предусмотрен статьей 6 Закона N 115-ФЗ.
В этой связи считаем необходимым дополнить перечень операций с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю новыми положениями, предусматривающими иные операции с наличными денежными средствами по сравнению с перечисленными в пункте 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, сохранив закрытый и исчерпывающий перечень таких операций (проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" прилагается).
2. Необходимо отметить, что в результате расширения перечня операций с денежными средствами в наличной форме произойдет значительное увеличение количества сообщений, поступающих от кредитных организаций в надзорный орган, что повлечет дополнительные материальные, трудовые и временные затраты как для кредитных организаций, так и для надзорного органа.
3. По нашему мнению, расширение перечня операций с денежными средствами в наличной форме должно быть обязательно обусловлено предварительным предоставлением кредитным организациям права одностороннего отказа в совершении операции при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляемая клиентом операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма.
4. Кроме того, полагаем, что осуществление передачи сообщений, содержащих информацию об операциях с денежными средствами в наличной форме, до закрепления соответствующего состава правонарушения в нормативных актах не даст очевидного положительного эффекта.
В этой связи представляется, что только после четкого определения состава правонарушения, закрепленного в соответствующих нормативных актах, введение обязанности для кредитных организаций сообщать в надзорный орган о таких противоправных операциях будет являться эффективным инструментом контроля в сфере ПОД/ФТ.
Приложение: на 1 л.
Начальник Правового |
Л.А. Митяшова |
Федеральный закон
"О внесении изменений в статью 6 Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Статья 1.
Внести в пункт 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 4296, 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006 , N 31, ст. 3452) следующие изменения:
1) абзац третий подпункта 1 после слов "наличной иностранной валюты" дополнить словами "или дорожных чеков";
2) абзац четвертый подпункта 1 изложить в следующей редакции:
"осуществление физическим лицом платежа в наличной форме в оплату прав на ценные бумаги";
3) абзац шестой подпункта 1 после слов "банкноты другого достоинства" дополнить словами "в той же валюте, за исключением случаев, когда обмен производится между кредитными организациями";
4) дополнить абзацами восьмым и девятым следующего содержания:
"осуществление платежа в наличной форме по договору купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением памятных монет);
получение платежа в наличной форме за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата в наличной форме денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;".
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 12 июля 2007 г. N А-01/5-361
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)