Письмо Ассоциации российских банков от 2 августа 2007 г. N А-01/1Ред-405 "О практике приема платежей коммерческими организациями"

Письмо Ассоциации российских банков от 2 августа 2007 г. N А-01/1Ред-405
"О практике приема платежей коммерческими организациями"


27 июля 2006 был принят Федеральный закон N 140-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 140-ФЗ). Принятие Закона N 140-ФЗ преследовало цель поставить под контроль деятельность коммерческих организаций, предоставляющих услуги по приему платежей населения, как с точки зрения возникающих рисков, так и с точки зрения обеспечения прозрачности денежных потоков, в первую очередь наличных, поступающих от населения в оплату услуг.

Законом N 140-ФЗ Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) дополнен статьей 13.1, установившей:

- порядок участия коммерческих организаций в приеме платежей населения;

- исчерпывающий перечень платежей, принимаемых с участием коммерческих организаций;

- исчерпывающий перечень способов оплаты товаров, работ, услуг с использованием наличной формы расчетов.

Согласно статье 13.1 Закона о банках операции по приему платежей населения на основании договора с лицом, оказывающим услуги (выполняющим работы) признаны банковскими операциями, а коммерческим организациям предоставлено право осуществлять прием таких платежей на основании соответствующего договора с кредитными организациями.

Однако практическая деятельность коммерческих организаций по приему платежей под различными предлогами осуществляется вне процедур и механизмов, заложенных в статье 13.1 Закона о банках. Более того, состав платежей, принимаемых коммерческими организациями существенно шире, чем состав, предусмотренный статьей 13.1 Закона о банках. Платежи принимаются не только коммерческими организациями, но и предпринимателями без образования юридического лица контроль за деятельностью которых не осуществляется.

Указанными субъектами в массовом порядке нарушается Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Игнорируется порядок совершения кассовых операций, установленный Банком России. Точки приема платежей не регистрируются в налоговых органах. В этих условиях собираемые наличные денежные средства, практически минуя банковскую систему, поступают на так называемый рынок "черной" наличности.

Удвоенная за счет теневых операций доходность "платежных предпринимателей" позволяет им вытеснять легальные банковские точки обслуживания населения, связанные с приемом наличных денег, расположенные в местах массового людского потока (супермаркетах, бизнес-центрах, транспортных узлах и т.п.), себестоимость банковских операций резко возрастает, зоны обслуживания населения уменьшаются, создаются условия недобросовестной конкуренции.

Конкуренция осуществляется фактически не в области технологий и качества обслуживания населения, а в области отношения предпринимателей к закону. Отсутствие каких-либо действий со стороны регулирующих органов в отношении "платежных теневиков" уже граничит с попустительством и их поддержкой. Под флагом доступности банковских услуг населению происходит криминализация розничного платежного рынка, активное вытеснение легальных его участников.

Возможности расширения инфраструктуры банков и небанковских финансово-кредитных организаций, сокращаются не только в малых и средних, но и в крупных городах. Так, например, ставки аренды для полнофункциональных банкоматов кредитных организаций или специализированных устройств, принимающих наличные средства, возросли за последний год более чем в три раза и достигают в Москве и Санкт-Петербурге величины 600000-650000 рублей за квадратный метр в год, что существенно выше всех доходов, собираемых в рамках легальной деятельности. Не лучше обстоит ситуация в малых и средних городах.

Сложившаяся ситуация ставит под угрозу реализацию поручений Президента Российской Федерации по укреплению национальной банковской системы, повышению уровня капитализации и конкурентоспособности банков, повышению доступности банковских услуг для населения малых и средних городов, сформулированных по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 14 ноября 2006 года.

В условиях организованного Банком России эффективного противодействия использованию кредитных организаций в целях вывода крупных сумм из легального денежного оборота в "теневую" экономику, небанковский рынок приема наличных платежей превратился в новый неконтролируемый сегмент "рынка" наличных денег, который уже приобрел свою структуру и лидеров: организаторов, интеграторов денежных потоков, приемщиков наличных, методические центры.

Объем проводимых вне банковской сферы операций по оценкам экспертов составит в этом году около 100-150 миллиардов рублей, при этом объем операций ежегодно удваивается. Всего же потенциал рынка розничных платежей составляет в настоящее время около 3 триллионов рублей в год. При этом теневые небанковские структуры по ряду платежей уже имеют доминирующее положение.

Учитывая изложенное, прошу Вас проанализировать практику приема платежей некредитными организациями и принять меры по обеспечению требований законодательства всеми участниками рынка розничных платежей населения.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 2 августа 2007 г. N А-01/1Ред-405 "О практике приема платежей коммерческими организациями"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.