Письмо Ассоциации российских банков от 19 ноября 2007 г. N А-01/5-593 О проекте федерального закона N 470154-4 "О внесении изменений в статьи 26 и 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

Письмо Ассоциации российских банков от 19 ноября 2007 г. N А-01/5-593


Ассоциация российских банков благодарит Вас за предоставленную возможность изучить проект федерального закона N 470154-4 "О внесении изменений в статьи 26 и 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части наделения дознавателей правом на получение от кредитных организаций информации по операциям и счетам лиц по делам, находящимся в их производстве) (далее - Законопроект), внесенный депутатом ГД ФС РФ Саввиди И.И.

Информируем Вас, что Ассоциация российских банков не поддерживает концепцию Законопроекта (Заключение Правового департамента АРБ прилагается).

Ассоциация выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Министерством финансов Российской Федерации в области совершенствования банковского законодательства.

Приложение: на 2 л.


Вице-президент
по правовым вопросам

А.В. Емелин


Заключение Правового департамента Ассоциации российских банков по проекту федерального закона N 470154-4 "О внесении изменений в статьи 26 и 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"


Специалисты Правового департамента АРБ изучили проект федерального закона N 470154-4 "О внесении изменений в статьи 26 и 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части наделения дознавателей правом на получение от кредитных организаций информации по операциям и счетам лиц по делам, находящимся в их производстве) (далее - Законопроект), и сообщают следующее.

Обязанность сохранять в тайне конфиденциальную информацию, полученную от клиента, является одним из принципов работы любого цивилизованного банка. В странах Европейского Союза банковская тайна рассматривается как один из видов профессиональной тайны. Закон обязывает банк, наряду с врачом, священником и адвокатом, не разглашать сведения, полученные им в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Причем порядок предоставления таких сведений достаточно четко и жестко регламентирован. Например, во Франции банк вправе предоставить сведения, составляющие банковскую тайну, только по требованию уголовной юстиции. Гражданский суд таким правом не пользуется. Более того, банки Швейцарии отказывают Правительству Соединенных Штатов Америки в предоставлении информации о вкладах и счетах граждан США, затребованной в целях налогообложения. Чтобы избежать ожидаемого конфликта, швейцарские банки пошли на компромисс, предложив Соединенным Штатам Америки помощь в собирании налогов со своих клиентов и перечислении собранных сумм по назначению, которая была принята.

В Российской Федерации ситуация в области правового регулирования банковской тайны становится все более и более удручающей. Сведения, составляющие банковскую тайну, представляют собой очень ценную информацию, вокруг которой сталкиваются самые разнообразные, зачастую противоречивые интересы. Число органов и лиц, желающих получать такие сведения, постоянно растет за счет неконтролируемого увеличения количества специальных норм, обязывающих банки предоставлять такие сведения. В банковском сообществе все чаще указывают на то, что само понятие "банковской тайны" практически перестало существовать.

В связи с изложенным, полагаем, что дальнейшее расширение круга лиц, уполномоченных получать информацию, составляющую банковскую тайну, должно иметь серьезное обоснование, а предоставление такой информации - тщательно контролироваться. Руководствуясь указанным подходом, полагаем, что органы дознания в принципе могут получить право запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну, поскольку являются органами, осуществляющими предварительное расследование по уголовным делам, перечисленным в части 3 статьи 150 УПК РФ.

Вместе с тем, в практике кредитных организаций немало примеров злоупотребления следственными органами аналогичным правом на получение информации, составляющей банковскую тайну. Не имея конкретных фактов, которые им необходимо было бы проверить, некоторые следователи требуют от банков предоставления всей банковской первичной информации за несколько лет, объем которой в ряде случаев составляет несколько сотен коробок.

Полагаем, что при наличии действительной потребности в получении информации в таких объемах органам дознания необходимо производить следственные действия в форме выемки по правилам УПК РФ. При этом, чтобы избежать повторения тех же проблем со стороны органов дознания, полагаем, что согласия прокурора в данном случае недостаточно. По нашему мнению, банки можно обязать представлять информацию, составляющую банковскую тайну, по требованиям органов предварительного расследования, включая органы дознания, только на основании судебного акта в отношении конкретных лиц по делам, находящимся в их производстве. При этом органы дознания должны быть обязаны доказать в суде необходимость получения ими конкретной информации, составляющей банковскую тайну, по делам, находящимся в их производстве, в отношении конкретных лиц.


Начальник Правового
департамента

Л.А. Митяшова



Письмо Ассоциации российских банков от 19 ноября 2007 г. N А-01/5-593


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение