Письмо Ассоциации российских банков от 20 сентября 2007 г. N А-02/5-496 "О недопустимости предъявления территориальными учреждениями Банка России к кредитным организациям требований о предоставлении сведений (отчетности) о реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов"

Письмо Ассоциации российских банков от 20 сентября 2007 г. N А-02/5-496
"О недопустимости предъявления территориальными учреждениями Банка России к кредитным организациям требований о предоставлении сведений (отчетности) о реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов"


Ассоциация российских банков просит Вас высказать позицию Банка России по вопросу, возникающему в связи с осуществлением территориальными подразделениями Банка России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) положений Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Необходимо отметить, что контроль за выполнением требований Федерального закона N 115-ФЗ кредитными организациями возложен на Банк России.

Согласно пункту 3 Указаний оперативного характера Банка России от 10.08.2004 г.  N 103-Т "Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях осуществления контроля Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов) и получает отчетность в рамках выполнения своих функций в области банковского регулирования и банковского надзора для определения соответствия деятельности кредитных организаций (их филиалов) положениям Федерального закона N 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, по нашему мнению, Банком России предусмотрены такие формы контроля за выполнением требований Федерального закона N 115-ФЗ кредитными организациями, как проверки кредитных организаций и анализ отчетности в рамках выполнения своих функций в области банковского регулирования и банковского надзора.

Вместе с тем, в адрес кредитных организаций (их филиалов) на постоянной основе поступают запросы, в соответствии с которыми кредитным организациям (их филиалам) предлагается представлять, в том числе на регулярной основе с установлением сроков представления в территориальные учреждения Банка России сведения, получаемые в результате реализации действий, предусмотренных правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно:

- сведения, полученные в результате идентификации клиентов как физических, так и юридических лиц, а также сведения о их контрагентах;

- сведения о счетах (вкладах) клиентов;

- сведения об операциях клиентов, в том числе и об операциях, соответствующих критериям сомнительных и необычных сделок и направленных кредитными организациями (их филиалами) в уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ сведения о подозрительных операциях должны направляться в уполномоченный орган. В соответствии со статьей 4 Федерального закона кредитным организациям запрещается информировать иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму.

С учетом изложенного полагаем, что подобные требования территориальных учреждений Банка России противоречат Федеральному закону N 115-ФЗ.

Кроме того, Указанием Банка России от 16.01 2004 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" не предусмотрена специальная форма отчетности, представляемая в территориальное учреждение Банка России в определенный срок, в содержание которой входят указанные выше сведения, полученные в процессе выполнения действий, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ, а также правилами внутреннего контроля.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то, что представление кредитной организацией (ее филиалом) в территориальное учреждение Банка России сведений об операциях обязательного контроля и подозрительных операциях не предусмотрено ни нормативными актами Банка России, ни Федеральным законом N 115-ФЗ, просим высказать официальную позицию Банка России по вопросу обязательного направления отчетности по формам, предлагаемым территориальными учреждениями Банка России.


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 20 сентября 2007 г. N А-02/5-496 "О недопустимости предъявления территориальными учреждениями Банка России к кредитным организациям требований о предоставлении сведений (отчетности) о реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.