Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБР от 26 декабря 2007 г. N 12-1-5/2956 "О необходимости разработки типовых Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ"

Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБР от 26 декабря 2007 г. N 12-1-5/2956
"О необходимости разработки типовых Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ"


Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел письма Ассоциации российских банков от 11.12.2007 N А-02/5-634 и N А-02/5-636 и сообщает следующее.

1. По вопросу об осуществлении контроля за операциями иностранных публичных должностных лиц.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 28 ноября 2007 года N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) статья 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" дополнена нормой (вступающей в силу с 15 января 2008 года), обязывающей организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и кредитные организации, предпринимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц.

При этом указанная норма Федерального закона N 275-ФЗ не содержит механизма определения (формирования) перечня таких лиц.

Одновременно обращаем Ваше внимание на то, что Банк России в соответствии с законодательством Российской Федерации не наделен полномочиями по определению круга лиц, относящихся для целей Федерального закона N 275-ФЗ к категории иностранных публичных должностных лиц.

Учитывая изложенное, в целях реализации требований подпункта "а" пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 275-ФЗ полагаем целесообразным Ассоциации российских банков направить соответствующий запрос в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации о реализации требований Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части выявления и контроля операций иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), утвержденные Ассоциацией российских банков

По вопросу определения "публичных должностных лиц" см. письмо ЦБР от 18 января 2008 г. N 8-Т и Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 декабря 2007 г.


2. По вопросу о расширении прав кредитных организаций при осуществлении ими мер в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В рамках реализации положений Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года Банк России принял участие в работе над проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", (далее - проект) который, в частности, уточняет норму, в соответствии с которой кредитные организации вправе отказываться от заключения договора банковского счета (вклада), а также содержит норму, предусматривающую предоставление кредитным организациям права одностороннего отказа от исполнения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом. Кроме того, проектом предусмотрено право кредитных организаций при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодополучателя требовать представления клиентом, представителем клиента документов, подтверждающих цели и характер деятельности клиента, а также обязанность клиентов представлять кредитным организациям по их запросам информацию и документы, необходимые для осуществления кредитными организациями обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в порядке, определяемом такими организациями.

Согласно информации, полученной в рабочем порядке из Министерства финансов Российской Федерации, с 5 декабря 2007 года указанный проект находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

3. По вопросу о порядке реализации кредитными организациями Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2007N 1593.

В настоящее время Банком России по вопросам, относящимся к его компетенции, ведется работа по определению механизмов реализации требований Указа.

4. По вопросу разработки (согласования) Банком России типовой формы правил внутреннего контроля.

Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не предоставляет Банку России полномочий по подготовке и изданию типовой формы правил внутреннего контроля кредитных организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом, полномочия, предоставленные Банку России вышеуказанным федеральным законом, Банк России реализовал путем издания нормативных актов и рекомендаций. В частности, во исполнение пункта 2 статьи 7 вышеуказанного федерального закона Банком России издано Письмо от 13 июля 2005 года N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Кроме того, доводим до Вашего сведения, что в настоящее время Департаментом ведется работа по подготовке новой редакции Приказа Банка России от 21.04.2003 N ОД-201 "О согласовании правил внутреннего контроля, разработанных и утвержденных кредитными организациями для предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".


Директор

Е.И. Ищенко


Даны разъяснения по вопросам исполнения кредитными организациями отдельных требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Закона).

Согласно изменениям, внесенным в указанный Закон, с 15 января 2008 г. кредитные организации обязаны принимать меры по выявлению иностранных публичных должностных лиц среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание. При этом ЦБР не уполномочен определять круг лиц, относящихся к категории публичных должностных лиц. Кроме того, ЦБР не уполномочен разрабатывать и издавать типовую форму правил внутреннего контроля кредитных организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Также сообщается, что на рассмотрении Правительства РФ находится законопроект, в соответствии с которым предполагается: уточнить норму Закона, предоставляющую кредитным организациям право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада); наделить кредитные организации правом отказаться от исполнения договора банковского счета (вклада) в одностороннем порядке и требовать от клиента, представителя клиента, выгодополучателя представления документов, подтверждающих цели и характер деятельности клиента; закрепить обязанность клиентов представлять кредитным организациям по их запросам информацию и документы, необходимые для реализации Закона.


Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБР от 26 декабря 2007 г. N 12-1-5/2956 "О необходимости разработки типовых Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение