Письмо Ассоциации российских банков от 16 января 2008 г. N А-02/5-19 "О внесении изменений в положения Банка России N 2-П и N 222-П"

Письмо Ассоциации российских банков от 16 января 2008 г. N А-02/5-19
"О внесении изменений в положения Банка России N 2-П и N 222-П"


Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с принятием Федерального закона от 28.11.2007 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 275-ФЗ), в соответствии с которым статья 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о ПОД/ФТ) дополняется пунктом 3.1, согласно которому безналичные расчеты и переводы денежных средств без открытия счета, осуществляемые на территории Российской Федерации и из Российской Федерации, за исключением связанных с указанными в пункте 1.1 статьи 7 Закона о ПОД/ФТ операциями, должны сопровождаться на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом.

В настоящее время кредитные организации не имеют возможности применять пункты 1.3 и 3.1 статьи 7 Закона о ПОД/ФТ в связи с тем, что формы документов, установленные Положением Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение 2-П) и Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (далее - Положение N 222-П), на основании которых производятся безналичные расчеты, не предусматривают закрепления в них необходимой информации о плательщике.

В этой связи Ассоциация российских банков поддерживает инициативу Банка России по внесению соответствующих изменений в Положение N 2-П и в Положение N 222-П и благодарит Вас за предоставленную возможность принять участие в подготовке предложений по разработанным Банком России проектам указания "О внесении изменений в Положение Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" и указания "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 апреля 2003 года N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (далее - проекты указаний Банка России). С учетом мнения банков - членов АРБ считаем возможным предложить ряд изменений в проекты указаний Банка России (прилагаются).

Ассоциация российских банков надеется, что предложения банковского сообщества будут учтены при завершении работы над проектами указаний Банка России.

Приложение: на 4 л.


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян


Предложения АРБ
по проекту Указания "О внесении изменений в Положение Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации"


1. Пункт 1.3 проекта Указания изложить в следующей редакции:

"1.3. Графу 3 строки 8 приложений 4, 8, 12 и 16 дополнить абзацем следующего содержания:

"Код иностранной организации указывается в скобках ПОСЛЕ наименования плательщика в формате (КИО ХХХХХ), где "ХХХХХ" - код иностранной организации".

КИО - это аббревиатура фразы "Кода иностранной организации", далее пробел и ХХХХХ - это пять цифровых знаков в номере "Кода иностранной организации" для конкретной организации, в противном случае возможны различные толкования правильности написания.

В случае, если код КИО будет указываться перед наименованием плательщика, кредитные организации столкнуться с проблемами автоматизации при переводе рублевого платежного поручения, иностранного ЛОРО-Банка в формат Положения N 2-П.

Непонятно, касаются ли данные изменения расчетных документов, оформленных лоро-банками респондентами нерезидентами Российской Федерации? Если касаются, то в каких случаях ЛОРО-банки нерезиденты должны указывать реквизит КИО? Только для собственных платежей или также по платежам своих клиентов?

Распространяются ли данные требования по оформлению поля "Плательщик" для клиентского перевода ЛОРО-банком респондентом нерезидентом РФ, учитывая, что реальный плательщик находится не в России, а за границей?

Поскольку на кредитные организации возлагается обязанность по контролю наличия кода иностранной организации (КИО), оптимальным вариантом было бы разрешить указание этого кода в поле "ИНН", либо создать отдельное поля для этого кода.

Если это невозможно, то как минимум необходимо заменить круглые скобки на фигурные {} (и, еще лучше, перед кодом указывать слово "КИО", т.е. НАИМЕНОВАНИЕ {КИО ..... }), т.к. круглые зачастую являются частью наименования клиента, либо там указывается организационно-правовая форма и т.п., т.е. на уровне программы выявить, что именно эти круглые скобки являются искомым реквизитом КИО, невозможно.

В случае, если платеж в рублях согласно Положению N 2-П проводится российской КО на территории РФ по поручению корреспондента - нерезидента, в поле "плательщик" будет указано наименование этого нерезидента и его клиента - первого плательщика. В этом случае у первого плательщика - юридического лица КИО может вообще не быть, не говоря уже об ИНН, что должно найти отражение в Положении 2-П.

2. Пункт 2 проекта Указания изложить в следующей редакции:

"Настоящее Указание вступает в силу по истечении 6 месяцев после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Шестимесячный срок вступления в силу Указания Банка России обусловлен тем, что исполнение кредитными организациями требований пунктов 1.3. и 3.1 статьи 7 Закона о ПОД/ФТ требует разработки и внедрения нового программного обеспечения.

При этом, технологический процесс разработки и внедрения кредитными организациями нового программного обеспечения особенно в крупных многофилиальных банках займет не менее 6 месяцев.

Более того, поскольку указанные изменения в Положение N 2-П вносятся Банком России не во исполнение Закона N 275-ФЗ, где отсутствует соответствующая обязанность Банка России, а в связи с его принятием, введение в действие указанных изменений с определенной отсрочкой не вступит в противоречие с нормами Закона о ПОД/ФТ и не повлияет на оценку со стороны FATF эффективности его применения.


Предложения АРБ
по проекту Указания "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 апреля 2003 года N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации"


1. Пункт 1.3 проекта Указания дополнить предложениями следующего содержания:

"Допускается сокращенное указание адреса места жительства (регистрации) или места пребывания, места рождения, позволяющее однозначно определить данную информацию о плательщике, а также указание даты в формате ДД.ММ.ГГГГ. Кредитная организация самостоятельно выбирает порядок отражения информации по Плательщику исходя из вариантов, указанных в настоящем пункте и доводит его до своих клиентов.".

Данный порядок возможен в силу того, что субъектами исполнения Закона о ПОД/ФТ являются кредитные организации, а не их клиенты. Если клиентам предоставить право выбора, то кредитные организации столкнуться с проблемой сравнения информации клиента с информацией, полученной кредитной организацией при идентификации, что повлечет неоправданные расходы. Сравнение информации по "свободной информации", например, написание адреса может быть различным, особенно с учетом сокращения, что приведет к невозможности проведения операций клиентов в электронном виде с использованием автоматических систем.

Также следует уточнить, что "иная информация" указывается в поле "Плательщик" в фигурных скобках {}, т.к. круглые скобки зачастую являются частью наименования клиента.

2. Первое предложение абзаца 2 пункта 1.5 проекта Указания изложить в следующей редакции:

"Подпункт 1.2.3 пункта 1.2 дополнить абзацем следующего содержания: "Информация о физических лицах - плательщиках, установленная законодательством, доводится банком - отправителем платежа до банка получателя согласованным с ним способом, в том числе с использованием программно-технических средств посредством ввода цифровых реквизитов, позволяющих однозначно установить сведения (номер счета, фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), либо адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, либо дату и место рождения), идентифицирующие физических лиц плательщиков.".

3. Пункт 2 проекта Указания изложить в следующей редакции:

"Настоящее Указание вступает в силу по истечении 6 месяцев после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Шестимесячный срок вступления в силу Указания Банка России обусловлен тем, что исполнение кредитными организациями требований пунктов 1.3. и 3.1 статьи 7 Закона о ПОД/ФТ требует разработки и внедрения нового программного обеспечения.

При этом, технологический процесс разработки и внедрения кредитными организациями нового программного обеспечения особенно в крупных многофилиальных банках займет не менее 6 месяцев.

Более того, поскольку указанные изменения в Положение N 222-П вносятся Банком России не во исполнение Закона N 275-ФЗ, где отсутствует соответствующая обязанность Банка России, а в связи с его принятием, введение в действие указанных изменений с определенной отсрочкой не вступит в противоречие с нормами Закона о ПОД/ФТ и не повлияет на оценку со стороны FATF эффективности его применения.



Письмо Ассоциации российских банков от 16 января 2008 г. N А-02/5-19 "О внесении изменений в положения Банка России N 2-П и N 222-П"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.