Письмо Ассоциации российских банков от 18 апреля 2008 г. N А-01/5-225 О совершенствовании законодательного регулирования аккредитивной формы расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности и разработке проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Письмо Ассоциации российских банков от 18 апреля 2008 г. N А-01/5-225

ГАРАНТ:

См. также письмо Ассоциации российских банков от 18 апреля 2008 г. N А-01/2-228


Ассоциация российских банков выражает благодарность за предоставленную банковскому сообществу возможность принять участие в обсуждении наиболее важных вопросов, связанных с банковской деятельностью, на совещании, состоявшемся в Минфине России 4 апреля 2008 года.

На совещании особое внимание было уделено задачам регулирования ликвидности в стране, расширения кредитования банками предприятий с целью обновления основных фондов и развития производства, вовлечения в банковский оборот свободных денежных средств государства, развития малого и среднего бизнеса.

В этой связи хотели бы сообщить следующее.

С 2003 года банки - члены АРБ совместно со специалистами АРБ и представителями профильных ведомств, в том числе с представителями Департамента финансовой политики Минфина РФ в составе Рабочей группы АРБ по вопросам совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы организации аккредитивной формы расчетов (далее - Рабочая группа) работают над вопросом совершенствования нормативного и законодательного регулирования аккредитивной формы расчетов в национальной валюте. Речь идет об унификации российского законодательства и приведения его в соответствие с международными правилами и обычаями (UCP600).

Подводя промежуточные итоги кропотливой совместной работы, хотелось бы в первую очередь поблагодарить Вас и в Вашем лице руководство и ответственных сотрудников профильного для нас Департамента финансовой политики Минфина РФ (А.Л. Саватюгина, В.В. Лукова, Н.А. Сатину) за максимально творческую совместную работу.

В платежной системе России аккредитивная форма расчетов занимает незаслуженно скромное место. Однако, на сегодняшний день в условиях существующих проблем с ликвидностью именно аккредитив, сочетая в себе расчетную и обеспечительную функции, позволяет проводить расчеты после поставки товаров, соответственно, максимально сократить отвлечение из оборота собственных средств плательщиков, отказаться от применения авансовых платежей, повысить роль банковских кредитов для проведения расчетов.

Практика работы российских банков показывает, что существующие международные правила и обычаи делового оборота применительно к расчетам по аккредитивам востребованы в России, в частности в сфере расчетов во внешнеэкономической деятельности. Понятны они и работающим в рыночных условиях российским организациям, внешнеэкономическая деятельность которых получает все большее развитие, в том числе в сфере расчетов в рублях.

К настоящему времени многое уже удалось сделать в сфере нормативного регулирования. В частности, Банк России внес изменение в ключевое для этих операций Положение от 03.10.02 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации". Однако для полного устранения проблем требуется внесение поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации. В этой части совместными усилиями удалось добиться включения в Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, принятую Правительством РФ и Банком России 5 апреля 2005 года, соответствующей законодательной инициативы. Результатом деятельности Рабочей группы явилась разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект), предусматривающего новую редакцию параграфа 3 главы 46 "Расчеты по аккредитиву" ГК РФ. Госсоветом Республики Татарстан Законопроект был внесен в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (закреплен за Комитетом ГД ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, регистрационный номер Законопроекта N 271269-4). Рабочая группа располагает копиями положительных заключений на Законопроект, подготовленных Банком России, профильными ведомствами и в целом Правительством РФ. Законопроект получил также одобрение на Парламентских слушаниях в 2007 году. Концепция Законопроекта принципиально согласована с Заместителем Председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Первым заместителем председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, доктором юридических наук, профессором А.Л. Маковским, получение письменного заключения которого ожидается в ближайшее время. Есть, конечно, еще некоторые технические вопросы, но в целом Законопроект готов к рассмотрению в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что более активное применение банковских инструментов (в первую очередь, аккредитивов и банковских гарантий), проработанных с точки зрения оптимизации правового регулирования на основе практического опыта ведущих российских банков, будет способствовать решению вопросов, связанных с рациональным использованием денежных средств и устранением возможных негативных факторов, влияющих на состояние ликвидности, просим Вашего дальнейшего содействия в процессе прохождения Законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.


Президент АРБ

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 18 апреля 2008 г. N А-01/5-225


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.