Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБР от 25 июня 2008 г. N 12-1-5/1227 "О применении Федерального закона N 115-ФЗ"

Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБР от 25 июня 2008 г. N 12-1-5/1227
"О применении Федерального закона N 115-ФЗ"


Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел запрос от 10.04.2008 N А-02/5-203 и сообщает следующее.

Федеральный закон от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) не наделяет Банк России полномочиями по толкованию норм данного Федерального закона. Вместе с тем, полагаем возможным изложить мнение Департамента по поставленным в письме вопросам.

Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Буквальное прочтение нормы пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю подлежат не операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а сами сделки с недвижимым имуществом.

При совершении расчетов по клиентским сделкам с недвижимым имуществом кредитные организации, как правило, не располагают информацией о дате регистрации сделки (ее вступлении в силу) и/или сумме сделки, и, соответственно, не могут сделать однозначный вывод о том, состоялась ли сделка с недвижимым имуществом, подлежащая обязательному контролю.

Таким образом, если в рамках осуществления расчетов по сделке с недвижимым имуществом клиент представил вступивший в законную силу договор, подтверждающий факт совершения сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте), то есть кредитная организация располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, кредитной организации следует направить в уполномоченный орган сообщение с кодом вида операции "8001".

В поле DATA сообщения, направляемого в уполномоченный орган, указывается дата вступления в силу договора, предметом которого является недвижимое имущество (для сделок с недвижимым имуществом, не подлежащих государственной регистрации), либо дата государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом (для сделок с недвижимым имуществом, подлежащих государственной регистрации), в полях SUME и SUM - сумма договора, предметом которого является недвижимое имущество, а в поле DESCR рекомендуем указать информацию о дате получения кредитной организацией документа, подтверждающего факт совершения сделки с недвижимым имуществом, а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о сделке с недвижимым имуществом.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 2.11 Положения Банка России от 20 декабря 2002 г. N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом, подлежащая обязательному контролю, была выявлена кредитной организацией позже рабочего дня, следующего за днем совершения операции, кредитная организация представляет сведения о такой операции в уполномоченный орган в день ее выявления и направляет в уполномоченный орган через территориальное учреждение ОЭС, содержащий эти сведения, в этот же день до 16.00 по местному времени.

Таким образом, если кредитной организации на основании полученных документов стало известно о подлежащей обязательному контролю операции в виде сделки с недвижимым имуществом позднее даты ее совершения, сообщение в уполномоченный орган с кодом 8001 следует направить в день, когда кредитная организация получила сведения об этой сделке.

В случае, если кредитная организация при проведении расчетной операции своего клиента не располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция при реализации правил внутреннего "противолегализационного" контроля не отнесена к операции, вызывающей подозрения в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению сведений в уполномоченный орган не возникает.


Директор Департамента

Е.И. Ищенко


Согласно действующему законодательству о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн. рублей (либо эквивалент в иностранной валюте). Однако при совершении расчетов по клиентским сделкам с недвижимым имуществом кредитные организации, как правило, не располагают информацией о дате регистрации сделки и/или сумме сделки и не могут сделать однозначный вывод о том, состоялась ли сделка с недвижимым имуществом, подлежащая обязательному контролю.

По мнению ЦБР, если кредитная организация располагает всей необходимой информацией о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю (например, при осуществлении расчетов по сделке с недвижимым имуществом клиент представил вступивший в законную силу договор, подтверждающий факт совершения сделки с недвижимостью на сумму, равную или превышающую 3 млн. рублей), то кредитной организацией направляется в уполномоченный орган сообщение с кодом вида операции "8001". Разъяснен порядок заполнения указанного сообщения.

Если кредитной организации на основании полученных документов стало известно о сделке с недвижимостью позднее даты ее совершения, сообщение в уполномоченный орган направляется в день, когда кредитная организация получила сведения об этой сделке.

Если кредитная организация не располагает необходимой информацией о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, то она не обязана направлять сведения об этой операции в уполномоченный орган (при условии, что указанная операция в соответствии с правилами внутреннего контроля не отнесена к разряду подозрительных).


Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБР от 25 июня 2008 г. N 12-1-5/1227 "О применении Федерального закона N 115-ФЗ"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.