Письмо Ассоциации российских банков от 1 августа 2008 г. N А-02/5-447 "О необходимости предварительного согласия Банка России при приобретении группой физических лиц более 20 процентов акций (долей) кредитной организации"

Письмо Ассоциации российских банков от 1 августа 2008 г. N А-02/5-447
"О необходимости предварительного согласия Банка России при приобретении группой физических лиц более 20 процентов акций (долей) кредитной организации"


Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков - членов АРБ по вопросу о необходимости получения предварительного согласия Банка России при приобретении группой физических лиц в совокупности более 20 процентов акций кредитной организации только в случае установления наличия между указанными лицами соглашения.

Требование о получении предварительного согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации содержится в части восьмой статьи 11 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности". В соответствии с данной нормой предварительное согласие Банка России требуется для случаев приобретения группой физических лиц более 20 процентов акций (долей) кредитной организации только в том случае, если соответствующие физические лица связаны между собой соглашением.

Некоторые территориальные учреждения Банка России толкуют норму части восьмой статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" как ограничение, установленное для физических лиц, образующих группу лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", а наличие родственных отношений рассматривают в качестве обстоятельства, равнозначного наличию соглашения между физическими лицами.

Представляется, что вышеуказанное расширительное толкование законодательной нормы не соответствует ни букве, ни духу закона, т.е. не соответствует норме по формальным критериям, а также противоречат логике данной нормы.

1. При буквальном прочтении в статье 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" использовано словосочетание "группа физических лиц", а не специальный термин законодательства о конкуренции "группа лиц", а также термин "соглашение", а не указание на наличие родственных отношений.

2. В случае, если законодатель считал целесообразным указать на необходимость применения статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", то квалифицирующим признаком для определения связи соответствующих физических лиц в определенную группу служил бы факт наличия родственных отношений, как это предусмотрено пунктом 13 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции". Поэтому лишалось бы смысла одновременное указание и на "группу лиц", и на "соглашение", о наличии которого могли бы свидетельствовать родственные отношения между данными физическими лицами. Следовательно, наличие родственных отношений между физическими лицами не свидетельствует о достижении соглашения между данными лицами.

Из вышеизложенного следует, что формальные признаки и смысл нормы части восьмой статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не позволяют признать, что в рассматриваемой законодательной норме предусмотрено применение положений статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", связанных со специальным термином "группа лиц".

Рассматривать наличие родственных отношений между физическими лицами в качестве обстоятельства равнозначного достижению соглашения между ними также представляется неправомерным. Родственные отношения не могут однозначно свидетельствовать о наличии соглашения между физическими лицами или о совершении ими согласованных действий. По этой причине в рассматриваемой законодательной норме четко определена необходимость связывания нескольких физических лиц именно соглашением. Вместе с тем необходимо особо отметить, что в действующем законодательстве не установлена презумпция достижения физическими лицами соглашения при наличии между ними родственных отношений. В связи с этим полагаем, что когда законодатель предусматривает ограничения, связанные с наличием между соответствующими физическими лицами родственных отношений, то это находит непосредственное отражение в законодательных нормах, например: в пункте 13 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", пункте 5 части статьи 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и т.д.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 части 1 статьи 16 названного Федерального закона


Следовательно, формальные признаки и смысл нормы части восьмой статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не позволяют признать, что в рассматриваемой законодательной норме установлены ограничения для физических лиц, образующих группу лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", а наличие между физическими лицами родственных отношений неправомерно рассматривать в качестве обстоятельства, равнозначного наличию соглашения между данными лицами, свидетельствующего о необходимости получения предварительного согласия Банка России на приобретение несколькими физическими лицами в совокупности более 20 процентов акций кредитной организации.

Учитывая изложенное, просим высказать официальную точку зрения Банка России по означенному вопросу.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 1 августа 2008 г. N А-02/5-447 "О необходимости предварительного согласия Банка России при приобретении группой физических лиц более 20 процентов акций (долей) кредитной организации"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение