Письмо Ассоциации российских банков от 1 сентября 2008 г. N А-01/5-492 О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Письмо Ассоциации российских банков от 1 сентября 2008 г. N А-01/5-492


Ассоциация российских банков благодарит Вас за направленный Вами в наш адрес протокол N 15 (далее - Протокол) совместного заседания Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Межведомственная комиссия) и Консультативного совета при Межведомственной комиссии от 6 августа 2008 г. 

В соответствии с пунктом 1 Протокола члены Межведомственной комиссии и Консультативного совета должны представить в Росфинмониторинг предложения в план мероприятий по совершенствованию российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в свете предложений, содержащихся в отчете ФАТФ по Российской Федерации.

В этой связи Ассоциации российских банков направляет Вам ранее уже представлявшиеся в Росфинмониторинг законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ (прилагаются), один из которых уже прошел обсуждение, был доработан и подучил поддержку Рабочей группы при Министерстве финансов Российской Федерации в октябре 2007 г. 

Приложение: на 27 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446; 2007, N 16, ст. 1831, 2007, N 49, ст. 6036) следующие изменения:

1) в статье 4:

абзац четвертый после слов "и финансированию терроризма" дополнить словами ", за исключением информирования лиц, находящихся на обслуживании, о приостановлении операций по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.";

2) в статье 6:

а) в пункте 1:

абзац третий подпункта 1 после слов "наличной иностранной валюты" дополнить словами "или дорожных чеков";

абзац четвертый подпункта 1 изложить в следующей редакции:

"осуществление физическим лицом платежа в наличной форме в оплату прав на ценные бумаги";

абзац шестой подпункта 1 после слов "банкноты другого достоинства" дополнить словами "в той же валюте, за исключением случаев, когда обмен производится между кредитными организациями";

дополнить абзацами восьмым и девятым следующего содержания:

"осуществление платежа в наличной форме по договору купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением памятных монет);

получение платежа в наличной форме за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата в наличной форме денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;"

в подпункте 2:

слова ", операции с ценными бумагами" исключить;

слова "одной из сторон является лицо, владеющее счетом" заменить словами "указанные операции проводятся с использованием счета";

подпункт 3:

дополнить абзацами шестым, седьмым и восьмым следующего содержания:

"зачисление денежных средств на счет и списание денежных средств со счета при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга);

зачисление денежных средств на счет и списание денежных средств со счета при осуществлении платежей по договору купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением памятных монет);

зачисление денежных средств на счет при осуществлении платежа за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и списание денежных средств со счета при осуществлении выплаты денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;";

в подпункте 4:

в абзаце первом слово "сделки" заменить словом "операции";

абзац четвертый после слова "имущество" дополнить словами "(за исключением денежных средств)";

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"получение и предоставление драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением памятных монет) по договору купли-продажи, а также осуществление платежа в наличной форме по такому договору;";

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов от физических лиц и (или) других юридических лиц.";

дополнить абзацами девятым и десятым следующего содержания:

"приобретение физическим лицом ценных бумаг при условии осуществления их оплаты в наличной форме;

операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию.";

б) пункт 1.1 изложить в следующей редакции:

"1.1. Операция по перечислению денежных средств, направленная на исполнение договора, связанного с переходом права собственности на недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.";

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом от своего имени или от имени лиц, находящихся у них на обслуживании:

кредитными организациями - в отношении операций с денежными средствами и иным имуществом, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 1 и пункте 1.1 настоящей статьи;

иными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, - в отношении операций с денежными средствами и иным имуществом, указанных в подпунктах 2 и 4 пункта 1 и пункте 1.1 настоящей статьи.

При совершении операции с денежными средствами и иным имуществом, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, на сумму менее 3 000 000 рублей между третьими лицами сведения об указанной операции представляются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, только в том случае, если совершающим операцию лицом представлен договор, в котором цена объекта недвижимого имущества равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.";

3) в статье 7:

а) в пункте 1:

в абзаце втором подпункта 1, абзацах четвертом, шестом, седьмом и восьмом подпункта 4 слова "данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации" исключить;

подпункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей, то есть лиц, в интересах которых действует клиент в силу полномочия, основанного на доверенности и (или) договоре, за исключением случаев, установленных пунктами I1 и I2 настоящей статьи, и установлению в отношении них следующих сведений:

в отношении физических лиц - фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданства и реквизитов документа, удостоверяющего личность;

в отношении юридических лиц - наименования, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации и государственного регистрационного номера;";

в абзаце первом подпункта 4 слова "не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции" исключить;

подпункт 4 дополнить абзацем девятым следующего содержания:

"Сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами и иным имуществом подлежат представлению в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции. Если организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, не располагает всеми необходимыми сведениями об операции, подлежащей обязательному контролю, на момент ее совершения, сведения о такой операции представляются не позднее трех рабочих дней со дня получения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, всех необходимых сведений;".

дополнить абзацем семнадцатым следующего содержания:

"Обязанности, установленные настоящим пунктом, подлежат исполнению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в отношении операций, по которым соответствующая организация предоставляет сведения в соответствии с пунктом 4 статьи 6 настоящего Федерального закона.";

б) пункт 1.1 дополнить подпунктами 6 - 11 следующего содержания:

"6) платежей за платные услуги медицинских, детских дошкольных и образовательных учреждений, включая услуги музыкальных, художественных и хореографических школ и клубных учреждений, за проведение занятий в учебных группах и командах, школах и клубах по различным видам спорта;

7) платежей, взимаемых иностранными дипломатическими и консульскими учреждениями, находящимися на территории Российской Федерации;

8) платежей, связанных с оплатой судебных расходов и издержек, а также с оплатой по исполнительным листам на счета судебных приставов;

9) платежей, связанных с оплатой нотариальных услуг;

10) платежей, связанных с исполнением обязательств по договорам кредита;

11) переводов, связанных с зачислением денежных средств на счета банковских карт.";

в) в пункте 2:

в абзаце втором после слов "и признаки необычных" слово "сделок" заменить словом "операций";

абзац второй дополнить предложением следующего содержания:

"В случае заключения кредитной организацией и коммерческой организацией договора, предусмотренного пунктом 5.3 настоящей статьи, правила внутреннего контроля должны содержать также порядок взаимодействия указанных организаций.";

абзац третий после слов "внутреннего контроля," дополнить словами "в любой форме (в электронном виде или на бумажном носителе)";

в абзаце пятом после слов "или необычный характер" слово "сделки" заменить словом "операции ";

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"несоответствие операции основным видам деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;";

в абзаце восьмом после слов "дающие основание полагать, что" слово "сделки" заменить словом "операции ";

г) пункт 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Днем выявления подозрительной операции является дата принятия ответственным сотрудником банка окончательного решения о наличии оснований считать ее подозрительной.";

д) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе изготавливать копии с представленных документов, в том числе с документов, удостоверяющих личность физического лица, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции, либо фиксировать необходимую информацию в любой форме (в электронном виде или на бумажном носителе), установленной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.

Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящей статье, в том числе в виде содержащих указанные сведения форм (в электронном виде или на бумажном носителе), подлежат хранению не менее пяти лет.";

е) абзац третий пункта 5 изложить в следующей редакции:

"открывать счета (вклады) физическому лицу без его личного присутствия в кредитной организации, в которой указанное лицо имеет намерение открыть счет (вклад), или его представителя, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.3 настоящей статьи, а также случаев открытия физическим лицом счета (вклада) в той же кредитной организации, в которой на момент заключения нового договора банковского счета (вклада) у данного лица уже открыт счет (вклад), и при условии, что ранее данное физическое лицо (его представитель), были идентифицированы кредитной организацией в предусмотренном порядке и сведения, полученные в результате такой идентификации, не изменились;";

ж) в пункте 5.2:

абзац первый после слов "отказаться от заключения" дополнить словами "или в одностороннем порядке отказаться от исполнения";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"отсутствия по месту регистрации юридического лица его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;";

дополнить абзацами пятым - седьмым следующего содержания:

"неоднократного непредставления клиентом или представления недостоверной информации или документов, запрашиваемых кредитной организацией в соответствии с настоящим Федеральным законом;

неоднократного совершения клиентом операций, в отношении которых у кредитных организаций на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что они совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

наличия в отношении физического или юридического лица обоснованных подозрений, что целью заключения договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.";

з) дополнить пунктом 5.3 следующего содержания:

"5.3. Кредитная организация вправе открывать счета (вклады) физическому лицу без его личного присутствия в этой кредитной организации при одновременном соблюдении следующих условий:

1) наличие договора, заключенного между кредитной организацией и коммерческой организацией, по условиям которого коммерческая организация обязана в месте своего нахождения или в месте нахождения своего филиала осуществить идентификацию физического лица, имеющего намерение открыть счет (вклад), в соответствии с правилами внутреннего контроля, разработанными данной кредитной организацией, получить от указанного физического лица сведения, необходимые для открытия счета (вклада), предоставить кредитной организации результаты идентификации физического лица и указанные сведения, а также обеспечивать предоставление кредитной организации обновленной информации о таком физическом лице;

2) обязательное личное присутствие физического лица, имеющего намерение открыть счет (вклад) в кредитной организации, в месте нахождения коммерческой организации или в месте нахождения ее филиала.";

и) в пункте 10:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают операции по счетам лиц, находящихся у них на обслуживании, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступающих на их счета, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения указанных лиц должны быть выполнены, если хотя бы одной из сторон по операции является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Информация о приостановлении операции представляется в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции.";

дополнить абзацем третьим следующего содержания:

"Порядок приостановления и учета приостановленных операций с денежными средствами или иным имуществом устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.";

4) статью 8 дополнить частями шестой - седьмой следующего содержания:

"Уполномоченный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения настоящего Федерального закона.

Уполномоченный орган обязан уничтожать информацию об операциях, не содержащих уголовно наказуемого деяния, по истечении года со дня ее поступления.";

5) статью 9 дополнить частями шестой - седьмой следующего содержания:

"Находящиеся на обслуживании физические лица и организации обязаны предоставлять обслуживающим их организациям, осуществляющим сделки или операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию и документы, необходимые для осуществления обслуживающими организациями требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса. Дополнительные требования к порядку предоставления информации, указанной в настоящей части, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Предоставление информации и документов находящимися на обслуживании физическими лицами и организациями в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).";

6) в статье 13:

в части первой слова "может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии" заменить словами "если такое нарушение повлекло легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации";

дополнить частью третьей следующего содержания:

"Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и их работники не могут быть привлечены к административной или гражданской ответственности в связи с совершением операции, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, в случае, если сведения об указанной операции были представлены ими в уполномоченный орган в соответствии с настоящим Федеральным законом.".

7) статью 15 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных актов толкуются в пользу субъектов, выступающих обязанной стороной в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом."


Президент Российской Федерации



Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Законопроект) направлен на корректировку отдельных положений Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Закон N 115-ФЗ), которые в нынешнем виде не могут быть исполнены, а также на ликвидацию выявленных в нем пробелов с целью более эффективного применения Закона N 115-ФЗ.

Отсутствие четкого разграничения понятий "сделка" и "операция" в тексте Закона N 115-ФЗ приводит к различному толкованию его норм, в результате чего к кредитным организациям предъявляются необоснованные претензии со стороны надзорных органов.

В связи с этим предлагается более четко и детализировано регламентировать в Законе N 115-ФЗ операции, подлежащие обязательному контролю, разделив их на операции, контролируемые только кредитными организациями, и операции, контролируемые иными организациями, не являющимися кредитными. Основным признаком операции, подлежащей контролю со стороны кредитных организаций должно являться совершение банковской операции. В результате сделки, включающие несколько операций, будут пооперационно контролироваться теми организациями, которые такие операции совершают.

Нормы статьи 4 и пункта 6 статьи 7 Закона N 115-ФЗ содержат запрет организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информировать их клиентов о представлении информации о принимаемых в отношении этих клиентов мерах противодействия легализации. Буквальное применение указанных норм формально не позволяет организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, направлять своим клиентам информацию о приостановлении операций по основаниям, предусмотренным Законом, поскольку такое уведомление, даже при отсутствии указания на его связь с осуществлением мер по ПОД/ФТ, может рассматриваться как косвенное информирование клиента о проводимых в отношении него контрольных мероприятиях. Во избежание применения мер ответственности к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, необходимо из общего требования о запрете на информирование клиентов исключить случаи информирования лиц, находящихся на обслуживании, о приостановлении операций по основаниям предусмотренным Законом.

Сроки представления информации в Росфинмониторинг "не позднее следующего рабочего дня" не позволяют кредитным организациям производить качественную оценку операций, а в ряде случаев подобный срок не позволяет принять решение о квалификации операции как подлежащей обязательному контролю из-за представления клиентом необходимых сведений позже указанного срока. Кроме того, даже сугубо технические ошибки при передаче сообщений формально квалифицируются сегодня как нарушения Закона и влекут наложение штрафов и даже лишение лицензии.

В то же время, форма работы Росфинмониторинга с сообщениями кредитных организаций предусматривает не оперативное реагирование на передаваемые сообщения, а лишь их передачу правоохранительным органам после проверки, что в подавляющем большинстве случаев означает отсутствие необходимости установления столь жесткого однодневного срока.

Во избежание применения к кредитным организациям мер воздействия со стороны надзорного органа, не адекватных характеру допущенных нарушений, а также в целях более эффективной реализации кредитными организациями положений Закона N 115-ФЗ предлагается внести соответствующие уточнения и дополнения в пункты 1, 1.1 и 4 статьи 6 Закона N 115-ФЗ.

Нормой, содержащейся в подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на их обслуживании. При этом в отношении физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, требуется устанавливать, в частности, данные документа, подтверждающего их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а в отношении иностранных граждан также данные миграционной карты. Как следует из положений Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" указанные документы подтверждают законность нахождения иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации, а также позволяют контролировать их временное пребывание в Российской Федерации. Вместе с тем, функции осуществления контроля законности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации не входят в обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.

В этой связи, а также, учитывая, что сбор указанных сведений организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, существенно затрудняет обслуживание обращающихся к ним физических лиц, целесообразно ограничить перечень документов, сведения о которых устанавливаются и фиксируются субъектами исполнения Закона N 115-ФЗ в целях идентификации клиентов, документами, удостоверяющими личность физического лица, исключив, соответственно, из текста подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ положение об обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, устанавливать и фиксировать данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Кроме того, выполняя обязанность по идентификации лиц, находящихся на их обслуживании, кредитные организации при проведении по поручению физических лиц операций по переводу денежных средств даже на незначительные суммы (в частности в оплату услуг медицинских, детских дошкольных и образовательных учреждений, оплатой нотариальных услуг, погашение задолженности по договорам кредита и т.п.) требуют предъявления документов, позволяющих идентифицировать плательщиков, что порождает огромные очереди и недовольство со стороны населения. В то же время операции по проведению такого рода платежей, учитывая статус получателя денежных средств, равно как и назначение платежа, очевидно не представляют собой какой-либо опасности с точки зрения противодействия легализации преступных доходов.

В этой связи представляется необходимым скорректировать Закон N 115-ФЗ, расширив перечень операций на сумму, не превышающую 30 000 рублей, при осуществлении которых идентификация клиента не проводится.

В настоящее время также представляется необходимым создать правовые условия для открытия счетов (вкладов) физическим лицам через коммерческие организации без личного присутствия физических лиц в кредитной организации при условии личного присутствия физического лица в месте нахождения коммерческой организации или в месте нахождения ее филиала.

Необходимость соответствующих изменений вызвана недоступностью банковских услуг для широких слоев населения вследствие отсутствия банковских филиалов и отделений в отдаленных и малонаселенных местностях страны. По данным Минфина России в Российской Федерации на 100 тыс. человек приходится в среднем 4 кредитных организации или филиала, а в отдельных регионах - менее 3, тогда как в США - 33, в Германии - 58, в Италии - 57. В то же время, в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" открытие счетов (вкладов) физическим лицам возможно только при их личном присутствии в кредитной организации.

В решении данной проблемы целесообразно использовать ресурс сторонних коммерческих организаций, существующих по всей стране и имеющих полную возможность осуществить идентификацию физического лица в месте своего нахождения или месте нахождения своего филиала в порядке, установленном действующим законодательством и договором с кредитной организацией. При этом вся ответственность за правильность осуществления идентификационных процедур возлагается на кредитные организации, осуществляющие открытие счета.

Для этого законопроектом устанавливается, что кредитная организация вправе открывать счета (вклады) физическому лицу через коммерческие организации при соблюдении законодательно закрепленных условий.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей. При этом Закон N 115-ФЗ не содержит определения понятия "выгодоприобретатель". В целях регламентирования деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и установления единого порядка сбора информации об указанных лицах предлагается конкретизировать понятие "выгодоприобретатель" и определить состав сведений, устанавливаемых об этих лицах, путем внесения дополнений в подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.

В связи с отнесением к операциям, подлежащим обязательному контролю, сделок с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 млн. рублей (или эквивалентную сумму в иностранной валюте), у кредитных организаций возникают объективные трудности при выполнении требования о представлении в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции. Значительная часть указанных сделок подлежит государственной регистрации. При этом документы, подтверждающие государственную регистрацию соответствующей сделки, поступают из территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, значительно позднее дня осуществления государственной регистрации. В этой связи во избежание применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, санкций со стороны надзорных органов необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.

Нечеткость норм, регулирующих действия с документами и сведениями для целей идентификации, в пункте 4 и втором абзаце пункта 5.2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ препятствует единообразному пониманию установленных положений и порождает проблемы с применением указанных положений организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, на практике. В связи с этим предлагается уточнить формулировки вышеуказанных положений Закона N 115-ФЗ.

Представляется необходимым в целях реализации V рекомендации ФАТФ предоставить организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, право отказывать в заключении договора банковского счета (вклада) в случае наличия в отношении физического лица или организации обоснованных подозрений, что целью заключения договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Соответствующую поправку предлагается внести в пункт 52 статьи 7 Закона N 115-ФЗ. Также предлагается предоставить кредитным организациям право одностороннего отказа от исполнения договора банковского счета (вклада) по основаниям, аналогичным для отказа от заключения договора.

Одной из наиболее важных проблем, возникающих в деятельности организаций при применении Закона N 115-ФЗ является то, что ни Закон N 115-ФЗ, ни иные нормативные акты не содержат норм, обязывающих клиентов предоставить информацию, необходимую для осуществления мер ПОД/ФТ. В этой связи организации оказываются фактически не в состоянии обеспечить своевременное исполнение требований Закона N 115-ФЗ в части передачи информации уполномоченному органу.

Учитывая, что наиболее распространенной причиной отказа клиентов в предоставлении информации, необходимо для осуществления мер ПОД/ФТ является ссылка на защиту служебной, банковской, налоговой, коммерческой и иной охраняемой законом тайны, а также во избежание внутренних конфликтов (например, между собственниками и менеджментом организации) необходимо закрепить в Законе N 115-ФЗ (по аналогии с пунктом 8 статьи 7) положение о том, что представление по запросу организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации и документов гражданами и организациями в целях и порядке, которые предусмотрены Законом N 115-ФЗ, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи.

Многочисленные вопросы о порядке применения законодательства о ПОД/ФТ, возникающие в практической деятельности, наглядно свидетельствуют о постоянной необходимости толкования норм Закона N 115-ФЗ. Между тем и Банк России, и Росфинмониторинг, не имея полномочий давать официальное толкование Закона N 115-ФЗ, в большинстве случаев рекомендуют применять нормы буквально, что в условиях не всегда корректных формулировок норм Закона N 115-ФЗ приводит к их неэффективному применению. Такое положение крайне затрудняет повседневную работу организаций и создает ситуацию, при которой провоцируется возникновение претензий в ходе проверок по спорным, а главное субъективным основаниям.

В этих условиях чрезвычайно важным представляется предоставление уполномоченному органу права давать официальные разъяснения по вопросам применения Закона N 115-ФЗ, а также включение в Закон N 115-ФЗ принципа, аналогичного принципу, предусмотренному в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и предусматривающего толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей закона в пользу субъектов, выступающих обязанной стороной в отношениях, регулируемых законом.

Практика применения Закона N 115-ФЗ свидетельствует о возможности привлечения кредитных организаций к ответственности вплоть до отзыва лицензии даже за два технических нарушения (например за несвоевременность отправления сообщения в Росфинмониторинг), что создает несоразмерные правовые риски в деятельности банков. Такая мера ответственности очевидно неадекватна характеру и тяжести нарушения.

Для исключения такой возможности и руководствуясь общими принципами противодействия легализации преступных доходов, закрепленных в Законе N 115-ФЗ и 40+9 Рекомендациях ФАТФ, предлагается предусмотреть возможность отзыва лицензии за нарушение Закона только если такое нарушение повлекло легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма. Во всех остальных случаях ответственность за нарушение норм Закона не должна быть связана с отзывом (аннулированием) лицензии.

Кроме того, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и их работники не должны привлекаться к административной, гражданской, уголовной и иной ответственности в связи с совершением операции, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, в случае, если сведения об указанной операции были представлены в ими в уполномоченный орган в соответствии с Законом N 115-ФЗ. Данная норма не будет препятствовать привлечению указанных лиц к уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма при наличии в их действиях состава преступления.


Проект федерального закона
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Статья 1

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446; ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить абзацами девятым - двенадцатым следующего содержания:

"клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

выгодополучатель - доверитель, комитент, принципал, учредитель управления либо иное лицо, от имени и (или) в интересах, и (или) за счет которого клиентом (представителем клиента) совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;

идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, а также выгодополучателях, подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов и установлению факта законной принадлежности указанных документов (надлежащим образом заверенных копий документов) представившим их лицам;

документальное фиксирование сведений (информации) - получение и закрепление в целях настоящего Федерального закона сведений (информации) на бумажных и/или иных носителях информации.";

2) в статье 6:

в пункте 1:

подпункт 3 дополнить абзацем шестым следующего содержания:

"зачисление денежных средств на счет и списание денежных средств со счета при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга)";

в абзаце первом подпункта 4 слово "сделки" заменить словом "операции";

пункт 1.1. изложить в следующей редакции:

"1.1. Операция с недвижимым имуществом, включая перечисление денежных средств по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается эта операция или сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.";

3) в статье 7:

в пункте 1:

в подпункте 1:

в абзаце первом слова "лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента)," заменить словами "клиента, представителя клиента";

в абзаце втором после слов "гражданство," дополнить словами "дату рождения,";

в подпункте 2 слово "выгодоприобретателей" заменить словом "выгодополучателей";

в подпункте 3 слово "выгодоприобретателях" заменить словом "выгодополучателях".

в пунктах 1.1. и 1.2. слово "выгодоприобретателя" заменить словом "выгодополучателя";

дополнить пунктом 1.3. следующего содержания:

"1.3. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодополучателя и обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и иные документы, подтверждающие цели и характер деятельности клиента";

в абзаце десятом пункта 2 слово "выгодоприобретателей" заменить словом "выгодополучателей";

пункт 5 после абзаца четвертого дополнить абзацем пятым следующего содержания:

"заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов и информации, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.";

в пункте 5.2:

абзац третий изложить в следующей редакции:

"представления физическим или юридическим лицом недостоверных документов в подтверждение указанных в настоящей статье сведений;";

дополнить абзацем пятым следующего содержания:

"наличия информации или иных обстоятельств, дающих основания полагать, что физическим или юридическим лицом могут осуществляться операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;";

дополнить пунктом 5.3 следующего содержания:

"5.3. Кредитные организации вправе отказаться от исполнения договора банковского счета (вклада) с клиентом, за исключением осуществления клиентом обязательных платежей в бюджет, в следующих случаях:

наличия информации о том, что при открытии банковского счета (вклада) клиентом, представителем клиента были представлены недостоверные или недействительные документы;

наличия в отношении клиента, представителя клиента сведений о его участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом;

наличия информации, полученной в соответствии с настоящим Федеральным законом в процессе документального фиксирования сведений (информации) в рамках применения правил внутреннего контроля и реализации программ его осуществления, указывающей на запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, на несоответствие сделки видам деятельности организации, на неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

неоднократного в течение года непредставления клиентом, представителем клиента по требованию кредитной организации документов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, либо неоднократного в течение года представления недостоверных и (или) недействительных документов.";

в абзаце первом пункта 9 слово "фиксирования" заменить словами "документального фиксирования сведений (информации)";

пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет клиента, в следующих случаях:

непредставления документов, необходимых для документального фиксирования сведений (информации) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

наличия информации или иных обстоятельств, дающих основания полагать, что операция может осуществляться клиентом, представителем клиента в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.";

в пункте 13 слова "от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и (или) от проведения операции" заменить словами "отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от исполнения распоряжения клиента о проведении операции по счету (вкладу), приостановления операций клиента, отказа от исполнения договора банковского счета (вклада) с клиентом", а слова "Правительством Российской Федерации" заменить словами "уполномоченным органом";

4) в статье 7.1:

в абзаце первом пункта 1 слово "фиксирования" заменить словами "документального фиксирования сведений (информации)";

дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6. Требования, установленные пунктами 1, 2 - 4 и 6-12 статьи 7 настоящего Федерального закона распространяются на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в следующих сферах:

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий;

оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.";

5) дополнить статью 9 частями следующего содержания:

"Клиенты обязаны представлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, по их запросам информацию и документы, необходимые для осуществления указанными организациями обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, определяемом такими организациями.

Предоставление информации и документов клиентами организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

Работники организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение ставшей им известной информации ограниченного доступа, поступившей по их запросу от физических и юридических лиц.".


Статья 2

Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410, N 34, ст. 4025; 1997, N 43, ст. 4903; 1999, N 51, ст. 6288; 2002, N 48, ст. 4737; 2003, N 2, ст. 160, ст. 167; N 13, ст. 1179; N 46, ст. 4434; N 52, ст. 5034; 2005, N 1, ст. 15, ст. 45; N 13, ст. 1080; N 19, ст. 1752; N 30, ст. 3100; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 1, ст.39; N 5, ст. 558; N 17, ст. 1929; N 27, ст. 3213) следующие изменения:

1) в статье 858 слова "или приостановления операций по счету" заменить словами "приостановления операции или операций по счету или отказа от исполнения распоряжения клиента о проведении операции по счету";

2) статью 859 дополнить пунктом 1.2 следующего содержания:

"1.2. Банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета в случае осуществления клиентом операции, в отношении которой у банка имеются обоснованные подозрения о ее совершении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и/или финансирования терроризма, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления банком такого уведомления.

Остаток денежных средств на банковском счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой банковский счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного распоряжения клиента.".


Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации



Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Проект федерального закона (далее - законопроект) разработан с целью приведения российского законодательства в соответствие с 5-й Рекомендацией 40 Рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), членом которой является Российская Федерация, и с целью устранения выявившихся в процессе правоприменительной практики отдельных неэффективных положений и пробелов Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ). Законопроект направлен на обеспечение надлежащей правовой основы для реализации государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

5-я Рекомендация 40 Рекомендаций ФАТФ устанавливает в отношении финансовых учреждений стран требование о необходимости исполнения финансовыми учреждениями стран следующих мер по надлежащей проверке клиентов:

а) идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных документов, данных и информации;

б) установление бенефициарного собственника клиента и принятие разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кем является бенефициарный собственник. Для юридических лиц и образований это должно включать принятие финансовыми учреждениями разумных мер по выяснению того, кому принадлежат права собственности на клиента и кто и как осуществляет контроль над ним;

в) получение информации о целях и характере деловых отношений клиента.

При этом 5-я Рекомендация 40 Рекомендаций ФАТФ устанавливает, что в случае невозможности для финансового учреждения выполнить вышеуказанные меры финансовому учреждению не следует открывать счет, вступать в деловые отношения с клиентом или исполнять операцию клиента; следует прекратить деловые отношения с клиентом; следует подумать о направлении сообщения о подозрительных операциях в отношении клиента. В соответствии с 5-й Рекомендацией 40 Рекомендаций ФАТФ указанное требование применяется как к новым клиентам, так и к существующим клиентам финансовых учреждений.

Нормы Федерального закона N 115-ФЗ и Гражданского кодекса Российской Федерации не позволяют в полной мере кредитным организациям, являющимся в соответствии с терминологией 40 Рекомендаций ФАТФ финансовыми учреждениями, выполнять меры, предусмотренные 5-й Рекомендацией 40 Рекомендаций ФАТФ. Законопроект создает надлежащую правовую основу для выполнения кредитными организациям 5-й Рекомендации 40 Рекомендаций ФАТФ.

В этой связи законопроект устанавливает следующие дополнительные основные понятия, используемые в Федеральном законе N 115-ФЗ: "клиент", "выгодополучатель", "идентификация" и "документальное фиксирование сведений (информации)" - изменения в статью 3 Федерального закона N 115-ФЗ.

Устанавливаемое законопроектом понятие "выгодополучатель" учитывает все аспекты, включаемые 5-й Рекомендацией 40 Рекомендаций ФАТФ в определение бенефициарного собственника клиента. При этом с целью устранения дублирования уже имеющегося в Гражданском кодексе Российской Федерации понятия "выгодоприобретатель" (статьи 929 - 932, 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации) и соответствующего понятия в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ законопроект заменяет в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ понятие "выгодоприобретатель" понятием "выгодополучатель".

С учетом неоднозначной практики применения подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ законопроект вносит необходимые изменения в подпункты 3 и 4 пункта 1 и в пункт 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, уточняющие нормы статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ в части отнесения к операциям, подлежащим обязательному контролю, платежей по договору финансовой аренды (лизинга).

С учетом установленного законопроектом понятия "клиент" законопроектом уточняется соответствующая норма подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

С учетом имеющейся практики применения подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ уточняется перечень сведений по идентификации физических лиц путем дополнения его сведениями о дате рождения физического лица как существенного признака идентификации - изменение в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

С учетом установленного законопроектом понятия "выгодополучатель" законопроект вносит необходимые уточнения в подпункт 3 пункта 1, в пункты 1.1 и 1.2 и в абзаце десятом пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

В целях обеспечения реализации требований 5-й Рекомендации 40 Рекомендаций ФАТФ по идентификации выгодополучателей, а также по получению информации о целях и характере деловых отношений клиента законопроект дополняет статью 7 Федерального закона N 115-ФЗ новым пунктом 1.3, устанавливающим право организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и иные документы, подтверждающие цели и характер деятельности клиента.

С целью выполнения требований 5-й Рекомендации 40 Рекомендаций ФАТФ в части установления запрета финансовым учреждениям заключать с клиентом договор счета при невозможности выполнить надлежащую проверку клиента законопроект устанавливает запрет кредитным организациям на открытие счетов (вкладов) в указанных случаях - дополнение абзацем пятым пункта 5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Также законопроект уточняет право кредитной организации отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в случае представления физическим или юридическим лицом недостоверных документов в подтверждение указанных в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ сведений либо наличия информации или иных обстоятельств, дающих основания полагать, что физическим или юридическим лицом могут осуществляться операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (изменения в пункте 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).

В отношении действующих клиентов кредитной организации законопроект сохраняет право для кредитных организаций в отдельных случаях самостоятельно принимать решение об отказе от исполнения договора банковского счета (вклада) с клиентом, за исключением осуществления клиентом обязательных платежей в бюджет (дополнение статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ новым пунктом 5.3).

С учетом установленного законопроектом понятия "документальное фиксирование сведений (информации)" законопроект уточняет соответствующее понятие в абзаце первом пункта 9 статьи 7 и в абзаце первом пункта 1 статьи 7.1. Федерального закона N 115-ФЗ.

Законопроект предлагает новую редакцию пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ с целью предоставить право отказа в установленных случаях в выполнении распоряжения клиента всем указанным в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, включая кредитным организациям.

С целью выполнения требований 5-й Рекомендации 40 Рекомендаций ФАТФ законопроектом уточняются нормы пункта 13 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ и устанавливается обязанность Центрального банка Российской Федерации согласовывать с уполномоченным органом (Федеральной службой по финансовому мониторингу) порядок представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений в случае отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа в выполнении распоряжения клиента, отказа от исполнения договора банковского счета (вклада) с клиентом. Такой подход устранит имеющуюся коллизию с Федеральным Конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", которым не установлено полномочие Правительства Российской Федерации по согласованию нормативных правовых актов Центрального банка Российской Федерации и позволит Центральному банку Российской Федерации принять порядок представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений в случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа в выполнении распоряжения клиента, отказа от исполнения договора банковского счета (вклада) с клиентом по основаниям, указанным в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Законопроектом предусматривается дополнить статью 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ новым пунктом 6, согласно которому требования, установленные пунктами 1, 2 - 4 и 6-12 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ распространяются на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в следующих сферах:

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий;

оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Указанные изменения обусловлены сложившейся неоднозначной практикой применения Федерального закона N 115-ФЗ в отношении индивидуальных предпринимателей в вышеуказанных сферах деятельности. Такое положение дел не позволяет в должной мере осуществлять соответствующий контроль за их деятельностью и применять меры административной ответственности. В тоже время большое число индивидуальных предпринимателей осуществляет свою деятельность в сферах оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, а также оказания посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, являющихся рисковыми с точки зрения отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Предлагаемая законопроектом норма призвана устранить этот пробел в законодательстве.

С учетом сложившейся практики применения Федерального закона N 115-ФЗ законопроект дополняет статью 9 Федерального закона N 115-ФЗ следующими нормами:

устанавливается обязанность для клиентов представлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, по их запросам информацию и документы, необходимые для осуществления ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, в порядке, определяемом такими организациями;

устанавливается, что предоставление информации и документов находящимися на обслуживании организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, физическими и юридическими лицами в целях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом N 115-ФЗ, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств);

устанавливается, что работники организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение ставшей им известной информации ограниченного доступа, поступившей по их запросу от физических и юридических лиц.

С целью обеспечения надлежащих правовых оснований реализации норм статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ законопроектом вносятся соответствующие изменения в статье 858 и статью 859 Гражданского кодекса Российской Федерации - статья 2 законопроекта. При этом законопроектом предлагается установить месячный срок, исчисляемый со дня отказа банка от исполнения договора банковского счета в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, и направления банком уведомления об этом клиенту. Законопроект определяет также порядок выдачи клиенту его денежных средств с банковского счета, который закрыт кредитной организацией по вышеуказанным основаниям.

В настоящее время во исполнение требований статьи 7 и с учетом норм статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ изданы следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и Банка России:

1) постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 245 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом". При этом указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что информация об операциях представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу, а единый формат представления информации об операциях определяется указанным федеральным органом исполнительной власти;

2) Положение Банка России от 20 декабря 2002 г. N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установило соответствующий порядок для кредитных организаций;

3) Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 г. N 983-р);

4) постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом";

5) постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

и другие нормативные правовые акты.

С целью обеспечения возможности приведения соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Банка России в соответствие с федеральным законом после его принятия статья 3 законопроекта предусматривает отсрочку вступления его в силу сроком 180 дней со дня его официального опубликования.

Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению надлежащей правовой основы для реализации государственной политики в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, строгому выполнению Российской Федерацией 5-й Рекомендации 40 Рекомендаций ФАТФ.



Письмо Ассоциации российских банков от 1 сентября 2008 г. N А-01/5-492


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.