Письмо ЦБР от 3 сентября 2008 г. N 111-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций"

Письмо ЦБР от 3 сентября 2008 г. N 111-Т
"О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций"

 

Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями выявлено, что в последнее время резко возросли объемы денежных средств, переводимых юридическими лицами - резидентами со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (в банковской отчетности такие операции отражаются по коду вида операции 61150).

Во многих случаях денежные средства юридическими лицами - резидентами переводились на свои счета, открытые в банках Республики Казахстан, Республики Молдова, Эстонской Республики, Латвийской Республики, Республики Кипр.

Характерными особенностями таких операций являются следующие:

1. Плательщиками денежных средств являются юридические лица - резиденты, имеющие крайне незначительный по сравнению с объемами переводимых за границу средств уставный капитал. Месячный объем операций по переводу денежных средств на счета, открытые за пределами территории Российской Федерации, как правило, более чем в 100 раз превышает размеры уставного капитала юридического лица - резидента.

2. Операции по счетам юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках в большинстве случаев носят транзитный характер. При этом поступившие денежные средства в полном объеме (либо в их значительной части) переводятся на счета, открытые за пределами территории Российской Федерации.

3. Со счетов, используемых для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах. Как правило, такие платежи составляют менее двух процентов от объема денежных средств, переводимых с данного счета на счета, открытые за пределами территории Российской Федерации.

Возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что в большинстве случаев действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем.

Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям особое внимание уделять указанным выше операциям и при выявлении таких операций в деятельности юридических лиц - резидентов запрашивать у них документы, подтверждающие источники поступления денежных средств на их счета в уполномоченных банках, а также иные документы, подтверждающие вещные права юридических лиц - резидентов на реализуемые ими на территории Российской Федерации товары либо иные активы.

При выявлении таких операций, проводимых по счетам юридических лиц - резидентов, кредитным организациям рекомендуется применять меры, изложенные в письме Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)" ("Вестник Банка России" от 8 мая 2007 года N 25).

В случае признания кредитными организациями таких операций подозрительными кредитные организации направляют сведения об указанных операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011).

Территориальным учреждениям при осуществлении деятельности по надзору за кредитными организациями, в том числе при проведении инспекционных проверок кредитных организаций, рекомендуем особое внимание уделять выявлению указанных выше операций в деятельности кредитных организаций.

При выявлении фактов проведения кредитными организациями таких операций систематически и(или) в значительных объемах рекомендуем территориальным учреждениям проводить встречи с руководителями и владельцами таких кредитных организаций в целях уточнения экономического содержания проводимых по поручению клиентов операций, обстоятельств их совершения, оценки рисков для кредитной организации и для банковской системы в связи с совершением таких операций, возможной разработки плана действий по их прекращению.

Территориальным учреждениям рекомендуем информацию о фактах проведения кредитными организациями по поручению клиентов указанных операций систематически и(или) в значительных объемах, а также о работе территориального учреждения с кредитными организациями и ее результатах направлять письмом на имя Председателя Банка России.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (Ю.А. Чиханчин) согласовано.

Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.

 

Председатель Центрального Банка
Российской Федерации

С.М. Игнатьев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В последнее время юридические лица - резиденты переводят большие объемы денежных средств на свои банковские счета за границей, зачастую - на счета в Казахстане, Молдове, Эстонии, Латвии, Кипре.

Эти переводы характеризуются следующим: месячный объем переводов более чем в 100 раз превышает размер уставного капитала юридического лица; в большинстве случаев операции по счетам юридических лиц в российских банках имеют транзитный характер; со счетов, используемых для переводов, налоги не уплачиваются либо вносятся в крайне незначительном размере.

Объем таких операций возрастает. Это позволяет предполагать, что они проводятся в целях уклонения от уплаты налогов, оплаты "серого" импорта, отмывания нелегальных доходов.

В связи с этим при выявлении подобных операций кредитным организациям следует запрашивать у юридических лиц - резидентов документы, подтверждающие источники поступления средств на счета, а также иные документы, подтверждающие права на реализуемые в РФ товары либо иные активы.

Если операция кажется подозрительной, о ней необходимо сообщить в Росфинмониторинг.

Территориальным учреждениям ЦБР также необходимо уделить особое внимание подобным операциям и тем кредитным организациям, в которых эти операции проводятся систематически и (или) в значительных объемах.


Письмо ЦБР от 3 сентября 2008 г. N 111-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций"


Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 10 сентября 2008 г. N 48