Письмо Ассоциации российских банков от 5 сентября 2008 г. N А-01/5-505 О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Письмо Ассоциации российских банков от 5 сентября 2008 г. N А-01/5-505


Наше обращение обусловлено проблемами, связанными с необходимостью применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники при совершении кассовых операций в соответствии Федеральным законом N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).

В этой связи еще в 2004 году Ассоциация российских банков с участием банков - членов АРБ разработала и направила в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одобренный Банком России проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Законопроект) (доработанный вариант законопроекта прилагается).

9 ноября 2005 года Законопроект за N 234399-4 был внесен депутатами ГД ФС РФ в порядке законодательной инициативы. Однако 18 апреля 2006 года Комитетом ГД ФС РФ по бюджету и налогам Законопроект был отклонен со ссылкой на возможность самостоятельного решения Центральным банком РФ на уровне Правительства РФ вопроса об освобождении банков от обязанности применения ККТ либо приравнивании АБС, используемых банками, к контрольно-кассовой технике. Следует однако отметить, что анализ норм Закона N 54-ФЗ, не позволяет сделать вывод о наличии у Банка России и Правительства РФ права решать вопрос о применении ККТ для кредитных организаций. В этой связи АРБ доработала Законопроект с целью снятия с кредитных организаций обязанности применять ККТ при совершении банковских операций, поименованных в статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". При этом АРБ учитывала чрезвычайную важность для банковского сообщества принятия предлагаемых изменений, поскольку, как показывает практика, реализация положений действующего Закона N 54-ФЗ приводит к нецелесообразному дублированию в регистрации и учете кассовых операций и неоправданному росту затрат рабочего времени и денежных средств на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ, что, в свою очередь, приводит к росту себестоимости банковских услуг, замедлению развития системы безналичных расчетов населения, негативно сказывается на доступности банковских услуг, как для физических, так и юридических лиц.

В этой связи исключение кредитных организаций из сферы применения Закона N 54-ФЗ представляется чрезвычайно важной и актуальной задачей.

С учетом изложенного просим Вас рассмотреть вопрос о внесении Законопроекта в качестве законодательной инициативы.

Приложение: на 3 л.


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян


Проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"


Статья 1

Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (Собрание законодательства РФ, 2003, N 21, ст. 1957) следующие изменения и дополнения:

1) в статье 2:

а) пункт 3 дополнить новыми абзацами шестнадцатым и семнадцатым следующего содержания:

"совершении кредитными организациями банковских операций и сделок в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Порядок оформления кассовых операций кредитными организациями при совершении банковских операций и сделок в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности без применения контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.";

б) абзац шестнадцатый считать абзацем восемнадцатым.

2) пункт 3 статьи 7 изложить в следующей редакции:

"Полномочия налоговых органов, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не распространяются на кредитные организации при осуществлении ими операций и сделок, предусмотренных абзацем шестнадцатым пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.".


Президент Российской Федерации

Д. Медведев


Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"


До вступления в силу Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) кредитные организации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 в силу специфики и особого порядка регулирования банковской деятельности наделялись правом на осуществление операций с наличными денежными средствами без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ). Требования по учету и оформлению операций, осуществляемых кредитными организациями с наличными денежными средствами, устанавливались Центральным банком Российской Федерации.

Принятие Закона N 54-ФЗ требует изменения порядка учета и оформления операций кредитных организаций в части обязательности применения ККТ при осуществлении кредитными организациями кассовых операций.

Однако целесообразность применения ККТ при осуществлении кредитными организациями операций с наличными денежными средствами представляется весьма спорной.

Осуществление кассовых операций в кредитных организациях сопровождается оформлением расчетно-кассовых документов, содержащих все необходимые реквизиты, отражением операций по балансовым счетам, ежедневным закрытием баланса с применением новейших программно-технических средств. Используемые программные средства имеют возможность накапливать и архивировать информацию по проведенным операциям и обеспечены необходимыми мерами безопасности доступа и проверки пользователя. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 24 апреля 2008 г. N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" в кредитной организации создаются первичные бухгалтерские документы, обеспечивающие необходимые требования к фиксации, учету и хранению итоговой информации. В связи с этим выполнение кредитными организациями установленных Банком России требований к оформлению кассовых и иных операций полностью обеспечивает выполнение функций, которые возлагаются на ККТ.

Применение банками ККТ, отвечающей требованиям Закона N 54-ФЗ, приводит к ненужному дублированию в регистрации и учете кассовых операций и вызовет неоправданный рост затрат рабочего времени и денежных средств на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.

В настоящее время в соответствии с действующим банковским законодательством кредитные организации могут внедрять соответствующие современному уровню развития системы автоматизации банковских операций, а также учета и формирования бухгалтерской отчетности, позволяющие принимать, фиксировать, точно и оперативно обрабатывать поступающие от клиентов документы, в том числе и в электронном виде.

В этой связи представляется необходимым отменить обязанность применения ККТ кредитными организациями при осуществлении ими банковских операций и сделок, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Вместе с тем, учитывая, что в статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлен запрет для кредитных организаций заниматься, в частности торговой деятельностью, освобождение кредитных организаций от применения ККТ при совершении банковских операций и сделок в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности не означает отсутствия необходимости применения ККТ кредитными организациями как субъектами торгово-экономических отношений, например, при наличных денежных расчетах в подведомственных столовых, кафе и т.п.

При использовании кредитными организациями ККТ в таких случаях действие Закона N 54-ФЗ применимо в полном объеме как в части полномочий налоговых органов Российской Федерации по осуществлению контроля за использованием налогоплательщиками требований Закона N 54-ФЗ, так и в части требований к самим ККТ (письмо МНС России от 01.11.04 N 33-0-14/685).

Продажа товаров и (или) оказание услуг с использованием автоматов представляет собой вид деятельности, который не предусматривает участие в продаже товаров и (или) оказании услуг человека, относится к специфическому виду предпринимательской деятельности, находящейся в России в стадии развития и становления.

Автоматы по продаже товаров или оказанию услуг представляют собой специальные устройства (электронное или механическое оборудование), не требующие постоянного присутствия оператора и осуществляющие продажи в автоматическом режиме, то есть позволяющее обслуживать покупателей без привлечения традиционных продавцов, кассиров-продавцов. Такие автоматы знакомы со времен СССР - автоматы по продаже газированной воды, кофе, газет и журналов.

Международный и российский опыт осуществления указанного вида деятельности показывает, что расчеты при осуществлении продажи товаров и (или) оказания услуг с использованием автоматов производится# без применения ККТ.

В течение длительного периода времени сложилась подтвержденная (в официальных письмах) государственными органами практика использования торговых автоматов без применения ККТ (Письмо МНС России от 27.02.04 N 33-0-11/153 года# ; Решение Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол от 18 декабря 2003г. N 4/76-2003 и т.п).

Вместе с тем, в 2004 году срок действия решения межведомственной комиссии истек и в последующем продлен не был.

Таким образом, вопрос правомерности неприменения ККТ при осуществлении продажи товаров и (или) оказания услуг с использованием торговых автоматов остался неурегулированным.

В результате, с одной стороны, торговые автоматы применяются без использования контрольно-кассовой техники, а с другой стороны, нет четких законодательных норм, закрепляющих фактически сложившуюся практику.

Учитывая, что неурегулированность этого вопроса влечет реальный риск привлечения организаций, их должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, представляется необходимым предусмотреть прямую норму, устанавливающую право организаций и индивидуальных предпринимателей не использовать ККТ при продаже товаров и (или) оказании услуг с использованием программно-технических комплексов (автоматов), функционирующих без постоянного присутствия (участия) человека.



Письмо Ассоциации российских банков от 5 сентября 2008 г. N А-01/5-505


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.