Письмо Ассоциации российских банков от 19 сентября 2008 г. N А-02/5-552 "О функциях банков по ведению радиационного контроля денежных знаков"

Письмо Ассоциации российских банков от 19 сентября 2008 г. N А-02/5-552
"О функциях банков по ведению радиационного контроля денежных знаков"

ГАРАНТ:

См. также письмо Ассоциации российских банков от 9 декабря 2008 г. N А-02/5-698

См. ответ, приведенный в письме Департамента наличного денежного обращения от 22 октября 2008 г. N 29-15/6426

См. также письмо Департамента наличного денежного обращения ЦБР от 18 сентября 2008 г. N 29-15/5638


Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи c проблемами, возникающими у кредитных организаций при применении Инструкции Банка России от 04.12.2007 N 131-И "О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением" (далее - Инструкция N 131-И).

Нормами Инструкции N 131-И на кредитные организации возложена обязанность по осуществлению таких операций, как ведение углубленного радиационного контроля, хранение, гашение и уничтожение денежных знаков с радиоактивным загрязнением. Согласно статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" указанные операции не являются банковскими, а их осуществление приводит к отвлечению как трудовых, так и материальных ресурсов на выполнение несвойственных банкам функций.

В связи с тем, что на кредитные организации возлагаются функции по углубленному радиационному контролю, хранению, гашению и уничтожению денежных знаков с радиоактивным загрязнением, банковское сообщество выражает озабоченность возможностью наступления определенных негативных последствий при применении Инструкции N 131-И.

В частности, необходимость выполнения требований Инструкции N 131-И по оборудованию отдельных помещений для работы с радиоактивными деньгами, оснащенных электропитанием, вентиляцией, отоплением, водопроводом и т.п., может привести к сокращению количества подразделений банков, особенно в регионах. Наличие таких помещений приводит к значительному (в некоторых случаях в разы) увеличению необходимой для работы подразделения банка площади, что не только является затратным, но нередко просто невозможным, т.к. подразделения банков часто располагаются на арендованных площадях.

Кроме того, строгие требования к измерительным диапазонам (измерение уровня гамма-излучения и плотности потока бета частиц) и необходимость ежегодной проверки приборов предполагает высокие разовые затраты на их приобретение, что, как следствие, приводит к увеличению стоимости банковских услуг для населения.

В этом контексте представляет определенный интерес статистика Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Согласно приведенным данным в 2007 году зарегистрировано 234 радиационных инцидента и аварии и 45 случаев нахождения источников ионизирующего излучения. При этом только в двух случаях выявлены зараженные денежные купюры.

Кроме того, углубленный юридический анализ показал, что ни Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (далее - Закон N 3-ФЗ), ни Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) не предусматривают полномочия Банка России по нормативному регулированию порядка проведения радиационного контроля денежных знаков. Из содержания пункта 1 статьи 13 Закона N 3-ФЗ не следует обязанность кредитных организаций проводить оценку радиационной безопасности денежных знаков. В статье 34 Закона N 86-ФЗ также отсутствует норма о полномочиях Банка России по установлению порядка контроля радиационного фона денежных знаков.

В пункте 1 статьи 13 Закона N 3-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводить оценку радиационной безопасности денежных знаков. Однако не ясно, на основании каких правовых актов следует относить к источникам ионизирующего излучения денежные знаки.

Таким образом, не усматривается правовых оснований для введения указанной обязанности на основании подзаконного нормативного правового акта Банка России без внесения соответствующих изменений в Закон N 3-ФЗ.

Если же денежные знаки все-таки являются источником ионизирующего излучения и подлежат радиационному контролю, то оценка радиационной безопасности денежных знаков должна проводиться всеми организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, а не только кредитными организациями.

В этом случае радиационный контроль необходимо также производить и во всех иных местах значительного скопления денег у других участников налично-денежного обращения (сетевые магазины, автосалоны, терминалы по приему платежей, страховые компании, расчетно-кассовые центры и т.д.), так как выявление зараженных денежных купюр на более раннем этапе повысит безопасность денежного обращения и распределит ответственность за выявление таких купюр между всеми участниками денежного обращения.

В целях содержательного решения поставленного вопроса представляется, что для углубленного контроля, транспортировки, хранения, гашения и уничтожения зараженных денежных знаков было бы более целесообразно привлекать специализированные государственные организации.

Учитывая изложенное, просим Вас рассмотреть предложения банковского сообщества, направленные на исключение возможности возникновения негативных последствий для кредитных организаций в связи с возложением на них очередной непрофильной и нефинансируемой государством обязанности, и учесть их при дальнейшей работе над совершенствованием порядка выявления, временного хранения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнениям.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 19 сентября 2008 г. N А-02/5-552 "О функциях банков по ведению радиационного контроля денежных знаков"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.