Письмо ЦБР от 1 ноября 2008 г. N 137-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций"

Письмо ЦБР от 1 ноября 2008 г. N 137-Т
"О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций"

ГАРАНТ:

О позиции Ассоциации российских банков по факту издания и замечания по тексту настоящего письма см. письмо Ассоциации российских банков от 10 февраля 2009 г. N А-02/5-63

В дополнение к настоящему письму см. письмо ЦБР от 23 января 2009 г. N 8-Т

См. также Информацию ЦБР от 1 ноября 2008 г.


Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями, а также информационного взаимодействия между Банком России и ФТС России выявлено, что в 2008 году существенно возросло количество паспортов сделок, оформляемых по внешнеторговым договорам (контрактам), предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (далее - паспорта сделок), по которым стоимость товаров, отражаемых уполномоченными банками (далее - кредитные организации) в ведомостях банковского контроля на основании представляемых в соответствии с пунктом 2.2 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июня 2004 года N 5848, "Вестник Банка России" от 17 июня 2004 года N 35) (далее - Положение Банка России N 258-П) подтверждающих документов, в частности, таможенных деклараций, включая грузовые таможенные декларации, значительно превышает аналогичные данные о стоимости ввезенных товаров, имеющиеся в информационной базе ФТС России.

Во многих случаях денежные средства, отражаемые кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, юридическими лицами - резидентами переводились в пользу нерезидентов, зарегистрированных, как правило, в офшорных зонах, а также других государствах, в частности, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Новой Зеландии и являющихся клиентами банков Латвийской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Литовской Республики.

Данные операции между резидентами и нерезидентами характеризуются следующими особенностями:

1. Плательщиками денежных средств являются юридические лица - резиденты, имеющие крайне незначительный по сравнению с объемами платежей уставный капитал.

2. Операции по счетам юридических лиц - резидентов в кредитных организациях в большинстве случаев носят транзитный характер и связаны с поступлением денежных средств в валюте Российской Федерации от значительного числа других резидентов и последующим переводом их в полном объеме (либо в их значительной части) (с конверсией в иностранную валюту или без конверсии в иностранную валюту) в течение одного или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов.

3. Контрагентами юридических лиц - резидентов являются иностранные компании, государство - место нахождения которых в большинстве случаев не совпадает с государством - местом нахождения обслуживающих их иностранных банков.

4. Со счетов, используемых для переводов денежных средств в пользу нерезидентов, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах.

Возрастающие масштабы расхождения между данными о стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, содержащимися в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, формируемых кредитными организациями, и в информационной базе ФТС России, позволяют предполагать, что для обоснования проведения платежей в пользу нерезидентов юридическими лицами - резидентами могут представляться в кредитные организации несуществующие (фиктивные) таможенные декларации, а действительными целями таких операций могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем.

Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям уделять особое внимание указанным выше операциям, а также таможенным декларациям, представляемым юридическими лицами - резидентами в соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России N 258-П. При выявлении признаков, свидетельствующих о сомнительном характере операций, отражаемых кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, кредитным организациям рекомендуется в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, обращаться в ФТС России.

Порядок направления в ФТС России запросов кредитной организации о проверке достоверности сведений таможенной декларации, представляемой клиентом кредитной организации в качестве подтверждающего документа по внешнеторговому договору (контракту), на который распространяется требование об оформлении паспорта сделки (далее - запрос кредитной организации) и получения заключений по ним доводится ФТС России до кредитных организаций после получения от кредитной организации письменного обращения на подключение к системе проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях.

ГАРАНТ:

Об организации рассмотрения запросов кредитных организаций о подтверждении фактов оформления таможенных деклараций см. письмо ФТС России от 23 декабря 2008 г. N 01-28/54547


Перечень реквизитов, включаемых в запрос кредитной организации, приведен в приложении 1 к настоящему письму.

Примеры заключений ФТС России по результатам рассмотрения запроса кредитной организации приведены в приложении 2 к настоящему письму.

В случае получения от ФТС России отрицательных заключений, указывающих на возможное использование юридическими лицами - резидентами несуществующих (фиктивных) таможенных деклараций, якобы подтверждающих ввоз ими товаров на таможенную территорию Российской Федерации, кредитным организациям рекомендуется применять меры, изложенные в письме Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)" ("Вестник Банка России" от 8 мая 2007 года N 25), а также направлять сведения о таких операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011).

Территориальным учреждениям Банка России при осуществлении деятельности по надзору за кредитными организациями, в том числе при проведении инспекционных проверок кредитных организаций, рекомендуется уделять особое внимание выявлению указанных выше операций в деятельности кредитных организаций.

При выявлении фактов проведения кредитными организациями по поручению клиентов таких операций систематически и(или) в значительных объемах территориальным учреждениям Банка России рекомендуется проводить встречи с руководителями и владельцами таких кредитных организаций в целях уточнения экономического содержания проводимых по поручению клиентов операций, обстоятельств их совершения, оценки рисков для кредитной организации и для банковской системы в связи с совершением таких операций, возможной разработки плана действий по их прекращению.

Территориальным учреждениям Банка России рекомендуется информацию о фактах проведения кредитными организациями по поручению клиентов указанных операций систематически и(или) в значительных объемах, а также о работе территориального учреждения с кредитными организациями и ее результатах направлять письмом на имя Председателя Банка России.

С Федеральной таможенной службой (А.Ю. Бельянинов) и Федеральной службой по финансовому мониторингу (Д.Г. Скобелкин) согласовано.

Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.

Приложение: на 3 листах.


Председатель Центрального банка
Российской Федерации

С.М. Игнатьев


Приложение 1
к письму ЦБР
от 1 ноября 2008 года N 137-Т
"О повышении эффективности работы
по предотвращению сомнительных операций"


Перечень
реквизитов, включаемых в запрос кредитной организации


1. Информация об отправителе запроса.

1.1. Порядковый номер запроса.

1.2. Дата направления запроса.

1.3. Должность отправителя запроса.

1.4. Фамилия отправителя запроса.

1.5. Телефон отправителя запроса

1.6. Сокращенное наименование банка (филиала) по КГРКО.

1.7. Регистрационный номер банка (филиала) по КГРКО.

1.8. Почтовый адрес места нахождения банка (филиала).

2. Информация, указанная в паспорте сделки (далее - ПС).

2.1. Номер ПС.

2.2. ИНН клиента-резидента, указанный в пункте 1.5 раздела 1 ПС.

2.3. Наименование клиента-резидента, указанное в пункте 1.1 раздела 1 ПС.

2.4. Наименование контрагента-нерезидента, указанное в графе 1 раздела 2 ПС.

2.5. Цифровой код страны регистрации нерезидента, указанный в графе 3 раздела 2 ПС.

3. Проверяемые показатели таможенной декларации.

3.1. Регистрационный номер таможенной декларации.

3.2. Дата принятия таможенной декларации, указанная в регистрационном номере таможенной декларации.

3.3. Дата выпуска (условного выпуска) таможенными органами товаров, определяемая по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").

3.4. Код заявленного таможенного режима по классификатору таможенных процедур, указанный в графе 37 грузовой таможенной декларации в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы.

3.5. Трехзначный буквенный код валюты цены договора (сделки), указанный в графе 22 грузовой таможенной декларации в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы.

3.6. Общая сумма по счету, указанная в графе 22 грузовой таможенной декларации в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы.

3.7. Статистическая стоимость товаров, указанная в графе 46 грузовой таможенной декларации в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы.


Приложение 2
к письму ЦБР
от 1 ноября 2008 года N 137-Т
"О повышении эффективности работы
по предотвращению сомнительных операций"


Примеры заключений ФТС России по результатам рассмотрения запроса кредитной организации


1. Пример положительного заключения ФТС России:

Сведения, содержащиеся в запросе <наименование кредитной организации (филиала)> <номер запроса> от <дата запроса>, соответствуют данным, содержащимся в базе данных.

2. Пример отрицательного заключения ФТС России:

Сведения, содержащиеся в запросе <наименование кредитной организации (филиала)> <номер запроса> от <дата запроса>, не соответствуют данным, содержащимся в базе данных.


Кредитным организациям даны некоторые рекомендации, связанные с оформлением паспортов внешнеэкономических сделок. Приведены отличительные особенности сомнительных операций между резидентом и нерезидентом.

Во-первых, о сомнительности сделки может свидетельствовать незначительный по сравнению с объемом платежей уставный капитал резидента. Во-вторых, операции по счетам таких резидентов в большинстве случаев носят транзитный характер и связаны с поступлением денежных средств от значительного числа других резидентов. В дальнейшем эти средства за несколько операционных дней в полном объеме перечисляются нерезидентам.

О недобросовестности сторон сделки может говорить и тот факт, что государство - место нахождения иностранной компании не совпадает с государством - местом нахождения обслуживающего ее иностранного банка. Сомнительным также может являться то, что со счетов, используемых для переводов денежных средств в пользу нерезидентов, налоги не платятся или платятся в незначительных размерах.

Разъяснен порядок направления кредитными организациями запросов в ФТС России о проверке достоверности сведений таможенной декларации, представляемой резидентами в качестве подтверждающего документа по внешнеторговому договору (контракту). Приведены обязательные реквизиты такого запроса. В случае отрицательного заключения ФТС России кредитная организация должна сообщить об этом в Росфинмониторинг.


Письмо ЦБР от 1 ноября 2008 г. N 137-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций"


Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 7 ноября 2008 г. N 63


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение