Письмо Ассоциации российских банков от 3 марта 2009 г. N А-01/5-101 О перечне счетов второго порядка, операции по которым подлежат обязательному контролю

Письмо Ассоциации российских банков от 3 марта 2009 г. N А-01/5-101


Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с вопросами о выявлении и представлении сведений об операциях по банковским счетам (вкладам), подлежащих обязательному контролю.

1) В письме Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 11.03.2008 г. N 12-1-3/468, направленного в ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области, содержится утверждение, что корреспондентский счет НОСТРО является одним из видов банковских счетов. Отсюда следует, что, когда первая операция кредитной организации по счету НОСТРО производится на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо равную сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублям, или превышающую ее эквивалент в иностранной валюте, и операции по указанному счету не производились с момента его открытия, то такая операция подлежит обязательному контролю.

Представляется, что изложенная точка зрения не согласуется с главой 45 ГК РФ. Из пункта 5 Информационного письма ЦБ РФ N 1 "По вопросам применения Федерального закона N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" под "счетами" в целях осуществления предусмотренного Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Закон) контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом следует понимать все виды счетов, открываемых кредитной организацией, по которым производятся операции, предусмотренные в пункте 2 статьи 6 и в пункте 3 статьи 7 Закона. Понятие банковского счета содержится в главе 45 ГК РФ "Банковский счет". Из статьи 845 ГК РФ следует, что банк производит операции по счету клиента, открытому на балансе банка. То есть банк обслуживает "чужой" счет.

Корреспондентский счет, открываемый банком-корреспондентом банку-респонденту, называется счетом "ЛОРО". Этот же счет, открытый на балансе банка-респондента, называется счетом "НОСТРО". Таким образом, по счету "НОСТРО" банк-респондент отражает свои собственные операции. Отсюда следует, что банк-респондент ведет не "чужой", а свой собственный счет. Поэтому полагаем, что счет "НОСТРО" не является банковским счетом в смысле главы 45 ГК РФ. Он может быть определен как внутрибанковский счет бухгалтерского учета. В то же время счет "ЛОРО" имеет признаки банковского счета, поэтому производимые по нему операции подлежат обязательному контролю в порядке, предусмотренном Законом.

Точка зрения Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, отраженная в письме от 11.03.2008 г. N 12-1-3/468, будет иметь следующие негативные последствия в случае реализации ее на практике. Применение статьи 6 Закона к счетам "НОСТРО" приведет к распространению процедур обязательного контроля за проведением операций, учитываемых на балансе счетов "51 - расчетные счета" и "52 - валютные счета" (Приказ Минфина России от 31/10/2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению"). Эти счета открываются всеми организациями, поименованными в статье 5 Закона, поскольку указанные счета являются аналогами счетов "НОСТРО", открываемых кредитными организациями на своем балансе.

Необходимо также отметить, что с момента введения в действие Закона позиция Банка России, высказываемая его представителями на семинарах, проводимых для ответственных сотрудников банков, содержала обратную точку зрения, что и нашло свое отражение в методических рекомендациях Комитета АРБ по вопросам противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Комитет по ПОД/ФТ) (протокол заседания Президиума Комитета N 3 от 20.04.2006 г.), ассоциированным членом которого является Банк России.

2) В соответствии с абзацем 5 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона операции по банковским счетам (вкладам), совершаемые на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей (либо эквивалентную сумму в иностранной валюте), по признаку "зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия" подлежат обязательному контролю кредитными организациями.

С целью выявления кредитными организациями вышеуказанных операций Комитетом по ПОД/ФТ подготовлен перечень счетов 2 (второго) порядка согласно Плану счетов Центрального банка Российской Федерации (далее - План счетов), содержащемуся в Положении Банка России от 26.03.2007 г. N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее- Положение N 302-П), операции, по которым подлежат обязательному контролю по смыслу абзаца 5 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона.

По мнению Комитета по ПОД/ФТ, к таким счетам относятся следующие счета:

20309, 20310, 20313, 20314, 30109-30114, 30116-30118, 30122, 30123, 30214, 30230, 30231, 31213-31221, 31501-31509, 31601-31609, 40106, 40302, 40306, 40309, 40401-40404, 40406, 40408, 40410, 40501-40505, 40601-40603, 40701-40703, 40802, 40804-40807, 40809, 40812-40815, 40818, 40819, 41001-41007, 41101-41107, 41201-41207, 41301-41307, 41401-41407, 41501-41507, 41601-41607, 41701-41707, 41801-41807, 41901-41907, 42001-42007, 42101-42107, 42201-42207, 42501-42507, 42701-42707, 42801-42807, 42901-42907, 43001-43007, 43101-43107, 43201-43207, 43301-43307, 43401-43407, 43501-43507, 43601-43607, 43701-43707, 43801-43807, 43901-43907, 44001-44007.

По этому поводу в письме Банка России от 12.01.2009 N 12-1-5/8 "О применении Федерального закона N 115-ФЗ" отражена позиция, согласно которой номера балансовых счетов, применяемых кредитными организациями в соответствии с Положением N 302-П для бухгалтерского учета тех или иных операций, не могут быть использованы в качестве основного критерия при решении вопроса об отнесении совершенных кредитной организацией операций к операциям, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с Законом. При решении указанного вопроса в первую очередь следует руководствоваться характером и экономическим содержанием совершаемых операций, а также их размером и иными критериями отнесения совершаемых операций к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Во избежание ошибок и в целях определения единого подхода к выявлению и представлению сведений об операциях по банковским счетам (вкладам) юридического лица, подлежащим обязательному контролю, просим Вас созвать совещание с участием представителей Росфинмониторинга, Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России и Ассоциации российских банков.

Ассоциация российских банков выражает уверенность в дальнейшем эффективном сотрудничестве с Федеральной службой по финансовому мониторингу по вопросам противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 3 марта 2009 г. N А-01/5-101


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение