Письмо Ассоциации российских банков от 20 апреля 2009 г. N А-01/5-218 О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"

Письмо Ассоциации российских банков от 20 апреля 2009 г. N А-01/5-218


Ассоциация российских банков с участием банков - членов АРБ проанализировала проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Законопроект).

Учитывая, что реализация положений Законопроекта неизбежно приведет к негативным последствиям для кредитных организаций, считаем возможным сообщить, что Ассоциация российских банков не поддерживает его концепцию (заключение прилагается).

Ассоциация российских банков выражает надежду, что мнение банковского сообщества будет учтено при рассмотрении вопроса о целесообразности принятия Законопроекта.

Приложение: на 3 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Заключение
Ассоциации российских банков на проект федерального закона N 168615-5 "О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", внесенного на рассмотрение в порядке законодательной инициативы депутатом Государственной Думы В.М. Резником


По результатам рассмотрения проекта федерального закона N 168615-5 "О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Законопроекта) Ассоциация российских банков сообщает следующее.

Согласно пункту "а" части 1 статьи 1 Законопроекта товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом (далее - организации, осуществляющие управление многоквартирным домом), вправе открывать банковские счета лишь в российских кредитных организациях, которые отвечают критериям, установленным в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 21 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ). В указанной норме предписано размещать временно свободные средства Фонда в депозиты и депозитные сертификаты только в тех российских кредитных организациях, которые отвечают критериям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В настоящее время соответствующие критерии отражены в пункте 1 Правил размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2008 г. N 227 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 1 Правил кредитные организации должны характеризоваться следующим:

а) наличие у кредитной организации генеральной лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

б) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд. рублей по имеющейся в Банке России отчетности на день проверки соответствия кредитной организации требованиям, предусмотренным в настоящем пункте;

в) наличие у кредитной организации рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's) либо не ниже уровня "Ва3" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service);

г) отсутствие у кредитной организации просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в ней за счет средств федерального бюджета;

д) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Представляется нецелесообразным предъявлять к кредитным организациям, в которых организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, вправе открывать банковские счета, такие же требования, что и к кредитным организациям, в которых государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" размещает временно свободные средства на основании пункта 2 части 5 статьи 21 Закон N 185-ФЗ# Закона N 185-ФЗ.

Во-первых, форма собственности организаций, поименованных в части 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, не совпадает по правовым характеристикам с государственной формой собственности государственной корпорации.

Во-вторых, рассматриваемое положение Законопроекта регламентирует правоотношения, связанные с институтом банковского счета, в то время, как пункт 2 части 5 статьи 21 Закона N 185-ФЗ и Правила регламентируют правоотношения, связанные с институтом банковского вклада. Данное обстоятельство имеет также принципиальное значение, т.к. наделение банка правом на привлечение денежных средств физических лиц во вклады связывается с обязательным участием банка в системе страхования вкладов и ужесточением банковского надзора за данным банком. Следовательно, действующим законодательством предусмотрены специальные требования к кредитным организациям, в связи с заключением договоров банковского вклада, и не предусмотрены такие требования к кредитным организациям в связи с заключением договоров банковского счета.

В-третьих, отсутствует правовое обоснование предъявления к кредитным организациям, в которых организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, открывают банковский счет, совокупности требований, предъявляемых для банков, которые вправе привлекать средства физических лиц во вклады, а также еще дополнительных требований, которые резко сужают круг данных кредитных организаций. Так, например, требование Законопроекта об участии соответствующей кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов сужает круг:

- до числа банков, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, т.к. в соответствии с частью третьей статьи 36 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) право привлечения во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено только банкам (следовательно банк может быть включен в указанную систему) только по прошествии такого срока;

- до числа банков, поставленных на учет в Агентстве по страхованию вкладов, в соответствии с частью второй статьи 36 Закона N 395-1.

Кроме того, круг соответствующих кредитных организаций еще более сужается и по другим необоснованным критериям:

- организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, имеют потребность в проведении операций со средствами в рублях. В Законопроекте же предусмотрено требование о наличии у банка генеральной лицензии, суть которой в соответствии с частью третьей статьи 11.2 Закона N 395-1 заключается исключительно в предоставлении кредитной организации права открывать филиалы и представительства за рубежом;

- в статье 11.2 Закона N 395-1 установлены минимальные размеры собственных средств (капитала) кредитной организации: для банка, которому выдается генеральная лицензия - 900 миллионов рублей; для банка, не имеющего генеральную лицензию, - 180 миллионов рублей; для банка, имеющего на 01.01.2007 года собственные средства (капитал) менее 180 миллионов рублей - с 01.01.2010 года - 90 миллионов рублей, а с 01.01.2012 года - 180 миллионов рублей. В части второй статьи 11 Закона N 395-1 установлен минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой расчетной небанковской кредитной организации в сумме 90 миллионов рублей. Вместе с тем, в Законопроекте предусмотрено, что размер собственных средств (капитала) соответствующей кредитной организации должен составлять не менее 5 млрд. рублей;

- В Законопроекте предусмотрено требование о наличии у кредитной организации определенных рейтингов международных рейтинговых агентств. Между тем в российском законодательстве отсутствуют указания о необходимости наличия какого-либо рейтинга для осуществления банковской деятельности как таковой. При этом процедура присуждения данных рейтингов достаточно субъективная и дорогостоящая. Вследствие этого на практике у очень малого количества кредитных организаций Российской Федерации есть какой-либо рейтинг международных рейтинговых агентств.

С учетом вышеизложенного можно утверждать, что положения Законопроекта создают дискриминационные условия в смысле пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для абсолютного большинства кредитных организаций и предоставляют необоснованные преференции ограниченному кругу крупных банков.

В-четвертых, согласно данным, размещенным на интернет-сайте Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (www.fondgkh.ru) только 30 банков, подписали "Генеральные соглашения о размещении депозитов". При этом следует иметь ввиду, что в России созданы несколько тысяч соответствующих организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, сотни тысяч домов, обслуживаемых данными организациями. Данное соотношение чревато формированием ситуации, при которой в городе, в котором находится организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, может вообще отсутствовать банк (подразделение банка), отвечающего рассматриваемым требованиям.

В-пятых, резкое и кардинальное сокращение числа кредитных организаций, имеющих право обслуживать счета организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, вызванное реализацией положений Законопроекта, приведет к "вымыванию" ликвидности из малых и средних кредитных организаций. Данная ситуация в условиях современных негативных явлений в банковской системе Российской Федерации чревата увеличением дефицита банковской ликвидности и возрастанием финансовых рисков кредитных организаций, не соответствующих рассмотренным необоснованным требованиям.

В связи с вышеизложенными принципиальными правовыми вопросами и негативными практическими последствиями реализации положений Законопроекта Ассоциация российских банков не может поддержать концепцию Законопроекта и отмечает нецелесообразность его принятия.



Письмо Ассоциации российских банков от 20 апреля 2009 г. N А-01/5-218


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение