Письмо ЦБР от 21 апреля 2009 г. N 19-1-3-2/405 О результатах рассмотрения предложений банков, внесенных на совещании в ЦБР

Письмо ЦБР от 21 апреля 2009 г. N 19-1-3-2/405


В связи с Вашим письмом от 18.02.2009 N А-02/2-80 Банк России рассмотрел предложения банков, внесенных# на совещании в Банке России 09.02.2009, и сообщает следующее.

Относительно предложения "о процентных ставках" сообщаем, что параметры проведения процентной политики Банка России пересматриваются по мере изменения фундаментальных макроэкономических условий. Начиная с третьей декады марта проводилось последовательное снижение ежедневно устанавливаемых минимальных процентных ставок на аукционах прямого РЕПО на срок 1 день и 1 неделя до уровней, определенных Советом директоров Банка России (с 11,5% до 10% - на 1 день, с 11,5% до 10,5% - на 7 дней). Кроме того, с начала апреля снижается минимальная ставка на аукционах по предоставлению кредитов без обеспечения сроком на 5 недель. Возможность дальнейшего снижения указанных процентных ставок, а также ставок по другим инструментам рефинансирования Банка России будет рассматриваться с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов.

Относительно предложения "о вхождении банков в капитал заемщиков и снижении требований Агентства по страхованию вкладов по доходности кредитных организаций" сообщаем следующее. Банком России не планируется изменение значения норматива, ограничивающего риск на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), в том числе в случаях, когда банки становятся акционерами (участниками) предприятий-заемщиков. Вместе с тем, Банком России выпущено Письмо от 09.12.2008 N 160-Т с рекомендациями в адрес территориальных учреждений Банка России в период до 1 января 2010 года воздержаться от применения принудительных мер воздействия и ограничиться применением предупредительных мер воздействия в отношении кредитных организаций в случаях, если нарушения кредитной организацией пруденциальных требований обусловлены действием системных факторов и при этом деятельность кредитной организации не сопряжена с наличием угрозы интересам кредиторов и вкладчиков.

Также обращаем внимание на тот факт, что Агентство по страхованию вкладов не наделено полномочиями по установлению требований к доходности кредитной организации. Требования по доходности, используемые для оценки их соответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов, определены нормами Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Методика расчета указанных показателей установлена Указанием Банка России от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов".

Относительно предложения "о снижении норматива достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций" сообщаем, что в настоящее время изменение норматива достаточности капитала кредитных организаций не планируется.

Рекомендованный Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН) уровень достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций в размере 8% определен как минимально допустимый для целей покрытия рисков, принимаемых банками в ходе осуществления деятельности. Одновременно в документах БКБН "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" (октябрь 2006) и "Методология основных принципов эффективного банковского надзора" (октябрь 2006) подчеркивается (обязательные критерии соблюдения Принципа 6 "Достаточность капитала"), что при определении минимальных требований к достаточности капитала банков необходимо принимать во внимание условия, в которых функционирует банковская система каждой страны, с учетом которых требования к достаточности капитала кредитных организаций могут быть установлены на более высоком уровне по сравнению с минимально предусмотренным рекомендациями БКБН.

В странах с развивающейся и переходной экономикой требования к достаточности собственных средств (капитала) банков часто устанавливаются на уровне выше минимально рекомендованного (8%), наиболее распространенными являются требования по достаточности капитала на уровне от 10% до 12% (10% установлено в Азербайджане, Литве, Хорватии, Сингапуре, Филиппинах, ЮАР; 12% - в Болгарии, Албании, Румынии, Молдове, Армении). По мнению Банка России, уровень требований к достаточности собственных средств (капитала) российских банков соответствует уровню рисков в российской экономике, относящейся к экономике переходного типа.

Относительно предложения "об увеличении соотношения капитала 2-го уровня к капиталу 1-го уровня с 50% до 100%" сообщаем следующее. Данное соотношение (100%) определено действующими нормами Положения Банка России от 10.02.2003 N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций. В соответствии с п.3.11.2 сумма источников дополнительного капитала включается в расчет собственных средств (капитала) в размере, не превышающем 100% величины основного капитала. В размере 50% от величины капитала 1-го уровня включаются в состав источников капитала 2-го уровня привлеченные субординированные кредиты.

Изложенный подход соответствует подходу, рекомендованному БКБН для определения величины собственных средств (капитала).

Относительно предложения "об отмене требований по уменьшению капитала банка на величину вложений в дочерние банки" сообщаем, что реализация данного предложения представляется нецелесообразной. Действующий порядок, предусматривающий исключение из капитала вложений в акции (доли) других кредитных организаций - резидентов Российской Федерации (уменьшают капитал 1-го уровня), соответствует Базельским принципам и международным принятым подходам в части порядка определения собственных средств (капитала) кредитных организаций.

Относительно предложения "об увеличении размера норматива на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) с 25%> до 50% или снятия требований о включении кредитов дочерним банкам и финансовым компаниям в Н6" сообщаем, что изменение значения норматива Н6 не планируется. В отношении позиции Банка России по соблюдению кредитными организациями пруденциальных норм деятельности см. абзац, содержащий информацию о предложении "О вхождении банков в капитал заемщиков".

Также сообщаем, что в соответствии с п.4.7.2 действующей Инструкции Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (в редакции Указания Банка России от 13.11.2007 N 1905-У) норматив Н6 не рассчитывается в отношении кредитных организаций - участников банковской группы, в состав которой входит банк-кредитор.

Относительно предложения "о стимулировании консолидации банковской системы за счет упрощения процедур слияний и поглощений и увеличения требований к размеру минимального собственного капитала действующих и вновь образуемых кредитных организаций" сообщаем следующее. В 2008 году проведена большая работа по законодательному упрощению и удешевлению процедур реорганизации кредитных организаций в целях стимулирования создания крепких, финансово устойчивых кредитных организаций, в том числе путем слияний и присоединений. Федеральный закон от 30.12.2008 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 31.12.2008) предусматривает отмену обязательного направления письменного уведомления кредиторам о принятом решении о реорганизации (предусмотрен альтернативный вариант уведомления - путем опубликования в печатных органах), а также ограничение прав кредиторов требовать от кредитной организации, принявшей решение о реорганизации, досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков.

В целях упрощения и удешевления процедур реорганизации Банком России внесены изменения в Положение Банка России N 230-П и Инструкцию Банка России N 109-И (Указания Банка России от 30.12.2008 N 2162-У и N 2164-У, соответственно).

Кроме того, в целях разработки дополнительных мер по стимулированию и упрощению процессов реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) в инициативном порядке Банком России направлено предложение в Минфин России (письмо N 04-33-2/860 от 19.02.2009) о внесении изменений в действующее законодательство, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм, что будет являться дополнительным стимулом для использования реорганизации в целях повышения уровня капитализации.

Помимо вышеизложенного, Федеральным законом от 28.02.2009 N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" установлены новые требования к размеру уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций и собственных средств (капитала) действующих кредитных организаций:

- минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка устанавливается в сумме 180 миллионов рублей;

- минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, устанавливается в сумме 90 миллионов рублей, минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, устанавливается в сумме 18 миллионов рублей;

- минимальный размер собственных средств (капитала) банка устанавливается в сумме 180 миллионов рублей;

- размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, должен быть не менее 180 миллионов рублей;

- минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии, устанавливается в сумме 900 миллионов рублей;

- вновь регистрируемый банк либо банк, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, для получения права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц должен иметь уставный капитал (собственные средства (капитал) в размере не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей.

Банк, имеющий на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей, вправе продолжать свою деятельность при условии, что размер его собственных средств (капитала) не будет снижаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года. При этом размер собственных средств (капитала) такого банка с 1 января 2010 года должен быть не менее 90 миллионов рублей, а с 1 января 2012 года - не менее 180 миллионов рублей.

Относительно предложения "о предоставлении государственных гарантий банкам по кредитам системообразующим компаниям" сообщаем, что данное предложение является реализованным. В соответствии с Правилами предоставления в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N103), гарантия предоставляется в размере до 50 процентов фактически предоставленной указанным организациям суммы кредита, привлекаемого в российских банках на срок от 6 месяцев до 5 лет в национальной валюте при соблюдении ряда необходимых условий.

Относительно предложения "о внесении изменений в Положение Банка России N 312-П" сообщаем следующее. Предложение об увеличении сроков рефинансирования Банком России кредитных организаций до 2-х лет противоречит ст. 46 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Реализацию предложения об отмене двухуровневой процедуры согласования при предоставлении кредитов Банка России считаем нецелесообразной. Считаем целесообразным сохранить централизованный порядок принятия решений о предоставлении кредитов Банка России. Вместе с тем отмечаем, что данный порядок принятия решений не влечет за собой увеличения срока рассмотрения заявлений кредитных организаций на получение кредита Банка России. Решение о предоставлении кредита Банка России принимается в день получения Банком России соответствующего заявления от кредитной организации.

Относительно предложений "об учете переоценки по срочным сделкам" сообщаем, что в настоящее время Банком России осуществляется работа по дальнейшему сближению российских правил бухгалтерского учета в банковской системе с Международными стандартами финансовой отчетности, в том числе рассматриваются вопросы возможности и необходимости ведения учета производных инструментов на балансовых счетах в соответствии с требованиями МСФО 39 "Финансовые инструменты - признание и оценка".

В отношении предложения о включении в расчет показателя собственных средств (капитала) кредитных организаций нереализованных курсовых разниц по срочным сделкам, отражаемых на счетах главы "Г" "Срочные сделки", отмечаем, что рассмотрение данного предложения представляется целесообразным при условии реализации в российских стандартах учета положений МСФО 39, в соответствии с которым требования (обязательства) по производным инструментам отражаются по текущей (справедливой) стоимости, которая не тождественна величинам указанных нереализованных курсовых разниц.

С учетом этого обстоятельства внесение изменений в Положение Банка России от 10.02.2003 N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций" в целях реализации вышеуказанного предложение на настоящем этапе не представляется возможным. Кроме того, проведенный анализ показал существенную потенциальную волатильность величины собственных средств (капитала) отдельных кредитных организаций в связи с волатильностью сальдо нереализованных курсовых разниц по срочным сделкам, что с точки зрения международных подходов препятствует реализации данного предложения для определения регулятивных требований.

В отношении предложения о замене резервирования обесценения срочных сделок в соответствии с Положением Банка России от 20.03.2006 N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" на резервирование кредитного риска неисполнения контрагентами обязательств отмечаем, что данное предложение касается регулирования разных видов рисков - рыночного и кредитного соответственно, в связи с чем совершенствование подходов к регулированию каждого из данных видов рисков осуществляется самостоятельно.

В частности, действующий порядок расчета кредитного риска по срочным сделкам, закрепленный в приложении 3 к Инструкции Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (далее - Инструкция N 110-И), предполагается сохранить только в отношении внебиржевых срочных сделок (соответствующие изменения в Инструкцию N 110-И готовятся).

В отношении создания резервов по срочным сделкам отмечаем, что в соответствии с Положением N 283-П (в редакции Указания Банка России от 14.06.2007 N 1837-У) требование о формировании резервов на возможные потери по срочным сделкам не распространяется на срочные сделки, заключенные на организованных торговых площадках (через организатора торговли), а также срочные сделки, заключенные не на организованных торговых площадках (не через организатора торговли) с контрагентами, перечисленными в шестом абзаце п. 5.3 Положения N 283-П, на условиях, предусматривающих уплату (получение) контрагентами промежуточных выплат (вариационной маржи).

Относительно предложений "об оценке кредитного риска", а также п.З предложений "об упрощении порядка налогового учета" сообщаем следующее.

Считаем нецелесообразным временное смягчение требований по оценке финансового положения заемщиков. Реализация данного предложения, в нашем понимании, привела бы к существенной недооценке рисков, принимаемых кредитными организациями при предоставлении ссуд, и, в связи с этим, к увеличению угрозы интересам кредиторов (вкладчиков).

Одновременно отмечаем, что Указание Банка России от 23.12.2008 N 2156-У "Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Указание N 2156-У) не содержит требований по оценке финансового положения заемщиков и, следовательно, кредитная организация в ситуациях ухудшения финансового положения заемщиков вправе в течение 2009 года воспользоваться возможностью реструктуризации ссудной задолженности без ухудшения оценки ссуды вне зависимости от оценки финансового положения заемщиков. Таким образом, предложенный Указанием N 2156-У подход существенно снижает требования по формированию резервов.

Предложение о распространении подходов, изложенных в Указании N 2156-У, в отношении длительности просроченной задолженности на ссуды, сгруппированные в портфели однородных ссуд, не поддерживается. Подходы, изложенные в п. 3.7 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П), относятся к ссудам, оцениваемым на индивидуальной основе. Необходимо отметить, что в отношении оценки риска по портфелям однородных ссуд Положением N 254-П предусмотрен достаточно льготный режим, не требующий постоянного мониторинга данных ссуд.

В соответствии с общим подходом Положения N 254-П оценка риска по предоставленной ссуде осуществляется исходя из двух основных факторов риска - оценки финансового положения заемщика и качества обслуживания долга по ссуде. При этом систему оценки кредитного риска по ссудам, в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки, а также конкретные критерии для оценки ссуд, определяются кредитными организациями самостоятельно во внутренних документах по кредитной политике. Положение N 254-П не содержит каких-либо специальных требований по оценке риска заемщиков, в отношении которого установлен факт подачи искового заявления в суд.


Директор Департамента
операций на финансовых рынках

А. Швецов


Рассмотрены предложения банков по совершенствованию действующего законодательства.

Так, Банк России не планирует менять значения норматива Н6 (ограничивающего риск на одного заемщика или группу связанных заемщиков), в том числе, в случае, когда банки становятся акционерами (участниками) предприятий-заемщиков. Вместе с тем, территориальным учреждениям ЦБР рекомендовано не применять до 1 января 2010 г. принудительные меры воздействия к банкам - нарушителям пруденциальных требований, если нарушения обусловлены действием системных факторов и отсутствует угроза интересам кредиторов и вкладчиков.

Не планируется снижать и норматив достаточности капитала кредитных организаций. Уровень требований к достаточности собственных средств российских банков, по мнению ЦБР, соответствует уровню рисков в российской экономике, относящейся к экономике переходного типа.

Банк России считает нецелесообразным смягчать требования по оценке финансового положения заемщиков, так как это может привести к существенной недооценке рисков при предоставлении ссуд и, как следствие, угрозе интересам кредиторов (вкладчиков).

Обращается внимание на предпринимаемые меры по стимулированию создания финансово устойчивых кредитных организаций: упрощена процедура реорганизации кредитных организаций; повышены требования к размеру минимального собственного капитала действующих и вновь образуемых банков.

В настоящее время Банк России ведет работу по дальнейшему сближению российских правил бухгалтерского учета в банковской системе с международными стандартами финансовой отчетности. В частности, рассматриваются вопросы ведения учета производных инструментов на балансовых счетах.


Письмо ЦБР от 21 апреля 2009 г. N 19-1-3-2/405


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.