Письмо Ассоциации российских банков от 27 марта 2009 г. N А-01/5-151 О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

Письмо Ассоциации российских банков от 27 марта 2009 г. N А-01/5-151

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 28 апреля 2009 г. N 1/3151


Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с проблемами, возникающими при применении норм Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ), предусматривающих последствия несоответствия банков, включенных в систему страхования вкладов (далее - ССВ), требованиям к участию в ССВ, установленным статьей 48 Закона N 177-ФЗ.

В соответствии с Законом N 177-ФЗ банк - участник ССВ признается не соответствующим требованиям к участию в ССВ в случае, если его деятельность создает угрозу законным интересам кредиторов и вкладчиков, т.е. банк не способен своевременно удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей либо имеется реальная опасность этого и отсутствует перспектива устранения такой угрозы. Несоответствие банка требованиям к участию в ССВ, установленным в частях 3 и 3.1 статьи 48 Закона N 177-ФЗ, влечет введение Банком России запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в отношении банков - участников системы страхования вкладов.

Необходимо отметить, что аналогичные последствия предусмотрены пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которым Банк России обязан отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случае, если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения.

Сказанное позволяет сделать вывод, что основания для исключения банков из ССВ аналогичны основаниям для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

При этом следует иметь ввиду, что при оценке финансовой устойчивости банков на предмет их соответствия требованиям к участию в ССВ по методике, установленной Банком России, финансово неустойчивым банком по формальным основаниям может быть признан банк, который является вполне жизнеспособным, так как недостатки в его деятельности не сопряжены с непосредственной угрозой интересам кредиторов и вкладчиков. Введение же в соответствии с Законом N 177-ФЗ Банком России в отношении такого банка запрета на привлечение вкладов физических лиц крайне негативным образом отражается на его финансовой устойчивости. Это усугубляется еще и тем, что введение указанного запрета является публичным, поскольку обязывает банки размещать в доступных для клиентов помещениях информацию о прекращении у него права привлекать во вклады денежные средства физических лиц. Такой порядок особенно существенно сказывается на деятельности банков в условиях сложившейся кризисной ситуации.

В настоящее время оценка деятельности кредитных организаций в целях признания их финансовой устойчивости достаточной для участия в ССВ производится на основании Указания ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (далее - Указание N 1379-У).

В то же время действующий в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30.05.2008 N  2005-У "Об оценке экономического положения банков" (далее - Указание N 2005-У) общий порядок оценки финансового положения кредитных организаций позволяет в полной мере, всесторонне и адекватно контролировать ситуацию в кредитных организациях, в том числе с точки зрения обеспечения интересов вкладчиков.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указания следует читать как "30.04.2008"


Параллельное применение двух хотя и незначительно, но различающихся методик оценки финансового положения кредитных организаций (на основании Указания N 2005-У и Указания N 1379-У) усложняет надзорные процедуры и создает дополнительные обременения для кредитных организаций, не дающие существенного позитивного эффекта.

С учетом изложенного предлагаем внести в Закон N 177-ФЗ изменения, направленные на унификацию надзорных требований для целей участия в ССВ и целей общего надзора, а также на устранение угрозы вынужденного исключения из ССВ жизнеспособных банков, вследствие возможного формального нарушения ими отдельных числовых показателей в связи с текущей ситуацией на финансовом рынке (проект федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" прилагается).

С целью стабилизации положение банков, а также укрепления доверия населения к банковской системе Российской Федерации Ассоциация российских банков просит Вас высказать свою позицию по указанному вопросу и поддержать инициативу банковского сообщества о внесении предлагаемых изменений в Закон N 177-ФЗ.

Приложение: на 1 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Проект федерального закона
"О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"


Части 1-7 статьи 48 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52 (часть I), статья 5029; 2004, N 34, статья 3521; 2005, N 43, статья 4351, 2008, N 52 (часть I), статья 6225) исключить.


Президент Российской Федерации

Д. Медведев



Письмо Ассоциации российских банков от 27 марта 2009 г. N А-01/5-151


Текст письма размещен на сайте Банка России в Internet (http://www.cbr.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.