См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 25 июня 2009 г. N 04-15-3/3383
Обращение Ассоциации российских банков обусловлено необходимостью скорейшего решения вопроса о корректировке подхода к оценке финансовой устойчивости банков в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов (далее - ССВ) для устранения угрозы вынужденного исключения из ССВ жизнеспособных банков вследствие возможного формального нарушения кредитными организациями отдельных числовых показателей в связи с текущей ситуацией на финансовом рынке.
В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ) банк - участник ССВ признается не соответствующим требованиям к участию в ССВ в случае, если его деятельность создает угрозу законным интересам кредиторов и вкладчиков, т.е. банк не способен своевременно удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей либо имеется реальная опасность этого и отсутствует перспектива устранения такой угрозы. Несоответствие банка требованиям к участию в ССВ, установленным в частях 3 и 3.1 статьи 48 Закона N 177-ФЗ, влечет введение Банком России запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в отношении банков - участников системы страхования вкладов.
Необходимо отметить, что аналогичные последствия предусмотрены пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которым Банк России обязан отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случае, если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения.
Сказанное позволяет сделать вывод, что основания для исключения банков из ССВ аналогичны основаниям для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
При этом следует иметь ввиду, что при оценке финансовой устойчивости банков на предмет их соответствия требованиям к участию в ССВ по методике, установленной Банком России, финансово неустойчивым банком по формальным основаниям может быть признан банк, который является вполне жизнеспособным, так как недостатки в его деятельности не сопряжены с непосредственной угрозой интересам кредиторов и вкладчиков. Введение же в соответствии с Законом N 177-ФЗ Банком России в отношении такого банка запрета на привлечение вкладов физических лиц крайне негативным образом отражается на его финансовой устойчивости. Это усугубляется еще и тем, что введение указанного запрета является публичным, поскольку обязывает банки размещать в доступных для клиентов помещениях информацию о прекращении у него права привлекать во вклады денежные средства физических лиц. Такой порядок особенно существенно сказывается на деятельности банков в условиях сложившейся кризисной ситуации.
В настоящее время оценка деятельности кредитных организаций в целях признания их финансовой устойчивости достаточной для участия в ССВ производится на основании Указания ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (далее - Указание N 1379-У).
В соответствии с Указанием N 1379-У банки оцениваются на предмет их соответствия требованиям к участию в ССВ, установленным Законом 177-ФЗ. Согласно Указанию N 1379-У банк признается финансово неустойчивым и несоответствующим требованиям к участию в ССВ при неудовлетворительной оценке (более 2,3 балла) любой из пяти групп показателей (капитал, активы, доходность, ликвидность, качество управления банком, его операциями и рисками), а также при наличии хотя бы одного из других недостатков (нарушений), в том числе применении принудительных мер воздействия в течение определенного срока либо несоблюдении какого-либо (любого) обязательного норматива.
Предусмотренный Указанием N 1379-У подход к оценке финансовой устойчивости банков-участников ССВ особенно негативно сказывается на деятельности кредитных организаций в условиях сложившейся кризисной ситуации.
В то же время действующий в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30.05.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" (далее - Указание N 2005-У) общий порядок оценки финансового положения кредитных организаций позволяет в полной мере, всесторонне и адекватно контролировать ситуацию в кредитных организациях, в том числе с точки зрения обеспечения интересов вкладчиков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указания следует читать как "30.04.2008"
Параллельное применение двух хотя и незначительно, но различающихся методик оценки финансового положения кредитных организаций (на основании Указания N 2005-У и Указания N 1379-У) усложняет надзорные процедуры и создает дополнительные обременения для кредитных организаций, не дающие существенного позитивного эффекта.
Представляется, что для целей ССВ целесообразно использовать единую систему оценки финансовой устойчивости банка на основании оценки, производимой в соответствии с Указанием N 2005-У для целей банковского надзора, исходя из следующего:
- банк, обратившийся за разрешением на привлечение денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, может быть признан соответствующим требованиям ССВ, если по результатам оценки экономического положения он классифицирован Банком России в соответствии с Указанием N 2005-У не хуже, чем во 2-ю группу, т.е. отнесен к банкам, в деятельности которых не выявлены текущие трудности и(или) не имеющим текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев;
- банк - участник ССВ признается не соответствующим требованиям к участию в ССВ в случае если его деятельность создает угрозу законным интересам кредиторов и вкладчиков, т.е. банк не способен своевременно удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей либо имеется реальная опасность этого и отсутствует перспектива устранения такой угрозы.
Такой подход позволит не только более адекватно оценивать финансовое положение банков для целей ССВ, но и снизить административное и финансовое обременение банков и Банка России на проведение оценок одновременно по двум различным системам.
Реализация идеи устранения вышеизложенных различий в подходах к системе оценки финансовой устойчивости банков как для надзорных целей, так и для целей оценки их соответствия требованиям к участию в ССВ возможна путем внесения соответствующих изменений в Закон N 177-ФЗ и, как следствие, отмены Указания N 1379-У.
С учетом изложенного предлагаем внести в Закон N 177-ФЗ изменения, направленные на унификацию надзорных требований для целей участия в ССВ и целей общего надзора, а также на устранение угрозы вынужденного исключения из ССВ жизнеспособных банков, вследствие возможного формального нарушения ими отдельных числовых показателей в связи с текущей ситуацией на финансовом рынке (проект федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" прилагается).
Агентство по страхованию вкладов поддерживает предложение Ассоциации российских банков о внесении изменений в статью 48 Закона N 177-ФЗ (копия Письма Агентства по страхованию вкладов прилагается).
С целью стабилизации положения банков, а также укрепления доверия населения к банковской системе Российской Федерации Ассоциация российских банков просит Вас высказать свою позицию по указанному вопросу и поддержать инициативу банковского сообщества о внесении предлагаемых изменений в Закон N 177-ФЗ.
Приложение: на 3 л.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Проект федерального закона
"О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Части 1-7 статьи 48 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52 (часть I), статья 5029; 2004, N 34, статья 3521; 2005, N 43, статья 4351, 2008, N 52 (часть I), статья 6225) исключить.
Президент Российской Федерации |
Д. Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 21 мая 2009 г. N А-02/5-311 "Об унификации подходов к системе оценки финансовой устойчивости банков"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)