Письмо Ассоциации российских банков от 11 июня 2009 г. N А-01/5-355
Ассоциация российских банков с участием банков - членов АРБ проанализировала проект федерального закона N 168615-5 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Законопроект), принятый ГД ФС РФ 11 июня 2009 г. во втором и третьем чтении.
Учитывая, что реализация положений Законопроекта неизбежно приведет к негативным последствиям для кредитных организаций, считаем необходимым сообщить, что Ассоциация российских банков не поддерживает указанный Законопроект (заключение прилагается).
Ассоциация российских банков выражает уверенность, что мнение банковского сообщества будет учтено при рассмотрении вопроса о целесообразности принятия Законопроекта.
Приложение: на 2 л.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Заключение
Ассоциации российских банков на проект федерального закона N 168615-5 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
По результатам рассмотрения проекта федерального закона N 168615-5 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Законопроекта) Ассоциация российских банков сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 1 Законопроекта товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом (далее жилищные организации), вправе открывать банковские счета лишь в российских кредитных организациях, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат Российской Федерации или Банку России, в размере, позволяющем определять решения указанных кредитных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания их учредителей (участников).
Представляется нецелесообразным предъявлять к кредитным организациям, в которых жилищные организации вправе открывать банковские счета, указанные требования.
Отечественное банковское законодательство не предусматривает отличий в правовом статусе кредитных организаций в зависимости от факта участия Российской Федерации или Банка России в их уставном капитале. Введение ограничений для правоспособности кредитных организаций, в уставном капитале которых не участвует Российская Федерация или Банк России, не соответствует концептуальной идее отечественного банковского права об "универсальных банках", а также принципам законодательства о защите конкуренции.
При этом необходимо указать, что даже бюджетное законодательство Российской Федерации не предусматривает ограничений для правоспособности кредитных организаций, связанных с фактом участия Российской Федерации или Банка России в уставном капитале кредитных организаций. В связи с этим следует обратить внимание на нормы, например, статей 156 "Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета", 166.1 "Бюджетные полномочия Федерального казначейства", 236 "Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление" Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, резкое и кардинальное сокращение числа кредитных организаций, имеющих право обслуживать счета жилищных организаций, вызванное реализацией положений Законопроекта, приведет к "вымыванию" ликвидности из малых и средних кредитных организаций. Данная ситуация в условиях современных негативных явлений в банковской системе Российской Федерации чревата увеличением дефицита банковской ликвидности и возрастанием финансовых рисков кредитных организаций, не соответствующих рассмотренным необоснованным требованиям.
В части 2 статьи 3 Законопроекта определено, что изменения, вносимые статьей 1 Законопроекта, должны применяться и в отношении жилищных организаций, открывших до дня вступления в силу Законопроекта отдельные банковские счета, на которые поступили средства, предусмотренные для проведения капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Данное положение по своему содержанию прямо противоположно положению статьи 2 Законопроекта в первичной редакции. Правоприменение данного положения повлечет возникновение практических трудностей, как минимум, вследствие "затягивания" процесса перевода денежных средств непосредственным исполнителям капитального ремонта.
В связи с вышеизложенными принципиальными правовыми вопросами и негативными практическими последствиями реализации положений Законопроекта Ассоциация российских банков не поддерживает указанный Законопроект и отмечает нецелесообразность его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 11 июня 2009 г. N А-01/5-355
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)