Письмо Ассоциации российских банков от 5 августа 2009 г. N А-01/5-471 О заключении по проекту концепции проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Письмо Ассоциации российских банков от 5 августа 2009 г. N А-01/5-471


Ассоциация российских банков благодарит Вас за предоставленную возможность принять участие в изучении проекта концепции проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Концепция), а также предварительного варианта проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект).

Ассоциация, а также банки - члены АРБ, принявшие участие в изучении Концепции и Законопроекта, полностью поддерживают их цель, направленную на дальнейшее развитие аккредитивной формы расчетов и расширение ее использования резидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, устранение пробелов действующего законодательства в части осуществления резидентами валютных операций в соответствии с договорами финансирования под уступку денежного требования.

Вместе с тем, по нашему мнению, некоторые положения Концепции и Законопроекта нуждаются в корректировке (Заключение АРБ прилагается).

Ассоциация российских банков выражает надежду, что предложения банковского сообщества будут учтены при доработке Концепции и Законопроекта.

Приложение: на 2 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Заключение
Ассоциации российских банков по проекту концепции проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"


Ассоциация российских банков изучила проект концепции проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Концепция), а также предварительного варианта проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) и полностью поддерживают цель Законопроекта, направленную на дальнейшее развитие аккредитивной формы расчетов и расширение ее использования резидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Вместе с тем, считаем необходимым высказать некоторые замечания по положениям Концепции и Законопроекта.

1. В девятом абзаце раздела 1 Концепции необходимо исключить ссылку на договор купли-продажи, заключенный между резидентами РФ, так как данный вид договора не может использоваться при расчетах в форме трансферабельного аккредитива по экспорту. В схеме трансферации будут применяться только договор комиссии или агентский договор, при наличии которых разрешены валютные операции между резидентами РФ согласно пункту 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

2. В связи с тем, что в соответствии с международной банковской практикой сумма платежа по трансферабельному аккредитиву (сумма экспортной выручки) зачисляется в пользу банка, трансферирующего аккредитив, а затем переводится первому и второму бенефициарам путем трансферации, предлагаем следующие уточнения:

- второе предложение пятого абзаца пункта 1 раздела 3 Концепции изложить в следующей редакции: "Вся сумма денежных средств, получаемая в соответствии с условиями договора, зачисляется в пользу банка, уполномоченного на перевод аккредитива.";

- второе предложение девятого абзаца пункта 3 раздела 3 Концепции изложить в следующей редакции: "Вся сумма денежных средств, получаемая от нерезидента в соответствии с условиями внешнеторгового договора зачисляется в пользу уполномоченного банка, который является переводящим банком по аккредитиву, и со счета указанного исполняющего банка перечисляется в соответствующих суммах, предусмотренных условиями переводного аккредитива, напрямую на счет резидента-экспортера и на счет резидента, являющегося комитентом либо принципалом резидента-экспортера.".

3. Следует обратить внимание, что в связи отменой с 01.01.2007 года статьи 21 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" у уполномоченных банков формально нет права на списание комиссий с транзитного валютного счета при возврате денежных средств, например, ошибочно поступивших на счета клиентов-резидентов. В этой связи предлагаем дополнить пункт 6 части 3 статьи 9 Закона N 173-ФЗ нормой, позволяющей производить списание комиссионного вознаграждения Банка, в том числе с транзитных валютных счетов клиентов - резидентов, в том числе за совершение операций по транзитному валютному счету.

4. Предлагаем также дополнить пункт 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ нормой, позволяющей уменьшить сумму получаемой от нерезидентов иностранной валюты и валюты РФ на сумму банковских комиссий банков - посредников, при наличии соответствующих условий об отнесении комиссии за счет резидента во внешнеторговых договорах и при наличии подтверждающих документов.

5. В соответствии с предлагаемым в Законопроекте изменением в часть 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ агенты валютного контроля вправе будут получать документы (их копии), определяющие условия переводных аккредитивов, включающие копии поручений на открытие переводных аккредитивов, поручений на перевод аккредитива, копий счетов-фактур, тратт.

Однако представляется сомнительной возможность получения отдельных документов в связи с нижеследующим.

Покупатель представляет поручения на открытие переводных аккредитивов (по российскому экспорту) в иностранный банк-эмитент, находящийся за рубежом, который не обязан выполнять требования российского законодательства и вправе отказать в представлении российским организациям копии документов о своих сделках с покупателем.

Вышеуказанное предложение нарушает право первого бенефициара не раскрывать информацию о конечном продавце и покупателе и, в целом, не соответствует конфиденциальной сути переводного аккредитива.

Если цель представления дополнительных документов агентам валютного контроля состоит в том, чтобы обосновать/подтвердить наличие экспортной выручки, то целесообразно в пункте 15 части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ (в редакции Законопроекта) предусмотреть, в частности представление копий аккредитивов, полученных от банка-эмитента, с указанием на то, что аккредитивы являются переводными, а также сообщений о переводе аккредитива, полученных от переводящего банка.

6. Следует особо отметить, что является нецелесообразным внесение предусмотренных статьей 1 Законопроекта изменений в главу 46 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку 26 июня 2009 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 119503-5 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", предусматривающий изменение параграфа 3 "Расчеты по аккредитиву" главы 46 ГК РФ, в который, в частности, вошли изменения, касающиеся переводных аккредитивов.


Начальник Правового
департамента АРБ

Л.А. Митяшова



Письмо Ассоциации российских банков от 5 августа 2009 г. N А-01/5-471


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.