Письмо ЦБР от 17 августа 2009 г. N 15-1-3-5/5061 "О рассмотрении предложений о внесении изменений в нормативные акты Банка России"

Письмо ЦБР от 17 августа 2009 г. N 15-1-3-5/5061
"О рассмотрении предложений о внесении изменений в нормативные акты Банка России"


Департамент банковского регулирования и надзора Банка России (ДБРН) рассмотрел предложения о внесении изменений в нормативные акты Банка России, изложенные в обращении Ассоциации российских банков от 15.07.2009 N А-02/1Е-432, и сообщает следующее.

1. По предложениям о внесении изменений в Указание Банка России от 23 декабря 2008 года N 2156-У "Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Указание N 2156-У).

1.1.-1.2. Действие Указания N 2156-У носит временный характер и его целью является создание дополнительных условий для продолжения кредитования банками предприятий и организаций реального сектора экономики в сложившейся кризисной ситуации при условии положительной оценки кредитной организацией перспектив восстановления заемщиком нормальной финансово - хозяйственной деятельности в обозримой перспективе.

В настоящее время вопрос о распространении действия указанного нормативного акта Банка России на более длительный период времени, чем это предусмотрено документом, а также о дальнейшем смягчении требований по оценке качества обслуживания долга заемщиками не рассматривается.

Вместе с тем, ДБРН полагает возможным, по ссудам, в отношении которых оценка качества обслуживания долга проводилась кредитной организацией с учетом подходов, изложенных в Указании N 2156-У, и срок действия которых превышает срок действия Указания N 2156-У, не ухудшать оценку качества обслуживания долга и после истечения срока действия данного Указания.

1.3. По вопросу дополнения Указания N 2156-У положением о возможности не ухудшать оценку качества обслуживания долга по ссудам, предоставленным кредитной организацией заемщикам и использованным указанными заемщиками прямо либо косвенно (через третьих лиц) на погашение обязательств других заемщиков перед данной кредитной организацией, а также ссудам, предоставленным заемщикам (кроме кредитных организаций) и использованным заемщиками на приобретение и (или) погашение векселей отмечаем, что данные ссуды должны классифицироваться на основании административных пунктов Положения N 254-П (3.13.6 и 3.13.8 соответственно) не лучше, чем в III категорию качества.

Данные ограничения введены с целью пресечения проведения кредитными организациями различных "схемных" операций, в том числе с использованием векселей, а также случаев сокрытия реальных кредитных рисков, возникающих при предоставлении таких ссуд.

Вместе с тем, п. 3.13.8 Положения N 254-П содержит исключение в отношении собственных векселей кредитной организации - кредитора, а также векселей, выпущенных лицами, указанными в подпунктах 6.2.1 и 6.3.1 Положения N 254-П, при условии, что указанные лица выпускают эмиссионные ценные бумаги, которые допущены к обращению организатором торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации или стран, входящих в группу развитых стран, или если финансовое положение лиц, указанных в подпункте 6.3.1 Положения N 254-П, оценивается как хорошее.

Кроме того, п. 3.10 действующей редакции Положения N 254-П позволяет кредитной организации на основании решения уполномоченного органа управления (органа) кредитной организации классифицировать ссуды, указанные в п. 3.13.6 Положения N 254-П, в более высокую, чем III категорию качества, если финансовое положение заемщика в течение последнего завершенного и текущего года оценивалось как хорошее в соответствии с п. 3.3 указанного Положения.

2. По предложениям о внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П).

Полагаем возможным поддержать предложение о смягчении требований к оценке финансового положения залогодателя - третьего лица, имея в виду отнесение соответствующего обеспечения к I или II категории качества при оценке финансового положения залогодателя - третьего лица не хуже, чем среднее. Соответствующее изменение предполагается внести в Положение N 254-П.

Другие предложения, изложенные в обращении, не принимаются. Их реализация, в нашем понимании, привела бы к существенной недооценке рисков, принимаемых кредитными организациями при предоставлении ссуд, и, в связи с этим, к увеличению угрозы интересам кредиторов (вкладчиков).

Кроме того, по мнению ДБРН, положения нормативного акта Банка России не могут быть ориентированы на кризисную ситуацию, а должны отражать общие подходы по оценке риска, в данном случае кредитного.

3. По предложению о внесении изменения в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (далее - Инструкция N 110-И).

В отношении предложения по ослаблению (с 25% до 40%) требования к соблюдению норматива Н6 (максимальный размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков), в том числе в отношении ссуд, предоставленных в иностранной валюте, сообщаем следующее.

В целях осуществления надзорных функций Банком России выпущено Письмо от 09.12.2008 N 160-Т с рекомендациями в адрес территориальных учреждений Банка России в период до 1 января 2010 года воздержаться от применения принудительных мер воздействия и ограничиться применением предупредительных мер воздействия в отношении кредитных организаций в случаях, если нарушения кредитной организацией пруденциальных требований обусловлены действием системных факторов и при этом деятельность кредитной организации не сопряжена с наличием угрозы интересам кредиторов и вкладчиков. Увеличение максимального допустимого значения норматива Н6 не планируется, поскольку значение норматива Н6, превышающее 25% собственных средств (капитала) кредитной организации, не предусмотрено Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и противоречит международной практике, а именно Основополагающим принципам эффективного банковского надзора" (Базельский комитет по банковскому надзору, октябрь 2006 (новая редакция - далее Базельские принципы), Принцип 10.

4. По предложению об отмене Указания Банка России 16 января 2004 года N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания её достаточности для участия в системе страхования вкладов" (далее - Указание N 1379-У).

Предложение об отмене Указания N 1379-У и использовании оценки экономического положения банка, определяемой в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков", в качестве единой системы оценки финансовой устойчивости банка для целей системы страхования вкладов (далее - ССВ) и целей банковского надзора заслуживает внимания.

Вместе с тем, по нашему мнению, в настоящее время представляется более целесообразным продвижение в качестве антикризисной меры проекта федерального закона, предусматривающего мораторий на введение по банкам, не соответствующим тем или иным требованиям к участию в ССВ, запретов на привлечение вкладов физических лиц. К вопросу перехода на единую систему оценки финансовой устойчивости банков для целей ССВ и банковского надзора полагаем возможным вернуться в послекризисный период.

Мнение Банка России по данному вопросу было доведено до Ассоциации российских банков письмом от 25.06.2009 N 04-15-3/3383.

5. По предложениям о внесении изменений в Указание Банка России от 30 апреля 2008 года N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" (далее - Указание N 2005-У).

В связи со снижением рентабельности банковского бизнеса в условиях мирового финансового кризиса Банком России в целях смягчения влияния показателей оценки доходности на общую оценку экономического положения банка до 31.12.2010 установлен мораторий на использование результатов оценки доходности при классификации банков в соответствии с Указанием N 2005-У (Указание Банка России от 29.04.2009 N 2226-У "Об особенностях порядка оценки экономического положения банков"). В связи с этим полагаем нецелесообразным рассмотрение вопроса об изменении граничных значений показателей чистой процентной маржи (ПД5) и чистого спреда от кредитных операций (ПД6).

Одновременно считаем необходимым отметить, что процентная политика Банка России осуществляется исходя из состояния экономики и задач, стоящих перед Банком России по последовательному снижению инфляции и движению к режиму свободно плавающего курса национальной валюты, установленных в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов, разработанной в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой. С апреля 2009 года ставки по кредитам Банка России в результате пяти снижений уменьшились в общей сложности на 2,25 процентных пункта с начала года. При этом по данным формы отчетности 0409128 "Данные о средневзвешенных процентных ставках по кредитам, предоставленным кредитной организацией" по состоянию на 01.07.2009 в целом по России (без учета информации по Сберегательному банку Российской Федерации) средневзвешенная процентная ставка по предоставленным кредитными организациями кредитам в российских рублях на срок до 1 года нефинансовым организациям составляла 16,6%, физическим лицам - 32,9% при установленных Банком России процентных ставках по предоставляемым им кредитам не более 11,5%.

Принимая во внимание изложенное, ставки рефинансирования по кредитам, предоставляемым Банком России, отвечают экономической ситуации в стране и не могут быть расценены как высокие.


И.о. директора

В.В. Чистюхин


Рассмотрены предложения, подготовленные Ассоциацией российских банков, об изменении отдельных актов ЦБР.

Так, ЦБР считает возможным смягчить требования к оценке финансового положения залогодателя - третьего лица. То есть предполагается отнести соответствующее обеспечение к I или II категории качества при оценке положения не хуже, чем среднее.

Банк России сообщает, что увеличение максимального значения норматива Н6 (максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков) не планируется. Законодательством о ЦБР не предусмотрено, что этот показатель может превысить 25%. Кроме того, это противоречило бы международной практике.

По мнению Банка России, ставки рефинансирования по предоставляемым им кредитам отвечают экономической ситуации в стране. Они не могут расцениваться как высокие.

ЦБР также отмечает, что о переходе на единую систему оценки финансовой устойчивости банков для целей системы страхования вкладов и банковского надзора следует говорить в послекризисный период.


Письмо ЦБР от 17 августа 2009 г. N 15-1-3-5/5061 "О рассмотрении предложений о внесении изменений в нормативные акты Банка России"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение