Письмо ЦБР от 21 августа 2009 г. N 04-15-3/4445 "О предложениях по внесению изменений в Указание Банка России N 2005-У"

Письмо ЦБР от 21 августа 2009 г. N 04-15-3/4445
"О предложениях по внесению изменений в Указание Банка России N 2005-У"


Банк России рассмотрел предложения Ассоциации российских банков (далее - Ассоциация) о внесении изменений в Указание Банка России от 30 апреля 2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" (далее - Указание N 2005-У) и считает необходимым сообщить следующее.

1. По предложениям о формализации принятия территориальными учреждениями Банка России и Комитетом банковского надзора Банка России решений об отнесении кредитных организаций к соответствующим классификационным группам и установлении формы доведения информации о классификации банков до единоличного исполнительного органа банка.

Форма принятия территориальным учреждением Банка России решения о классификации банков действительно не предусмотрена Указанием N 2005-У. Однако опасения, что решения о классификации банков принимаются на основании субъективных суждений отдельных сотрудников территориального учреждения Банка России безосновательны, поскольку по сложившейся практике решение о классификации банков принимается коллегиально, как правило, на уровне Комитета банковского надзора территориального учреждения Банка России, созданного в каждом территориальном учреждении Банка России в целях принятия по банкам надзорных решений.

Кроме того, методология Указания N 2005-У в достаточной степени формализована и позволяет избежать элементов субъективизма при классификации банков, поскольку глава 2 Указания N 2005-У устанавливает четкий алгоритм классификации банков на основе оценок групп показателей, характеризующих состояние капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности. При этом, большинство групп показателей (показатели капитала, активов, доходности и ликвидности) оцениваются исключительно количественными методами и только при оценке качества управления имеет место применение качественных оценок. Однако процедура вынесения качественных оценок также в достаточной степени формализована. Так, оценка качества управления банка базируется на балльных оценках, присваиваемых ответам на четко сформулированные вопросы, характеризующие основные аспекты организации корпоративного управления в банках, подходы к присвоению которых также определены в соответствующих приложениях к Указанию N 2005-У.

При этом права территориальных учреждений Банка России, принимающих решение об оценке банков, в части использования при оценке профессионального суждения существенным образом ограничены: механизм профессионального суждения реализуется через режим корректировок в части капитала, активов, доходности и ликвидности. Данный режим применяется, как правило, по результатам инспекционных проверок, при выявлении фактов предоставления банком в Банк России отчетности, недостоверно отражающей объемы принятых рисков и состояние собственных средств капитала, т.е. в случаях, когда показатели деятельности банка, определенные на базе официальной отчетности, не позволяют адекватно оценивать положение дел в банке.

Относительно предложения об установлении формы доведения территориальными учреждениями Банка России информации о классификации банков до единоличного исполнительного органа банка считаем необходимым отметить следующее.

Норма, предусматривающая доведение до руководства (единоличного исполнительного органа) банков информации о результатах осуществленной территориальным учреждением Банка России классификации банка, является важной новацией (Указание Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций", определяющее порядок оценки финансового состояния кредитных организаций до вступления в силу Указания N 2005-У, не содержало такого положения), способствующей установлению более прозрачных (доверительных) взаимоотношений между надзорным органом и банком. При этом, пункт 7.1. Указания N 2005-У четко определяет как сроки доведения до единоличного исполнительного органа информации о результатах классификации банка (пятое число второго месяца квартала, следующего за отчетным), так и состав передаваемой информации - наряду с классификационной группой единоличному исполнительному органу банка передается информация о недостатках, послуживших основанием для ее осуществления. Причем, последнее является особенно важным, поскольку обеспечивает руководство банка информацией, необходимой ему для принятия своевременных мер по устранению выявленных Банком России проблем и недостатков в деятельности банка. Установление же какой-либо специальной формы такого уведомления не представляется возможным ввиду того, что недостатки и нарушения банков, которые учитываются при осуществлении их классификации, весьма разнообразны, что не позволяет предусмотреть их в полном объеме в рамках одной универсальной формы.

2. По предложению, предусматривающему принятие решения об отнесении кредитной организации к 3-ей и ниже классификационным группам по решению КБН Банка России на основании мотивированного заключения территориального учреждения Банка России.

Принимая во внимание изложенное по первому предложению, необходимость установления порядка принятия решения об отнесении банка к 3-ей группе и ниже на основании решения Комитета банковского надзора Банка России (далее - КБН Банка России) отсутствует. Кроме того, установление предлагаемого порядка приведет не только к увеличению административной нагрузки на территориальные учреждения Банка России и КБН Банка России, но также в значительной степени увеличит сроки принятия решений об отнесении банков к классификационным группам, что, в свою очередь, может негативно сказаться на оперативности и качестве надзорного процесса.

3. По предложению об установлении отсрочки вступления в силу решения об отнесении к классификационной группе в целях предоставления банку права на обжалование

В связи с указанным предложением, нельзя не отметить, что Указание N 2005-У является публичным документом. Его текст опубликован в "Вестнике Банка России" от 4 июня 2008 года N 28, что, по мнению Банка России, позволяет банкам осуществлять внутренний мониторинг своего экономического положения и принимать соответствующие управленческие решения по исправлению имеющихся слабостей и недостатков до того, как информация о них будет доступна Банку России и будет являться основанием для принятия решения о снижении классификационной группы банка. В связи с чем, Банк России не видит оснований для установления отсрочки для вступления в силу решения об отнесении банка к той или иной классификационной группе. Установление отсрочки вступления в силу решения об отнесении банка к классификационной группе создаст условия, когда оценка, отраженная в решение территориального учреждения Банка России о классификации банка не будет соответствовать его экономическому положению в текущий момент.

Одновременно считаем необходимым отметить, что, как справедливо указано в письме Ассоциации, Указание N 2005-У является документом Банка России, регламентирующим методологию и процедуры надзорной оценки деятельности банков.

Методология Указания N 2005-У базируется на международной надзорной практике оценки деятельности банков и рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору*.

Классификация банка в соответствии с Указанием N 2005-У действительно не является мерой воздействия, а также не может рассматриваться в качестве основания для применения к банку мер воздействия. Указанная оценка осуществляется в рамках надзора и имеет целью выявление недостатков и нарушений в деятельности банков на ранней стадии возникновения посредством постоянного наблюдения за объемами рисков, которым подвергаются банки, состоянием их собственных средств (капитала) и качества корпоративного управления. Использование данного инструмента не только позволяет проводить сравнение банков между собой, но и эффективно распределять ресурсы надзора с точки зрения их наибольшей концентрации на проблемных банках.

Использование результатов оценки экономического положения банков в качестве одного из условий допуска к операциям с Банком России имеет целью снижение риска невозврата Банку России кредитов банками, экономическое положение которых является неудовлетворительным или сомнительным. Право устанавливать для банков формы, порядок и условия рефинансирования предоставлены Банку России, как кредитору последней инстанции и организатору системы рефинансирования банков, ст. 40 Федерального закона. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Кроме того, считаем необходимым проинформировать, что, принимая во внимание действие на банки факторов системного характера, обусловленных событиями, происходящими на мировом финансовом рынке, выражающиеся, в том числе, в сокращении предложения ликвидности на рынке, Банком России принято решение о расширении допуска банков к рефинансированию в Банке России по широкому спектру кредитных инструментов. Так, к операциям валютного свопа, сделкам прямого РЕПО, кредитованию без обеспечения могут по решению Совета директоров Банка России допускаться, в том числе, и банки, классифицированные в соответствии с Указанием N 2005-У в группу ниже чем вторая.



Г.Г. Меликьян


_____________________________

* Наличие у надзорного органа методик по оценке финансовой устойчивости банков, используемых в надзорных целях, вытекает из Основного критерия 6 Принципа 19 "Надзорные методы" Основных принципов эффективного банковского надзора БКБН (Базель, 2006 год), согласно которому банковский надзор должен располагать методологией постоянного отслеживания и оценки характера, значения и масштабов рисков, которым подвергаются банки и банковские группы. Эта методология должна охватывать содержание деловой активности банка, его рисковый профиль, состояние внутреннего контроля. Методология должна обеспечивать возможность объективно сравнивать банки и позволять выстраивать шкалу приоритетов надзорной деятельности


Рассмотрены предложения о внесении изменений в указание ЦБР, определяющее порядок оценки экономического положения банков.

По сложившейся практике решение о классификации банка принимается коллегиально, как правило, на уровне Комитета банковского надзора территориального учреждения ЦБР. Методология указания достаточно формализована и позволяет избежать субъективизма. Таким образом, нет оснований полагать, что решения о классификации принимаются на основе субъективных оценок отдельных сотрудников.

Информация о классификации должна быть доведена до руководства банка. Единую форму соответствующего уведомления определять нецелесообразно, поскольку в ней невозможно предусмотреть все недостатки и нарушения, учитываемые при классификации.

Отсрочку для вступления в силу решения о классификации устанавливать нельзя. В противном случае будут созданы условия, при которых оценка, отраженная в решении территориального учреждения ЦБР о классификации, не будет соответствовать экономическому положению банка в текущий момент.

Классификация в соответствии с указанием не может рассматриваться как основание для применения к банку мер воздействия. Использование результатов оценки в качестве одного из условий допуска к операциям с ЦБР позволяет снизить риск невозврата банками кредитов.

Дополнительно сообщается о расширении допуска банков к рефинансированию в ЦБР. Так, по решению Совета директоров ЦБР к операциям валютного свопа, сделкам прямого РЕПО, кредитованию без обеспечения могут допускаться и банки, классифицированные в группу ниже чем вторая.


Письмо ЦБР от 21 августа 2009 г. N 04-15-3/4445 "О предложениях по внесению изменений в Указание Банка России N 2005-У"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.