Письмо Ассоциации российских банков от 8 октября 2009 г. N А-01/607 О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Письмо Ассоциации российских банков от 8 октября 2009 г. N А-01/607


В существующих в настоящее время условиях финансовой нестабильности многие российские организации не в состоянии погашать свою задолженность по кредитам, предоставленным банками. Кредитные организации в целях недопущения уменьшения размера собственных средств и ухудшения своего финансового состояния вынуждены в счет исполнения обязательств по кредитным договорам получать от заемщиков имущество по договорам об отступном, а впоследствии продавать его на рыночных условиях.

Однако проведению данных операций препятствует неоднозначность толкования норм главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, устанавливающих порядок учета налога на добавленную стоимость (НДС).

В этой связи банковским сообществом предлагается внести в статью 170 НК РФ поправки, направленные на обеспечение стабильности банковской системы и на устранение двоякого толкования норм главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

Ассоциацией российских банков разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект) (прилагается).

В связи со значительным увеличением количества заключаемых в настоящее время банками договоров об отступном в целях погашения ссудной задолженности клиентов, а также в целях сохранения стабильности банковской системы Ассоциация российских банков просит Вас внести Законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы.

Приложение на 6 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Проект федерального закона
"О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Статья 1

Внести в пункт 2 статьи 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 49, ст. 4564; N 53, ст. 5015, 5023; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 22, ст. 2066; N 28, ст. 2879, 2886; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 34, ст. 3520, 3522, 3524, 3527; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 9, 30; N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3101, 3128, 3129, 3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 10, ст. 1065; N 23, ст. 2382; N 31, ст. 3436, 3443; N 45, ст. 4628; N 47, ст. 4819; N 50, ст. 5279, 5286; 2007, N 1, ст. 39; N 22, ст. 2563; N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991, 4013; N 45, ст. 5417, 5432; N 49, ст. 6045, 6071; N 50, ст. 6237, 6245; 2008, N 26, ст. 3022; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3614, 3616; N 48, ст. 5519) изменение, дополнив его подпунктом 5 следующего содержания:

"5) приобретения банками, применяющими порядок учета налога, предусмотренный пунктом 5 статьи 170 настоящего Кодекса, товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, которые в дальнейшем реализуются банками до начала использования для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию.".


Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации



Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Предлагаемые в проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект) поправки, прежде всего, обусловлены необходимостью принятия мер по обеспечению стабильности банковской системы и являются одной из антикризисных мер, а также направлены на устранение двоякого толкования норм главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

В существующих в настоящее время условиях финансовой нестабильности многие российские организации не в состоянии погашать свою задолженность по кредитам, предоставленным банками. В этой связи банки пытаются взыскать просроченную задолженность по кредитам посредством реализации предмета залога, являющегося обеспечением по выданным ссудам, по решению суда. В большинстве случаев торги по продаже заложенного имущества заканчиваются без результатов из-за отсутствия покупателей.

В соответствии с требованиями Банка России кредитные организации обязаны создавать резервы на возможные потери по ссудам. При неисполнении заемщиком обязательств по кредитному договору ссуда классифицируется как проблемная либо безнадежная. По таким ссудам резервы создаются в размере 100% от величины ссуды.

Таким образом, при невозврате кредита банки отвлекают значительные суммы денежных средств, что негативно отражается на размере их собственных средств (капитала), поскольку сформированный банком резерв на возможные потери по ссудам учитывается при расчете капитала банка и обязательных нормативов. В результате у банков увеличивается риск несоблюдения обязательных нормативов, что в лучшем случае влечет административную ответственность. Также ухудшается финансовое состояние банков, в связи с чем появляется вероятность неисполнения ими своих обязательств перед кредиторами, в том числе вкладчиками - физическими лицами.

В целях недопущения указанных негативных последствий в ситуации, когда нереально реализовать заложенное имущество, банки вынуждены в счет погашения обязательств по кредитным договорам получать это заложенное имущество по договорам об отступном, а впоследствии продавать его на рыночных условиях.

Однако проведению данных операций препятствует неоднозначность толкования норм главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, устанавливающих порядок учета налога на добавленную стоимость (НДС).

В соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость (НДС) определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) при реализации имущества, подлежащего учету, с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.

Кредитные организации в своей учетной политике могут предусмотреть метод учета имущества в соответствии с пунктом 5 статьи 170 НК РФ, предоставляющим право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). Суммы НДС учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

До недавнего времени Минфин России разъяснял, что на основании пункта 5 статьи 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для основной производственной деятельности банков. Поэтому в отношении имущества, не используемого в банковской деятельности, суммы НДС учитываются в стоимости такого имущества.

Таким образом, при реализации банком имущества, не используемого в банковской деятельности, налоговую базу по НДС следует определять в порядке, установленном пунктом 3 статьи 154 НК РФ. Аналогичный порядок исчисления НДС применяется при реализации имущества, полученного банком в качестве отступного в счет погашения кредита.

Правомерность позиции о том, что полученное банками по договорам отступного имущество облагается при дальнейшей его реализации НДС, исчисляемым с разницы между ценой его продажи и ценой приобретения в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ, подтверждалась судебной практикой.

Однако в настоящее время Минфин России изменил свою точку зрения и разъясняет, что у кредитных организаций, применяющих положения пункта 5 статьи 170 НК РФ, не имеется оснований для применения порядка определения налоговой базы, установленного пунктом 3 статьи 154 НК РФ, при реализации имущества, полученного по соглашению о предоставлении отступного. При этом указанный порядок применяется в отношении имущества, как используемого для осуществления банковской деятельности, так и предназначенного для перепродажи.

Одновременно в письмах Минфина России имеется оговорка, что они имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Таким образом, позиция Минфина России является неоднозначной. Вместе с тем, в настоящее время банки, принимая во внимание требования подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, во избежание разногласий с налоговыми органами вынуждены применять порядок учета НДС, установленный пунктом 5 статьи 170 НК РФ.

В этой связи нормы главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ требуют уточнения в части, касающейся порядка исчисления НДС при реализации имущества, не используемого банками для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию.

Кроме того, в настоящее время острая необходимость внесения таких уточнений обусловлена значительным увеличением количества заключаемых банками договоров об отступном в целях погашения ссудной задолженности клиентов.

Порядок учета НДС, предусмотренный пунктом 5 статьи 170 НК РФ, приводит к возникновению убытков при реализации этого имущества, поскольку весь НДС, полученный банком по облагаемым операциям, уплачивается в бюджет, а НДС, уплаченный банком по приобретаемым работам, услугам и имуществу, включается в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

Так, например, банк по договору отступного приобрел имущество стоимостью 118 руб., в т.ч. НДС 18 рублей. При реализации данного имущества за 120 руб., в т.ч. НДС 18,31, банк перечисляет 18,31 руб. в бюджет и получает убыток в сумме 16,31 руб. (120-18,31-118).

Принимая во внимание изложенное, в Законопроекте предлагается дополнить пункт 2 статьи 170 НК РФ новым пунктом, позволяющим кредитным организациям определять налоговую базу по НДС при реализации имущества до начала использования для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ как разницу между ценой реализуемого имущества с учетом НДС и его стоимостью.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.


Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечёт необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.



Письмо Ассоциации российских банков от 8 октября 2009 г. N А-01/607


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.