Письмо Ассоциации российских банков от 23 сентября 2009 г. N А-02/1Е-592 О проекте Указания "О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении недостоверности отчетных данных"

Письмо Ассоциации российских банков от 23 сентября 2009 г. N А-02/1Е-592

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 16 ноября 2009 г. N 04-33-4/5829


Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с подготовленным Банком России проектом Указания "О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении недостоверности отчетных данных" (далее - проект Указания).

Проект Указания, предусматривающий ответственность кредитных организаций за существенные нарушения при представлении отчетности в Банк России, содержит санкции за нарушение Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1.5 проекта Указания "факт существенной недостоверности отчетных данных кредитной организации считается установленным, если представленная кредитной организацией в Банк России отчетность", в частности "не отражает фактического проведения кредитной организацией операций, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 и в пункте 1.1 статьи 6 Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также иных операций на сумму равную или превышающую 3 000 000 рублей".

По мнению банковского сообщества, включение в проект Указания указанной нормы является некорректным.

Во-первых, следует отметить, что в подпункт 1.5 проекта Указания, по всей вероятности, ошибочно включена ссылка на Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ, которым вносятся изменения в Закон N 115-ФЗ.

Во-вторых, Законом N 115-ФЗ регулируется порядок выявления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитными организациями), операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых имеются подозрения в легализации преступных доходов или в финансировании терроризма, и предоставления сведений о таких операциях в Уполномоченный орган (Росфинмониторинг).

В соответствии с Положением Банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" кредитные организации направляют в Росфинмониторинг электронные сообщения, содержащие сведения об операциях, а не отчетность о фактическом проведении кредитной организацией операций, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 и в пункте 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ. Данные сообщения не представляются Банку России, а направляются в Росфинмониторинг через систему Банка России. При этом Банк России не имеет доступа к указанной информации, поскольку ее конечным получателем является Росфинмониторинг. Следовательно, указанные в подпункте 1.5 проекта Указания отчетные данные, представляемые кредитными организациями в Банк России, не могут включать сведения, направляемые в Росфинмониторинг в соответствии с Законом N 115-ФЗ.

Наряду с изложенным следует отметить, что ответственность кредитных организаций за нарушение порядка предоставления информации в Уполномоченный орган установлена Федеральным законом от 02.12.1990 г N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1). В соответствии с пунктом 6 части первой статьи 20 Закона N 395-1 Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Закона N 115-ФЗ.

Росфинмониторинг, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Законом N 115-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.

В направляемой в настоящее время в Банк России отчетности кредитными организациями не выделяются операции обязательного контроля, а также не конкретизируются иные операции, в том числе по сделкам с недвижимостью.

Кроме того, в пункте 1.5 проекта Указания содержится ссылка на иные операции на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, что противоречит с пункту 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, в соответствии с которым обязательному контролю подлежат исключительно сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей.

Учитывая изложенное, просим Вас рассмотреть вопрос об исключении из проекта Указания подпункта 1.5 как противоречащего Закону N 115-ФЗ.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 23 сентября 2009 г. N А-02/1Е-592


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.