Типовая программа целевого инструктажа работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Федеральной службой по финансовому мониторингу 28 апреля 2009 г.)

Типовая программа
целевого инструктажа работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма*
(утв. Федеральной службой по финансовому мониторингу 28 апреля 2009 г.)

 

 

II. Тематический план целевого инструктажа

 

Раздел 1. Институциально-правовые основы финансового мониторинга

 

Тема 1. Международные стандарты ПОД/ФТ

 

Правовые и институционные основы международного сотрудничества, в сфере ПОД/ФТ.

Формирование единой международной системы ПОД/ФТ. Организации и специализированные органы.

Международные стандарты ПОД/ФТ (сорок и девять рекомендаций ФАТФ).

 

Тема 2. Правовое регулирование в сфере ПОД/ФТ

 

Национальная система ПОД/ФТ. Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих ПОД/ФТ. Рассмотрение последних изменений в законодательстве в сфере ПОД/ФТ.

Государственная система ПОД/ФТ. Федеральные органы исполнительной власти.

Правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Государственное регулирование в банковской сфере, на страховом рынке и рынке ценных бумаг, на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней и в сфере федеральной почтовой связи. Государственное регулирование других организаций, не имеющих надзорных органов.

Организационная структура надзорных органов и их территориальные подразделения.

Саморегулируемые организации и их роль.

 

Тема 3. Надзор в сфере ПОД/ФТ

 

Формы надзора и виды проверок. Планирование проверок. Основания проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ. Объекты проверки. Права проверяющего государственного органа.

Порядок проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ в финансовых и нефинансовых организациях.

Взаимодействие Росфинмониторинга с надзорными органами.

 

Раздел 2. Организация и осуществление внутреннего контроля

 

Тема 4. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

 

Финансовые и нефинансовые организации, представители нефинансовых отраслей и профессий. Лицензирование или специальный учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основные права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей; обеспечение конфиденциальности информации; основания для документального фиксирования; хранение информации. Приостановление операций.

Порядок представления информации об операциях, подлежащих контролю, в Росфинмониторинг. Сроки представления. Способы представления. Использование АРМ "Организация". Единый формат представления информации. Рассмотрение типовых ошибок в представлении информации. Исполнение запросов Росфинмониторинга.

 

Тема 5. Требования к разработке правил внутреннего контроля

 

Лица, ответственные за разработку правил внутреннего контроля. Разработка правил внутреннего контроля. Обязательные компоненты правил внутреннего контроля. Рекомендуемые программы осуществления правил внутреннего контроля. Программа оценки риска.

Порядок утверждения и согласования правил внутреннего контроля. Сроки утверждения и согласования. Основания для отказа в согласовании.

 

Тема 6. Критерии выявления операций подлежащих контролю

 

Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии выявления и признаки необычных сделок как программа системы внутреннего контроля организаций. Практические примеры необычных сделок.

Типологии отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Рассмотрение характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

 

Тема 7. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ

 

Виды ответственности за нарушения требований законодательства ПОД/ФТ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Основания для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства о ПОД/ФТ.

Меры административной ответственности за нарушение законодательства о ПОД/ФТ в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и порядок их применения. Полномочия должностных лиц уполномоченного органа. Пересмотр решений должностных лиц в порядке обжалования.

 

Тема 8. Система подготовки и обучения кадров организаций

 

Квалификационные требования к специальному должностному лицу. Права и обязанности специального должностного лица.

Обучение и подготовка кадров. Перечень сотрудников, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам ПОД/ФТ. Формы, периодичность и сроки обучения. Обязанности руководителя организации.

 

Раздел 3. Актуальные вопросы применения законодательства о ПОД/ФТ в различных секторах экономики (видах профессиональной деятельности)

 

Круглый стол по проблемам исполнения законодательства о ПОД/ФТ с учетом особенностей деятельности организаций и их клиентов.

Вопросы/ответы экспертов и представителей надзорных органов.

 

III. Учебно-методическое обеспечение

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г. (Венская).

3. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (Страсбургская).

4. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.

5. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Палермская).

6. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. (Меридская).

7. Сорок и девять Рекомендаций ФАТФ.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г.

11. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

12. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

13. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

14. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

15. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

16. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

17. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи".

18. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

19. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

20. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

21. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

22. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях".

23. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

24. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

25. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.

26. Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

27. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации".

28. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

29. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".

30. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму".

31. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 245 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом".

32. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 г. N 983-р, утвердившее Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

33. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".

34. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремисткой деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".

35. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 28 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".

36. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 173 "О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

37. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу".

38. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг".

39. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

40. Приказ Минфина России от 18 августа 2003 г. N 75н "Об утверждении перечня должностных лиц органов федерального пробирного надзора, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях".

41. Приказ Минфина России от 21 июня 2005 г. N 77н "Об утверждении Положения о согласовании правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий".

42. Приказ КФМ России от 16 июня 2003 г. N 72 "Об утверждении Положения об издании КФМ России постановления о приостановлении операции (операций) с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

43. Приказ КФМ России от 11 августа 2003 г. N 104 "Об утверждении рекомендаций по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

44. Приказ Росфинмониторинга от 7 июня 2005 г. N 86 "Об утверждении Инструкции о представлении в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

45. Приказ Росфинмониторинга от 14 июля 2005 г. N 108 "О должностных лицах Федеральной службы финансового мониторинга, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".

46. Приказ Росфинмониторинга от 30 ноября 2005 г. N 164 "Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".

47. Приказ Росфинмониторинга от 23 мая 2008 г. N 130 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансового мониторинга государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".

48. Приказ Росфинмониторинга от 23 мая 2008 г. N 131 "Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма".

49. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. N 256 "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

 

IV. Источники дополнительной информации

 

1. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Безопасность банковской деятельности. М.: Маркет ДС, 2006.

2. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Законодательство о противодействии легализации преступных доходов: опыт реализации и направления совершенствования // Вестник Академии права и управления. 2003. N 3.

3. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. М.: Питер, 2003.

4. Зубков В.А. Формирование и развитие системы финансового мониторинга в Российской Федерации, М.: Университетская книга, 2008.

5. Зубков В.А., Осипов С.К. Международная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. М.: Финансы и статистика, 2008.

6. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Спецкнига, 2007.

7. Лавров В.В., Степанков Д.В. Юридическая ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем, по российскому законодательству. Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003.

8. Мельников В.Н., Мовсесян А.Г. Противодействие легализации незаконных доходов. М.: МЦФЭР, 2007.

9. Михайлов В.И., Трошкин Е.З., Баньковский А.Л. Противодействие легализации "грязных" доходов: правовые и организационные формы. Мн.: Тесей, 2001.

10. Михайлов В.И., Федоров А.В. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем: Учеб. пос. Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2001.

11. Осипов С.К., Гамза В.А. Организационно-правовые проблемы противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем//Финансы и кредит. 2002. N 19 (109).

12. Робинсон Дж. Всемирная прачечная: Террор, преступления и грязные деньги в оффшорном мире. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

13. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". М., 2002.

14. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма/Под ред. С. Годдарда, А.Т. Никитина, Л.Л. Фитуни. М.: Изд-во МНЭПУ, 2005.

15. Фитуни Л.Л. Финансовый мониторинг. М.: Изд-во МНЭПУ, 2002.

16. Юрчук А.Б. Аспекты отмывания денег в условиях российской действительности. М., 2006.

17. Веб-сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу: www.fedsfm.ru.

18. Веб-сайт ЕАГ: www.euroasiangroup.org.

19. Веб-сайт ФАТФ: www.fatf-gafi.org.

 

_____________________________

* Разработана в соответствии с приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. N 256

 

Руководитель
Федеральной службы
по финансовому мониторингу

Ю.А. Чиханчин

 


Типовая программа целевого инструктажа работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Федеральной службой по финансовому мониторингу 28 апреля 2009 г.)


Текст программы официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.