Письмо Ассоциации российских банков от 27 октября 2009 г. N А-01/5-664
Наше обращение обусловлено необходимостью внесения поправок в проект федерального закона N 217225-5 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Законопроект).
Ассоциация российских банков полностью поддерживает цель Законопроекта о приведении национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с Сорока Рекомендациями и девятью Специальными рекомендациями ФАТФ, признанными универсальными стандартами в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Тем не менее, считаем чрезвычайно важным внести в Законопроект некоторые коррективы, а также дополнения с целью более эффективного применения Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Закон N 115-ФЗ). В этой связи Ассоциация подготовила Таблицу поправок к Законопроекту (прилагается).
При этом считаем необходимым пояснить содержание следующих пунктов, содержащихся в Таблице поправок к Законопроекту.
Пункты 4-15 Таблицы. Отсутствие в тексте Закона N 115-ФЗ четкого разграничения понятий "сделка" и "операция" приводит к различному толкованию его норм, в результате чего к кредитным организациям предъявляются необоснованные претензии со стороны надзорных органов.
В связи с этим предлагаем более четко и детализировано регламентировать в Законе N 115-ФЗ операции, подлежащие обязательному контролю, разделив их на операции, контролируемые только кредитными организациями, и операции, контролируемые иными организациями, не являющимися кредитными. Основным признаком операции, подлежащей контролю со стороны кредитных организаций должно являться совершение банковской операции. В результате сделки, включающие несколько операций, будут пооперационно контролироваться теми организациями, которые такие операции совершают.
Пункт 17 Таблицы. Согласно абзацу девятому пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации должны разрабатывать Правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций, утверждаемых Банком России. В рамках правоприменительной практики данное законодательное положение порождает представление у некоторых субъектов правоотношений о придании рекомендациям Банка России обязательного характера, что противоречит законодательству и объективной сути института рекомендаций, которые любой компетентный орган, в т.ч. и Банк России, может давать по вопросу, находящемуся в сфере его компетенции, без какой-либо санкции законодателя. В этой связи предлагаем внести изменения абзац девятый пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Пункты 17, 19 Таблицы. В соответствии с абзацем девятым пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" кредитные организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, вынуждены согласовывать Правила внутреннего контроля в двух надзорных органах - в Банке России и ФСФР России. При этом очевидно, что процедура двойного согласования является нецелесообразной и порождает порой казусные ситуации, когда Правила внутреннего контроля кредитной организации оказываются согласованными одним надзорным органом, но у другого органа возникают замечания по поводу соответствия того же текста Правил требованиям законодательства. Учитывая данную ситуацию, предлагается внести изменения в абзац девятый пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Пункт 20 Таблицы. Согласно абзацу десятому пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. В соответствии с пунктом 1 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256, указанное Положение не распространяется на кредитные организации. Тем не менее, по мнению ФСФР России требования указанного Положения распространяются на "профессиональных участников рынка ценных бумаг (в том числе являющихся кредитными организациями)". С целью устранения указанного противоречия, а также недопущения предъявления к кредитным организациям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг двойных требований к подготовке и обучению кадров считаем необходимым внести соответствующие уточнения в абзац десятый пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Ассоциация российских банков выражает надежду, что указанные предложения банковского сообщества будут учтены при подготовке Законопроекта ко второму чтению.
Приложение: на 9 л.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Предложения Ассоциации российских банков
Таблица
поправок к проекту федерального закона N 217225-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
N п/п |
Текст, к которому предлагается поправка |
Содержание поправки |
Новая редакция текста законопроекта с предлагаемыми поправками |
1 |
Абзац второй пункта 1 статьи 1 "Действие настоящего Федерального закона распространяется на подразделения и дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации." |
Абзац второй пункта 1 статьи 1 после слов "расположенные за пределами Российской Федерации" дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.3 статьи 7 настоящего Федерального закона". |
"Действие настоящего Федерального закона распространяется на подразделения и дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.3 статьи 7 настоящего Федерального закона." |
2 |
"идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, а также выгодополучателях, подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов и установлению факта законной принадлежности указанных документов (надлежащим образом заверенных копий документов) представившим их лицам; |
Абзац пятый пункта 2 статьи 1 изложить в следующей редакции: "идентификация - совокупность обоснованных доступных мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, а также выгодополучателях, подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов, исключающих сомнения относительно лиц, представивших их". |
"идентификация - совокупность обоснованных доступных мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, а также выгодополучателях, подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов, исключающих сомнения относительно лиц, представивших их". |
3 |
Абзац второй подпункта "е" пункта 5 статьи 1 "5.3. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны информировать уполномоченный орган, а также надзорный орган в соответствующей сфере деятельности о невозможности (неполной возможности) соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма их зарубежными подразделениями и дочерними организациями, расположенными в государстве (на территории) препятствующем реализации названного законодательства либо его отдельных положений;" |
В абзаце втором подпункта "е" пункта 5 статьи 1 слово "информировать" заменить словами "направлять в" и после слов "в соответствующей сфере деятельности" дополнить словом "сведения". |
"5.3. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны направлять в уполномоченный орган, а также надзорный орган в соответствующей сфере деятельности сведения о невозможности (неполной возможности) соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма их зарубежными подразделениями и дочерними организациями, расположенными в государстве (на территории) препятствующем реализации названного законодательства либо его отдельных положений;" |
4 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
В подпункте 1 пункта 1 статьи 6: абзац четвертый изложить в следующей редакции: "осуществление физическим лицом платежа в наличной форме в оплату прав на ценные бумаги;" |
В подпункте 1 пункта 1 статьи 6: абзац четвертый изложить в следующей редакции: "осуществление физическим лицом платежа в наличной форме в оплату прав на ценные бумаги;" |
5 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
В подпункте 1 пункта 1 статьи 6: абзац шестой после слов "банкноты другого достоинства" дополнить словами "в той же валюте, за исключением случаев, когда обмен производится между кредитными организациями;" |
В подпункте 1 пункта 1 статьи 6: абзац шестой после слов "банкноты другого достоинства" дополнить словами "в той же валюте, за исключением случаев, когда обмен производится между кредитными организациями;" |
6 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
В подпункте 1 пункта 1 статьи 6: дополнить абзацами восьмым и девятым следующего содержания: "осуществление платежа в наличной форме по договору купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением памятных монет); получение платежа в наличной форме за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата в наличной форме денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;" |
В подпункте 1 пункта 1 статьи 6: дополнить абзацами восьмым и девятым следующего содержания: "осуществление платежа в наличной форме по договору купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением памятных монет); получение платежа в наличной форме за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата в наличной форме денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;" |
7 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
В подпункте 2 пункта 1 статьи 6: в абзаце третьем слова ", операции с ценными бумагами" исключить |
В подпункте 2 пункта 1 статьи 6: в абзаце третьем слова ", операции с ценными бумагами" исключить |
8 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
В подпункте 3 пункта 1 статьи 6: абзац первый изложить в следующей редакции: "3) операции по банковским счетам (вкладам) клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом:" |
В подпункте 3 пункта 1 статьи 6: абзац первый изложить в следующей редакции: "3) операции по банковским счетам (вкладам) клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом:" |
9 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
В подпункте 3 пункта 1 статьи 6: дополнить абзацами шестым, седьмым и восьмым следующего содержания: "зачисление денежных средств на счет и списание денежных средств со счета при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга); зачисление денежных средств на счет и списание денежных средств со счета при осуществлении платежей по договору купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением памятных монет); зачисление денежных средств на счет при осуществлении платежа за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и списание денежных средств со счета при осуществлении выплаты денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;" |
В подпункте 3 пункта 1 статьи 6: дополнить абзацами шестым, седьмым и восьмым следующего содержания: "зачисление денежных средств на счет и списание денежных средств со счета при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга); зачисление денежных средств на счет и списание денежных средств со счета при осуществлении платежей по договору купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением памятных монет); зачисление денежных средств на счет при осуществлении платежа за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и списание денежных средств со счета при осуществлении выплаты денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;" |
10 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
В подпункте 4 пункта 1 статьи 6: в абзаце первом слово "сделки" заменить словом "операции" |
В подпункте 4 пункта 1 статьи 6: в абзаце первом слово "сделки" заменить словом "операции" |
11 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
В подпункте 4 пункта 1 статьи 6: абзац четвертый после слова "имущества" дополнить словами "(за исключением денежных средств)" |
В подпункте 4 пункта 1 статьи 6: абзац четвертый после слова "имущества" дополнить словами "(за исключением денежных средств)" |
12 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
В подпункте 4 пункта 1 статьи 6: абзац шестой изложить в следующей редакции: "получение и предоставление драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением памятных монет) по договору купли-продажи, а также осуществление платежа в наличной форме по такому договору;" |
В подпункте 4 пункта 1 статьи 6: абзац шестой изложить в следующей редакции: "получение и предоставление драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением памятных монет) по договору купли-продажи, а также осуществление платежа в наличной форме по такому договору;" |
13 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
В подпункте 4 пункта 1 статьи 6: абзац восьмой изложить в следующей редакции: "предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов от физических лиц и (или) других юридических лиц." |
В подпункте 4 пункта 1 статьи 6: абзац восьмой изложить в следующей редакции: "предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов от физических лиц и (или) других юридических лиц." |
14 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
В подпункте 4 пункта 1 статьи 6: дополнить абзацами девятым и десятым следующего содержания: "приобретение физическим лицом ценных бумаг при условии осуществления их оплаты в наличной форме; операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию." |
В подпункте 4 пункта 1 статьи 6: дополнить абзацами девятым и десятым следующего содержания: "приобретение физическим лицом ценных бумаг при условии осуществления их оплаты в наличной форме; операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию." |
15 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
Пункт 1.1 статьи 6 изложить в следующей редакции: "1.1. Операция по перечислению денежных средств, направленная на исполнение договора, связанного с переходом права собственности на недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее." |
Пункт 1.1 статьи 6 изложить в следующей редакции: "1.1. Операция по перечислению денежных средств, направленная на исполнение договора, связанного с переходом права собственности на недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее." |
16 |
Пункт 5 статьи 1. Новый абзац. |
Пункт 4 статьи 6 изложить в следующей редакции: "4. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом от своего имени или от имени лиц, находящихся у них на обслуживании: кредитными организациями - в отношении операций с денежными средствами и иным имуществом, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 1 и пункте 1.1 настоящей статьи; иными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, - в отношении операций с денежными средствами и иным имуществом, указанных в подпунктах 2 и 4 пункта 1 и пункте 1.1 настоящей статьи. При совершении операции с денежными средствами и иным имуществом, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, на сумму менее 3 000 000 рублей между третьими лицами сведения об указанной операции представляются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, только в том случае, если совершающим операцию лицом представлен договор, в котором цена объекта недвижимого имущества равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее." |
Пункт 4 статьи 6 изложить в следующей редакции: "4. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом от своего имени или от имени лиц, находящихся у них на обслуживании: кредитными организациями - в отношении операций с денежными средствами и иным имуществом, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 1 и пункте 1.1 настоящей статьи; иными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, - в отношении операций с денежными средствами и иным имуществом, указанных в подпунктах 2 и 4 пункта 1 и пункте 1.1 настоящей статьи. При совершении операции с денежными средствами и иным имуществом, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, на сумму менее 3 000 000 рублей между третьими лицами сведения об указанной операции представляются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, только в том случае, если совершающим операцию лицом представлен договор, в котором цена объекта недвижимого имущества равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее." |
17 |
Пункт 6 статьи 1. Новый абзац. |
В абзаце девятом пункта 2 статьи 7 слова "с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации" заменить словами "в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций (в том, числе профессиональных участников рынка ценных бумаг) - Центральным банком Российской Федерации" |
В абзаце девятом пункта 2 статьи 7 заменить слова "с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации" словами "в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций (в том, числе профессиональных участников рынка ценных бумаг) - Центральным банком Российской Федерации" |
18 |
Статья 1. Новый пункт |
7) дополнить статью 7.2 пунктом 1.1 следующего содержания: "1.1. В случае, если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, являются иностранными банками, информация о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике - юридическом лице должна включать его наименование и адрес местонахождения." |
7) дополнить статью 7.2 пунктом 1.1 следующего содержания: "1.1. В случае, если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, являются иностранными банками, информация о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике - юридическом лице должна включать его наименование и адрес местонахождения." |
19 |
Статья 1. Новый пункт |
8) в абзаце девятом пункта 2 статьи 7 после слов "кредитных организаций" дополнить словами "(в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг)". |
8) в абзаце девятом пункта 2 статьи 7 после слов "кредитных организаций" дополнить словами "(в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг)". |
20 |
Статья 1. Новый пункт |
9) в абзаце десятом пункта 2 статьи 7 после слов "кредитных организаций" дополнить словами "(в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг)". |
9) в абзаце десятом пункта 2 статьи 7 после слов "кредитных организаций" дополнить словами "(в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг)". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 27 октября 2009 г. N А-01/5-664
Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)