Письмо Ассоциации российских банков от 4 февраля 2010 г. N А-01/5-92 О предложениях по внесению изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Письмо Ассоциации российских банков от 4 февраля 2010 г. N А-01/5-92


В Ассоциацию российских банков обращаются кредитные организации - члены АРБ в связи с проблемами, возникающими при осуществлении территориальными органами государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) данным законодательным актом регламентируются порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), а также порядок их взаимодействия при организации и проведении проверок. Проверки, осуществляемые органами государственного контроля (надзора), должны проводиться при строгом соблюдении норм Закона N 294-ФЗ.

Частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Представляется, что концепция данной нормы заключается в ограничении осуществления плановых проверок одного юридического лица в течение трехлетнего периода. Однако формулировка рассматриваемой нормы позволяет органам государственного контроля и надзора в течение трехлетнего периода осуществлять множественные проверки различных филиалов одного и того же юридического лица, несмотря на то, что филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами. Данная ситуация нарушает законные интересы юридических лиц и препятствует их нормальной хозяйственной деятельности. Особенно остра эта проблема в банковской системе, т.к. специфика банковской деятельности обуславливает стремление кредитных организаций расширять свои филиальные сети на основе предложенных универсальных продуктов с использованием универсальных технических решений.

Согласно части 3 статьи 19 и части 1 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) функциями по государственному контролю и надзору в отношениях, связанных с обработкой персональных данных, наделены несколько федеральных органов исполнительной власти (Роскомнадзор, ФСТЭК России, ФСБ России). В соответствии со статьей 3 Закона N 152-ФЗ кредитные организации являются операторами персональных данных, что влечет включение их в состав объектов государственного контроля и надзора, предусмотренного Законом N 152-ФЗ. Вследствие этого вышеуказанная проблема существенно обостряется тем, что в рамках трехлетнего периода несколько государственных органов имеют право осуществлять проверку одного и того же юридического лица, в частности кредитной организации, на предмет соблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с обработкой персональных данных. В результате зачастую различные территориальные подразделения надзорных органов по-разному оценивают одну и ту же систему обработки персональных данных, создавая правовую неопределенность в деятельности кредитных организаций. При этом следует иметь ввиду, что запрет на проверки отдельных структурных подразделений одного и того же юридического лица установлен только внутренними нормативными актами Роскомнадзора.

Учитывая изложенное, просим Вас рассмотреть предложения Ассоциации российских банков о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (прилагается). При этом Ассоциация российских банков  выражает готовность участвовать в обсуждении любых путей решения означенной проблемы.

Приложение: на 3 л.


С уважением,

Президент

Г.А. Тосунян


Проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"


Статья 1.

Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249) следующие изменения:

1) в части 12 статьи 9 слова "трех рабочих дней" заменить словами "десяти рабочих дней";

2) часть 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:

"4. Проверки, предусмотренные статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не могут проводиться исключительно в отношении отдельных структурных подразделений юридического лица, в том числе осуществляющих деятельность на территории различных субъектов Российской Федерации. Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии с требованиями статей 9 и 10 и частей 1-3 статьи 13 настоящего Федерального закона.".


Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации

Д. Медведев


Таблица
предложений Ассоциации российских банков о внесении изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"


Текст Федерального закона, к которому предлагается поправка

Содержание поправки

Новая редакция Федерального закона с предлагаемыми поправками

Часть 12 статьи 9.

"О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.".

В части 12 статьи 9 слова "трех рабочих дней" заменить словами "десяти рабочих дней".

Часть 12 статьи 9.

"12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение десяти рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.".

Часть 4 статьи 13

"Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

Часть 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:

"4. Проверки, предусмотренные статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не могут проводиться исключительно в отношении отдельных структурных подразделений юридического лица, в том числе осуществляющих деятельность на территории различных субъектов Российской Федерации. Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии с требованиями статей 9 и 10 и частей 1-3 статьи 13 настоящего Федерального закона.".

Часть 4 статьи 13.

"4. Проверки, предусмотренные статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не могут проводиться исключительно в отношении отдельных структурных подразделений юридического лица, в том числе осуществляющих деятельность на территории различных субъектов Российской Федерации. Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии с требованиями статей 9 и 10 и частей 1-3 статьи 13 настоящего Федерального закона.".




Письмо Ассоциации российских банков от 4 февраля 2010 г. N А-01/5-92


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.