Письмо Ассоциации российских банков от 5 марта 2010 г. N А-01/1Е-168 О проектах федеральных законов N 305592-5 "Об электронной подписи" и N 305604-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи"

Письмо Ассоциации российских банков от 5 марта 2010 г. N А-01/1Е-168


Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении приняты проекты федеральных законов N 305592-5 "Об электронной подписи" и N 305604-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи" (далее - Законопроекты).

Законопроекты направлены на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с использованием электронных подписей, расширение сферы использования и допустимых видов электронных подписей, а также на устранение правовых недостатков Федерального закона от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", который утратит силу с момента принятия федерального закона "Об электронной подписи".

В этой связи концепция Законопроектов заслуживает одобрения и поддержки. Вместе с тем, ряд положений Законопроектов нуждается в доработке.

Специалистами АРБ при участии крупнейших банков подготовлены поправки к Законопроектам (прилагаются).

Просим Вас рассмотреть возможность внесения указанных поправок в установленном порядке при подготовке Законопроектов ко второму чтению.

Ассоциация российских банков выражает надежду, что предложения банковского сообщества будут учтены при доработке Законопроектов, а также уверенность в дальнейшем сотрудничестве с Комитетом Государственной Думы РФ по финансовому рынку по вопросам совершенствования действующего законодательства.

Приложение на 10 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Таблица
поправок к проекту федерального закона N 305592-5 "Об электронной подписи"


NN п/п

Текст, к которому предлагается поправка

Содержание поправки

Новая редакция текста законопроекта с предлагаемыми поправками

Примечание

1.

Статья 2


Пункт 2:

"2) - сертификат ключа подписи - электронный документ, подтверждающий наличие связи между ключом проверки и владельцем сертификата;".

Статья 2


Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) - сертификат ключа подписи - электронный документ, выданный удостоверяющим центром или уполномоченным федеральным органом в сфере электронной подписи, или документ на бумажном носителе, подтверждающие наличие связи между ключом проверки и владельцем сертификата,;".

Статья 2


Пункт 2:


"2) - сертификат ключа подписи - электронный документ, выданный удостоверяющим центром или уполномоченным федеральным органом в сфере электронной подписи, или документ на бумажном носителе, подтверждающие наличие связи между ключом проверки и владельцем сертификата,;".

Законопроект предусматривает выдачу сертификата ключа именно указанными уполномоченными органами.

Дополнение указанной нормы термином "документ на бумажном носителе" закрепит правовую эквивалентность электронных и бумажных сертификатов и соответствует закону об ЭЦП, на базе которого во многих банках (в том числе Сбербанке России) заключены несколько сотен тысяч договоров с клиентами без получения ими сертификатов в электронном виде. Текущее определение потребует перезаключения всей массы договоров, доработки ПО и замены ключевых носителей (дополнительно см. комментарий к пункту 3 статьи 10 Законопроекта).

2.

Статья 2


Пункт 6:


"6) - ключ подписи - уникальные данные, предназначенные для создания электронной подписи;".

Статья 2


Пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6) - ключ подписи - уникальные данные, используемые физическим или юридическим лицом и предназначенные для создания им своей электронной подписи;".

Статья 2


Пункт 6:

"6) - ключ подписи - уникальные данные, используемые физическим или юридическим лицом и предназначенные для создания им своей электронной подписи;".

Внесение данного дополнения вызвано необходимостью указания на то, что уникальные данные для создания своей электронной подписи предусматриваются самим физическим или юридическим лицом. В противном случае данное положение может быть истолковано таким образом, что эти данные должны быть определены и внесены физическим или юридическим лицом по указанию удостоверяющего центра либо уполномоченного федерального органа.

3.

Статья 2


Пункт 8:

"8) удостоверяющий центр - юридическое лицо, структурное подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель, ведущие деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключа подписи;".


Статья 2


Пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8) удостоверяющий центр - юридическое лицо, структурное подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность, предусмотренную в статье 9 настоящего Федерального закона;".

Статья 2


Пункт 8:

"8) удостоверяющий центр - юридическое лицо, структурное подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность, предусмотренную в статье 9 настоящего Федерального закона;".

Формулировка пункта 8 статьи 2 Законопроекта сужает деятельность удостоверяющих центров. В этой связи предлагается сослаться на статью 9 Законопроекта, устанавливающую перечень видов деятельности удостоверяющего центра.

4.

Статья 2


Пункт 9:

"9) - аккредитация удостоверяющего центра - признание уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра либо системы удостоверяющих центров требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и необходимым для наделения правомочиями по выдаче квалифицированных сертификатов;".

Статья 2


Пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9) - аккредитация удостоверяющего центра - предоставление прав удостоверяющему центру либо системе удостоверяющих центров на выдачу квалифицированных сертификатов;".

Статья 2


Пункт 9:

"9) - аккредитация удостоверяющего центра - предоставление прав удостоверяющему центру либо системе удостоверяющих центров на выдачу квалифицированных сертификатов;".

Исходя из смысла данного определения, выдача сертификата ключа подписи неаккредитованным удостоверяющим центром влечет за собой признание такого ключа подписи несоответствующим требованиям, установленным Законопроектом, в связи с чем из смысла законопроекта вытекает, что все сертификаты ключей подписи должны быть предоставлены только аккредитованными

удостоверяющими центрами. Однако исходя из понятий, предусмотренных ст. 2 Законопроекта, следует, что речь идет как об аккредитованных удостоверяющих центрах, так и о неаккредитованных.

5.

Статья 3


Часть 2:

"2. Порядок использования электронных подписей в информационной системе, пользователями которой является определенный круг лиц, может устанавливаться владельцем системы или соглашением участников отношений, если иное не установлено законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.".

Статья 3


В части 2 слова "если иное не установлено законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" заменить словами "если иное не установлено федеральным законом".

Статья 3


Часть 2:

"2. Порядок использования электронных подписей в информационной системе, пользователями которой является определенный круг лиц, может устанавливаться владельцем системы или соглашением участников отношений, если иное не установлено федеральным законом.".


Необходимо исключить возможность подзаконного ограничения прав, предоставленных федеральным законом.

6.

Статья 3


Пункт 1 части 3

"1) возможность участников отношений по своему усмотрению использовать любой вид электронной подписи, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами или соглашением участников отношений;".

Статья 3


Пункт 1 части 3 дополнить словами:

"в соответствии с целями использования электронной подписи.".

Статья 3


Пункт 1 части 3

"1) возможность участников отношений по своему усмотрению использовать любой вид электронной подписи, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами или соглашением участников отношений в соответствии с целями использования электронной подписи.".



Определяется адекватный выбор вида подписи. Терминология аналогична пункту 3 части 3 статьи 3 Законопроекта.

7.

Статья 4


Пункт 5 части 2:

"5) - осуществляет проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, установленных частью 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, и, в случае обнаружения их несоблюдения, выдает предписание об устранении нарушений;".

Статья 4


Пункт 5 части 2 изложить в следующей редакции:

"5) - осуществляет плановые и/или неплановые проверки (не чаще чем раз в год) соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, установленных частью 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, и, в случае обнаружения их несоблюдения, выдает предписание об устранении нарушений;".

Статья 4


Пункт 5 части 2

"5) - осуществляет плановые и/или неплановые проверки (не чаще раз в год) соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, установленных частью 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, и, в случае обнаружения их несоблюдения, выдает предписание об устранении нарушений;".


8.

Статья 7


Абзац первый части 1


"1. Усиленной электронной подписью признается информация в электронно-цифровой форме, присоединенная к другой информации в электронно-цифровой форме или логически связанная с ней, которая:".

Статья 7


Абзац 1 части 1 изложить в следующей редакции:

"1. Усиленной электронной подписью признается информация в электронно-цифровой форме, присоединенная к основному тексту документа в электронно-цифровой форме, которая:".

Статья 7


"1. Усиленной электронной подписью признается информация в электронно-цифровой форме, присоединенная к основному тексту документа в электронно-цифровой форме, которая:".

Определение усиленной электронной подписи, предусмотренное законопроектом, содержит ссылки на разные виды информации (информация в электронно-цифровой форме, которая присоединена к другой информации в электронно-цифровой форме), что затрудняет процесс восприятия текста данного определения и возникает необходимость идентификации нужной информации

9.

Статья 7


Пункт 1 части 7:

"1) не допускать использование принадлежащих им ключей подписи без их согласия, в частности, обеспечивать конфиденциальность ключа подписи;".

Статья 7


Пункт 1 части 7 изложить в следующей редакции:

"1) не допускать использование принадлежащих им ключей подписи без их письменного согласия, в частности, обеспечивать конфиденциальность ключа подписи;".

Статья 7


Пункт 1 части 7:

"1) не допускать использование принадлежащих им ключей подписи без их письменного согласия, в частности, обеспечивать конфиденциальность ключа подписи;".




Необходимо указать в какой форме выражается согласие для устранения возникновения спорных моментов по трактовке настоящего пункта.

10.

Статья 7


Пункт 2 части 7

"2) незамедлительно, но в любом случае в течение не более чем двадцати четырех часов уведомлять удостоверяющий центр и иных лиц, которым данное лицо направляло электронные документы, подписанные усиленной электронной подписью, о нарушении конфиденциальности ключа подписи;".

Статья 7


Пункт 2 части 7 изложить в следующей редакции:

"2) незамедлительно, но, в любом случае в срок, не превышающий двадцати четырех часов с момента обнаружения нарушения конфиденциальности ключа подписи, уведомлять удостоверяющий центр или других участников отношений о нарушении конфиденциальности ключа подписи;".

Статья 7


Пункт 2 части 7


"2) незамедлительно, но, в любом случае в срок, не превышающий двадцати четырех часов с момента обнаружения нарушения конфиденциальности ключа подписи, уведомлять удостоверяющий центр или других участников отношений о нарушении конфиденциальности ключа подписи;".

Удостоверяющий центр может отсутствовать при использовании усиленной электронной подписи. Кроме того, уведомлять только тех, кому уже были направлены документы, подписанные электронной подписью, недостаточно, т.к. это не исключает риск направления документов остальным участникам отношений. Поэтому о нарушении конфиденциальности ключа должны быть уведомлены все участники. При наличии удостоверяющего центра необходимость такого уведомления вытекает из его функций.

11.

Статья 8


Пункт 1 части 2


"1) показывать лицу, подписывающему информацию, под какой информацией он ставит усиленную электронную подпись;".

Статья 8


Пункт 1 части 2 изложить в следующей редакции:

"1) показывать лицу, формирующему усиленную электронную подпись, под каким электронным документом он ее ставит;".

Статья 8


Пункт 1 части 2


"1) показывать лицу, формирующему усиленную электронную подпись, под каким электронным документом он ее ставит;".

Для многих форматов электронных документов требуются специальные программные средства для отображения на экране содержащейся в них информации. В связи с этим предъявлять требование к средствам электронной подписи по воспроизведению всех форматов некорректно. Кроме того, это явно ориентировано на использование автономных (внешних) средств ЭЦП, в то время как в банковской сфере средства ЭЦП встраиваются непосредственно в банковское приложение и именно оно визуализирует пользователю электронный документ, а вовсе не средство ЭЦП. Терминология аналогична пунктам 1 и 2 части 3 этой же статьи Законопроекта.

12.

Статья 8


Пункт 2 части 2


"2) создавать усиленную электронную подпись лишь после подтверждения лицом, подписывающим информацию, операции по созданию усиленной электронной подписи;".

Статья 8


Пункт 2 части 2 изложить в следующей редакции:

"2) создавать усиленную электронную подпись лишь после подтверждения лицом, подписывающим электронный документ, операции по созданию усиленной электронной подписи;".

Статья 8


Пункт 2 части 2


"2) создавать усиленную электронную подпись лишь после подтверждения лицом, подписывающим электронный документ, операции по созданию усиленной электронной подписи;".



См. обоснование к пункту 11 Таблицы поправок.

13.

Статья 9


Пункт 4 части 2:

"4) обеспечивает получение заявителем средств электронной подписи, содержащих ключ подписи и ключ проверки подписи (в том числе созданные удостоверяющим центром) либо обеспечивающие возможность создания ключа подписи и ключа проверки подписи владельцем сертификата;".

Статья 9


Пункт 4 части 2 изложит в следующей редакции:

"4) обеспечивает получение заявителем средств электронной подписи, обеспечивающих возможность создания ключа подписи и ключа проверки подписи владельцем сертификата;".

Статья 9


Пункт 4 части 2:

"4) обеспечивает получение заявителем средств электронной подписи, обеспечивающих возможность создания ключа подписи и ключа проверки подписи владельцем сертификата;".



Предлагаемая редакция пункта 4 части 2 создает условия для возможности использования ключей подписи сотрудниками удостоверяющего центра, что в свою очередь может служить обоснованием опротестования документов подписантом.


14.

Статья 9


Пункт 2 части 3

"2) обеспечивать актуальность информации в реестре сертификатов и ее защиту от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;".

Статья 9


В пункте 2 части 3 слово "модифицирования" заменить словом "модификации".

Статья 9


Пункт 2 части 3

"2) обеспечивать актуальность информации в реестре сертификатов и ее защиту от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;".


15.

Статья 9


Первое предложение части 5

"5. Информация, включенная в реестр сертификатов, подлежит хранению в течение всего срока деятельности удостоверяющего центра."

Статья 9


Первое предложение части 5 дополнить словами: ", если более короткий срок не предусмотрен нормативными правовыми актами Российской Федерации или соглашением участников отношений.".

Статья 9


Первое предложение части 5

"5. Информация, включенная в реестр сертификатов, подлежит хранению в течение всего срока деятельности удостоверяющего центра, если более короткий срок не предусмотрен нормативными правовыми актами Российской Федерации или соглашением участников отношений.".

В корпоративных системах срок хранения документов, которыми обмениваются участники системы, обычно ограничен. Этим же сроком определяется срок предъявления претензий и возможности разбора спорных ситуаций. Хранить данные в удостоверяющем центре более этого срока (исходя из формулировки неограниченно долго) и тратить на это ресурсы очень затратно и не имеет практического смысла.

16.

Статья 9


Пункт 8 части 2:

"8) по просьбе заявителей и (или) владельцев сертификатов создает ключи подписи. В случае создания им ключей подписи удостоверяющий центр обеспечивает конфиденциальность таких ключей;".

Статья 9


Пункт 8 части 2 исключить.



Предлагаемая редакция пункта 8 части 2 создает высокие риски использования ключей подписи сотрудниками удостоверяющего центра, что в свою очередь может служить обоснованием опротестования документов подписантом.

17.

Статья 9


Предложение 2 абзаца 1 части 5:

"В случае прекращения деятельности удостоверяющего центра без перехода его функций другим лицам (структурным подразделениям), он должен заблаговременно, но не менее чем за один месяц до даты прекращения деятельности, уведомить об этом владельцев выданных им сертификатов ключа подписи, срок действия которых не истек..".

Статья 9


Предложение 2 абзаца 1 части 5 после слов: "до даты прекращения деятельности," дополнить словом: "письменно".

Статья 9


Предложение 2 абзаца 1 части 5:

"В случае прекращения деятельности удостоверяющего центра без перехода его функций другим лицам (структурным подразделениям), он должен заблаговременно, но не менее чем за один месяц до даты прекращения деятельности, письменно уведомить об этом владельцев выданных им сертификатов ключа подписи, срок действия которых не истек..".



Предлагается определить обязательный порядок хранения информации, включенной в реестр сертификатов, в случае прекращения деятельности удостоверяющего центра.

18

Статья 9


Предложение 3 абзаца 1 части 5:

"При этом после завершения деятельности удостоверяющего центра информация из реестра сертификатов должна быть уничтожена.".

Статья 9


Предложение 3 абзаца 1 части 5 изложить в следующей редакции:

"При этом, после завершения деятельности удостоверяющего центра информация из реестра сертификатов, подлежащая хранению, должна быть передана на хранение уполномоченному федеральному органу в установленном порядке.".

Статья 9


Предложение 3 абзаца 1 части 5:


"При этом, после завершения деятельности удостоверяющего центра информация из реестра сертификатов, подлежащая хранению, должна быть передана на хранение уполномоченному федеральному органу в установленном порядке.".



Предлагается определить обязательный порядок хранения информации, включенной в реестр сертификатов, в случае прекращения деятельности удостоверяющего центра.

19.

Статья 9


Новая часть

Статья 9


Дополнить частью 7 следующего содержания:

"7. Статус удостоверяющего центра, обеспечивающего функционирование корпоративной информационной системы, определяется ее владельцем или соглашением участников этой системы.".

Статья 9


Часть 7:

"7. Статус удостоверяющего центра, обеспечивающего функционирование корпоративной информационной системы, определяется ее владельцем или соглашением участников этой системы.".


20.

Статья 10


Часть 3

"3. Лицо, обратившееся в удостоверяющий центр за получением сертификата ключа подписи, вправе также получить копию сертификата ключа подписи на бумажном носителе, заверенную удостоверяющим центром."

Статья 10


В части 3 исключить слово "также"

Статья 10


Часть 3

3. Лицо, обратившееся в удостоверяющий центр за получением сертификата ключа подписи, вправе получить копию сертификата ключа подписи на бумажном носителе, заверенную удостоверяющим центром.

Во многих случаях в корпоративных системах, работающих по схеме "звезда", сертификат в электронном виде самому владельцу не нужен, между тем для его хранения нужна дополнительная память на носителе закрытого ключа, которой во многих случаях на уже широко применяемых носителях просто нет. Кроме того, требуется доработка ПО и перезаключение договоров с сотнями тысяч клиентов, общее количество владельцев ЭЦП у которых составляет миллионы.

21.

Статья 10


Часть 8

"8. Удостоверяющий центр обязан до внесения сведений об аннулировании в реестр сертификатов уведомить владельца сертификата ключа подписи об аннулировании сертификата ключа подписи с указанием оснований, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.".

Статья 10


Часть 8 после слов "Удостоверяющий центр обязан" дополнить словами "за 5 рабочих дней".

Статья 10


Часть 8:

"8. Удостоверяющий центр обязан за 5 рабочих дней до внесения сведений об аннулировании в реестр сертификатов уведомить владельца сертификата ключа подписи об аннулировании сертификата ключа подписи с указанием оснований, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.".

Поскольку срок уведомления владельца сертификата ключа подписи об аннулировании сертификата ключа подписи отсутствует, необходимо его предусмотреть в Законопроекте.

22.

Статья 11


Пункт 4 части 4:

"4) в иных случаях, предусмотренных соглашениями участников отношений, если иное не установлено законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.".

Статья 11


В пункте 4 части 4 слова "законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" заменить словами "федеральным законом или международным договором"

Статья 11


Пункт 4 части 4:

"4) в иных случаях, предусмотренных соглашениями участников отношений, если иное не установлено федеральным законом или международным договором.".


23.

Статья 13


Абзац 2 части 6:

"Уполномоченный федеральный орган вправе в течение всего срока аккредитации проводить проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, установленных частью 3 настоящей статьи.".

Статья 13


Абзац 2 части 6 дополнить словами ", в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля".".

Статья 13


Абзац 2 части 6:

"Уполномоченный федеральный орган вправе в течение всего срока аккредитации проводить проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, установленных частью 3 настоящей статьи, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля".".



Таблица
поправок к проекту федерального закона N 305604-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи"


NN п/п

Текст, к которому предлагается поправка

Содержание поправки

Новая редакция текста законопроекта с предлагаемыми поправками

Примечание

1.

Статья 2


Второй абзац:


"3. Документы, подписанные путем факсимильного воспроизведения подписи на бумажном носителе с помощью средств механического или иного копирования, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативным правовым актом или договором.".

Статья 2


Второй абзац изложить в следующей редакции:

"3. Документы, подписанные путем факсимильного воспроизведения подписи на бумажном носителе с помощью средств механического или иного копирования, а также документы, подписанные электронной подписью посредством электронной или иной связи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативным правовым актом или договором.".

Статья 2


Второй абзац:


"3. Документы, подписанные путем факсимильного воспроизведения подписи на бумажном носителе с помощью средств механического или иного копирования, а также документы, подписанные электронной подписью посредством электронной или иной связи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативным правовым актом или договором.".


2.

Статья 2


Третий абзац

"Сделка, совершенная путем составления электронного документа, подписанного электронной подписью, признается совершенной в письменной форме, в случаях если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о совершении сделки в форме документа на бумажном носителе.".

Статья 2


Третий абзац после слов "электронной подписью" дополнить словами "или иным аналогом собственноручной подписи,".

Статья 2


Третий абзац

"Сделка, совершенная путем составления электронного документа, подписанного электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается совершенной в письменной форме, в случаях если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о совершении сделки в форме документа на бумажном носителе.".

На основании статьи 1 Законопроекта, вносящей изменения в пункт 2 статьи 160 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, при совершении сделок, совершенных путем составления электронного документа, допускается возможность использования только электронной подписи, аналог собственноручной подписи исключается из Гражданского кодекса РФ. В настоящее время, в соответствии с Условиями обслуживания банковских карт во многих банках (в том числе Сбербанк России), ПИН-код держателя банковской карты является аналогом его собственноручной подписи. При этом, ПИН-код по своим признакам не позволяет позиционировать его в качестве усиленной цифровой подписи (служит только подтверждением совершения операции держателем карты, не обеспечивая неизменность самой транзакции), а позиционирование в качестве простой электронной подписи не дает никаких гарантий по безопасности (только указывает на подписавшее лицо без однозначной связи с ним). Таким образом, принятие Законопроекта в представленной редакции создаст правовую неопределенность статуса ПИН-кода. Аналогичные проблемы возникают также при использовании вместо ПИН-кода биометрических данных владельца карты, что прорабатывается в рамках проектов социальных карт.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Статья 2" следует читать "Статья 1"



Письмо Ассоциации российских банков от 5 марта 2010 г. N А-01/1Е-168


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.