Письмо Ассоциации российских банков от 2 марта 2010 г. N А-01/5-155 "О порядке определения критериев сопоставимости долговых обязательств"

Письмо Ассоциации российских банков от 2 марта 2010 г. N А-01/5-155
"О порядке определения критериев сопоставимости долговых обязательств"


Обращение Ассоциации российских банков обусловлено возникающими у кредитных организаций вопросами о порядке определения критериев сопоставимости долговых обязательств в виде срочных вкладов физических лиц (далее - вклады) в целях исчисления налога на прибыль.

На основании пункта 1 статьи 269 НК РФ проценты по долговым обязательствам любого вида относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

В последние годы в банковской практике получили распространение такие виды вкладов, которые, даже при обеспечении их сопоставимости по валютам, срокам, объемам, категориям, являются несопоставимыми по иным основаниям, и именно эти иные основания оказывают существенное влияние на уровень процентных ставок.

Например, банки привлекают денежные средства физических лиц во вклады на условиях частичного изъятия определенной суммы вклада при условии установления значительно более низкой процентной ставки, чем процентная ставка по вкладам, привлекаемым в той же валюте, на тот же срок, в том же объеме, но без возможности частичного изъятия установленной в договоре суммы вклада.

Кроме того, банки предлагают заключать договоры банковского вклада, предусматривающие авансовую выплату процентов в день открытия вклада, предлагают размещать денежные средства во вклады на условиях сохранения размера процентной ставки по срочному вкладу при досрочном расторжении договора. В таких договорах процентная ставка составляет более низкий размер, отклоняющийся более чем на 20%, чем по обычным срочным вкладам, привлекаемым банками на аналогичные сроки, в аналогичных суммах и в той же валюте.

Таким образом, учитывая буквальное толкование вышеуказанных норм статьи 269 НК РФ, проценты по вкладам, привлекаемым банками на более гибких условиях в целях удовлетворения потребностей клиентов, не могут быть отнесены к расходам.

В целях минимизации налоговых рисков банки вынуждены либо искусственно ограничивать диапазон ставок по вкладам с различными условиями, переплачивая за нестабильные ресурсы, либо недоплачивать за более привлекательные ресурсы, либо ограничиться несколькими типами вкладов, не предоставляя возможности клиентам размещать денежные средства во вклады на иных более выгодных условиях.

В результате указанные ограничения приводят к уменьшению размера пассивов и, как следствие, к снижению объемов кредитования, что негативно отражается на экономике в целом.

Данные проблемы могут быть решены при введении дополнительных критериев сопоставимости, исходя из условий договора, например:

- срочные вклады физических лиц с возможностью их пополнения;

- срочные вклады физических лиц с выплатой процентов авансом в день размещения вклада;

- срочные вклады физических лиц с сохранением размера процентов в случае досрочного изъятия вкладов;

- срочные вклады физических лиц с правом на досрочное изъятие части вклада.

В Письме Минфина России от 19.10.2009 N 03-03-06/1/673 разъяснено, что при определении среднего уровня процентов налогоплательщик принимает в расчет все долговые обязательства, полученные налогоплательщиком в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. При этом порядок определения сопоставимости по критериям (за исключением критерия по валюте) определяется в учетной политике налогоплательщика, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота. Сумма фактически начисленных процентов сравнивается со средним уровнем процентов, исчисленных с учетом вышеуказанного.

Принимая во внимание данные разъяснения, просим высказать официальную позицию Минфина России по вопросу о правомерности применения банками вышеуказанных дополнительных критериев сопоставимости долговых обязательств для срочных вкладов физических лиц, размещенных в той же валюте и на те же сроки, в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 2 марта 2010 г. N А-01/5-155 "О порядке определения критериев сопоставимости долговых обязательств"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.