Письмо Ассоциации российских банков от 29 марта 2010 г. N А-01/5-227 О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Письмо Ассоциации российских банков от 29 марта 2010 г. N А-01/5-227


Обращение Ассоциации российских банков обусловлено проблемами, возникающими в деятельности кредитных организаций, в связи с требованиями о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), предусмотренными Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).

Следует отметить, что осуществление кассовых операций в кредитных организациях сопровождается оформлением расчетно-кассовых документов, содержащих все необходимые реквизиты, отражением операций по балансовым счетам, ежедневным закрытием баланса с применением новейших программно-технических средств. Используемые кредитными организациями программные средства имеют возможность накапливать и архивировать информацию по проведенным операциям и обеспечены необходимыми мерами безопасности доступа и проверки пользователя.

При этих обстоятельствах выполнение кредитными организациями требований Закона N 54-ФЗ влечет нецелесообразное дублирование в регистрации и учете кассовых операций и неоправданный рост затрат рабочего времени и денежных средств на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ. Это, в свою очередь, приводит к росту себестоимости банковских услуг, замедлению развития системы безналичных расчетов населения, негативно сказывается на доступности банковских услуг, как для физических, так и юридических лиц.

В этой связи Ассоциация российских банков разработала текст проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Указанный законопроект неоднократно обсуждался на заседаниях в Минфине России и был поддержан Банком России.

9 ноября 2005 г. депутатами Государственной Думы Российской Федерации М.И. Аушевым, В.М. Зубовым, П.А. Медведевым, А.Н. Хайруллиным был внесен в порядке законодательной инициативы проект федерального закона N 234399-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Законопроект N 234399-4).

26 января 2006 г. Законопроект N 234399-4 был рассмотрен Советом Государственной Думы Российской Федерации и ответственным комитетом назначен Комитет Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам. Законопроект N 234399-4 поддержан официальным отзывом Правительства Российской Федерации. На основании решения Совета Государственной Думы Российской Федерации от 06.03.2008 комитетом-соисполнителем назначен Комитет Государственной Думы Российской Федерации по финансовому рынку.

Однако к настоящему времени Законопроект N 234399-4 не рассмотрен Государственной Думой Российской Федерации даже в первом чтении.

При этом особое опасение вызывает факт внесения на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации проекта федерального закона N 343088-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций" (далее - Законопроект N 343088-5).

Законопроектом N 343088-5 предусмотрено возложение на налоговые органы контрольно-надзорных функций в области применения кредитными организациями ККТ.

Следует отметить, что возложение на налоговые органы дополнительных функций по проверке соблюдения всеми кредитными организациями требований Закона N 54-ФЗ повлечет значительное увеличение нагрузки на сотрудников ФНС России, очевидно потребует увеличения штата соответствующих сотрудников и, как следствие, повлечет дополнительные расходы из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Российской Федерации, принятого на основании Постановления Государственной Думой Российской Федерации от 22.01.1998 N 2134-II ГД (далее - Регламент Госдумы), при внесении законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должно быть, в частности, представлено финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат).

Тем не менее, в финансово-экономическом обосновании Законопроекта N 343088-5 указано, что он "не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета".

Таким образом, финансово-экономическое обоснование Законопроекта N 343088-5 не соответствует Регламенту Госдумы. Как показывает практика, проекты федеральных законов, принятие которых требует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, отклоняются Государственной Думой Российской Федерации при отсутствии соответствующих указаний в финансово-экономическом обосновании таких законопроектов.

Так, 23.11.2005 Государственной Думой Российской Федерации было принято постановление N 2430-IV ГД об отклонении и снятии с дальнейшего рассмотрения проекта федерального закона N 16674-4 "О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающего исключение административной ответственности за невыполнение кредитными организациями обязанности по осуществлению контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций. Причиной для отклонения этого законопроекта, как указано в заключении Комитета Государственной Думы Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, явилось то, что исключение обязанности кредитных организаций проверять соблюдение предприятиями кассовой дисциплины и возложение указанной функции на налоговые органы "потребуют увеличения штата соответствующих сотрудников и дополнительных расходов из федерального бюджета".

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание нецелесообразность возложения на кредитные организации обязанности по применению ККТ при осуществлении ими банковских операций и сделок, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, и необходимость в этой связи исключения кредитных организаций из сферы действия Закона N 54-ФЗ, Ассоциация российских банков просит Вас поддержать позицию банковского сообщества при подготовке Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации соответствующего заключения по Законопроекту N 343088-5.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 29 марта 2010 г. N А-01/5-227


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.