Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2010 г. N А-02/1Е-291 О предложении признать утратившим силу Указание Банка России от 20 июня 2007 г. N 1842-У и внести изменения в некоторые нормативные акты Банка России

Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2010 г. N А-02/1Е-291


Обращение Ассоциации российских банков обусловлено необходимостью приведения нормативных актов Банка России в соответствие с Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) и от 03.06.2009 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 121-ФЗ).

В первую очередь с учетом требований Закона N 103-ФЗ и Закона N 121-ФЗ считаем необходимым решить вопрос о признании утратившим силу Указания Банка России от 20 июня 2007 г. N 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями".

Также просим Вас рассмотреть разработанные Ассоциацией совместно с банками - членами АРБ предложения о внесении соответствующих изменений в нормативные акты Банка России.

1. Предложения, предусматривающие открытие отдельных банковских счетов для операторов по приему платежей и для платежных субагентов.

1.1. В Положении Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 302-П) предлагаем скорректировать название балансового счета N 40821, изложив его в следующей редакции: "Оператор по приему платежей, платежный субагент, банковский платежный агент" в целях устранения возникающих разночтений при применении требований частей 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ.

1.2. Необходимо издать новое Положение Банка России "О порядке осуществления расчетов платежными агентами, осуществляемых через кредитные организации" (далее - Положение), в котором (равно как в Положении N 302-П и в Положении Банка России от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 318-П)) необходимо указать, что наличные денежные средства, полученные платежными субагентами при приеме платежей физических лиц, зачисляются в полном объеме на отдельный банковский счет (счета) платежных субагентов и операторов по приему платежей (в случае приема ими наличных платежей).

Также считаем необходимым внести изменения в режим счета N 40821, предусмотрев, что средства с данного счета должны перечисляться исключительно в безналичной форме.

Это предложение обусловлено нормой части 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ.

1.3. В Положение, а также в Положение N 302-П необходимо включить нормы, обязывающие оператора по приему платежей использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов с платежными агентами и поставщиками услуг.

Платежные агенты должны использовать для расчетов с оператором по приему платежей только специальный банковский счет.

Денежные средства, поступившие от платежных субагентов для расчетов по принятым платежам должны зачисляться на отдельный банковский счет (счета) оператора по приему платежей.

Оператор по приему платежей должен использовать для расчетов с поставщиком услуг только специальный банковский счет.

Это предложение обусловлено нормой части 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, предусматривающей целевое назначение отдельного банковского счета (счетов).

1.4. В Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" необходимо установить, что для открытия отдельного банковского счета платежные агенты наряду с другими документами предоставляют договоры с поставщиками услуг или операторами по приему платежей, копию уведомления о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (для операторов по приему платежей), а также другие документы, вытекающие из специфики видов используемых агентских договоров.

Данное изменение предлагается во исполнение части 5 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, предписывающей оператору по приему платежей осуществлять прием платежей только после постановки его на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, а также части 11 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, запрещающей платежному агенту осуществлять деятельность по приему платежей физических лиц без заключения с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

1.5. В Положении и в Положении N 302-П необходимо предусмотреть норму, согласно которой средства, служащие предметом обеспечения операций платежных агентов, перечисляются с банковских счетов платежных агентов на банковские счета операторов по приему платежей или поставщиков, но не через отдельные банковские счета.

В части 4 статьи 4 Закона N 103-ФЗ указана необходимость обеспечения исполнения обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов. Вместе с тем, части 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ предписывают использование отдельного банковского счета только для осуществления расчетов платежного агента. Обеспечение исполнения обязательств, осуществляемое за счет платежного агента, связано с его собственной хозяйственной деятельностью и его ответственностью за исполнение обязательств, т.е. не должно снижать объем денежных средств, поступивших от населения при приеме платежей.

1.6. В Положение Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" необходимо включить норму, предписывающую в назначении платежа указывать "Перечисление денежных средств, полученных от населения оператору по приему платежей по договору N __ от "__"_________ 20___года" или "перечисление денежных средств, полученных от населения (платежных субагентов) в оплату услуг".

Эта норма будет содействовать осуществлению содержательного анализа состава операций клиента и анализа денежных потоков.

2. Предложения, предусматривающие внесение изменений в порядок совершения операций с денежными средствами в наличной форме.

2.1. В Положении N 318-П следует указать, что в объявлении на взнос наличными вносится символ "денежные средства населения, полученные при приеме платежей", что позволит определить суммы, подлежащие зачислению на отдельный банковский счет платежного агента, а также корректно вести отчетность по кассовым операциям.

2.2. Полагаем необходимым внести изменение в Указание Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" в части формулировки значения символа 3 отчетности по кассовым операциям и порядка его расчета.

Данное изменение направлено на составление корректной отчетности, контроль за соблюдением кассовой дисциплины, а также на приведение отчетности в соответствие с экономическим содержанием операций.

2.3. Поскольку Закон N 103-ФЗ определяет отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, предлагаем скорректировать название символа N 100 и как вариант рассмотреть следующую формулировку "Поступление от физических лиц платежному агенту".

2.4. В Положении N 318-П следует предусмотреть, что наличные денежные средства, полученные от приема платежей, вносятся платежными агентами в банк вместе с другими наличными средствами и зачисляются на отдельный банковский счет в соответствии с объявлением на взнос наличными.

Это облегчит процедуры сдачи наличных денежных средств в кредитную организацию.

2.5. Необходимо принять совместный нормативный правовой акт Банка России и Минфина России, а также внести изменения в Положение N 318-П, Положение Банка России от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации", Письмо Банка России от 04.10.1993 N 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" в части порядка совершения юридическими лицами операций с денежными средствами в наличной форме. Данные меры необходимы для отражения специфики деятельности по приему платежей при учете и контроле за проведением операций, выполнения законодательных требований о сдаче всех принятых наличных денежных средств в кредитную организацию. В частности необходимо:

2.5.1. Внести изменения в расчет лимита кассы; порядок ведения кассовой книги и реестра операций; учет и отражение в отчетных формах юридических лиц наличных денежных средств, уже принятых от населения, но не находящихся в кассе (например, находящихся в терминалах), порядок отражения в учетных формах их движения (инкассации) и зачисления на счет; порядок зачисления денежных средств на банковские счета без привлечения подразделений инкассации.

2.5.2. Внести изменения в порядок отражения в кассовой книге операций с наличными средствами при их сдаче с привлечением подразделений инкассации без централизованного пересчета в кассе юридического лица, в том числе: к банковским счетам в различных кредитных организациях, в случае сдачи денежных средств в наличной форме подразделениями юридического лица или из терминалов (при отсутствии обособленных подразделений).

2.5.3. Внести в рекомендации по проверке соблюдения кассовой дисциплины положение о проверке полноты сдачи наличных средств, принятых от физических лиц в оплату услуг (сравнение данных кассовой книги и сумм, направленных на оплату услуг с отдельных банковских счетов) с учетом остатков в терминалах.

3. Предложения, предусматривающие внесение изменений в правила заполнения расчетных документов.

3.1. Необходимо предоставить право не заполнять поля для информации о плательщике в расчетных документах банка получателя и банка-посредника при осуществлении перевода без открытия банковского счета или с банковского счета на сумму, не превышающую 15 тысяч рублей.

3.2. При осуществлении перевода средств по поручению физического лица без открытия счета кредитная организация, осуществляющая перевод, может направлять в банк получателя платежное поручение на общую сумму переводов при наличии соответствующего соглашения с банком получателя и реестр платежей, составленный на основании заявлений плательщиков. Реестр должен содержать информацию, необходимую для зачисления денежных средств на счета получателей.

В том случае, если целью перевода является выдача наличных денег получателю, реестр в обязательном порядке должен содержать сведения, позволяющие установить физическое лицо - получателя средств. Форма и состав реквизитов реестра до настоящего времени определяются соглашением между банками.

С учетом изложенного просим Вас рассмотреть предложения банковского сообщества о внесении указанных изменений в нормативные акты Банка России, учитывающих требования Закона N 103-ФЗ и Закона N 121-ФЗ.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2010 г. N А-02/1Е-291


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение