Письмо Ассоциации российских банков от 30 марта 2010 г. N А-01/5-233
3 марта 2010 г. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации большинством голосов отклонил принятый 17 февраля 2010 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" (далее - Законопроект), предложив Государственной Думе ФС РФ создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
Законопроект направлен на урегулирование взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления деятельности по приему платежей за оказанные услуги связи от пользователя услуг связи. В этой связи Законопроектом предлагается внести в статью 54 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) изменение, в соответствии с которым операторы связи, которым в соответствии с указанным Федеральным законом вносится оплата за услуги связи, а также привлекаемые ими операторы связи и иные лица вправе осуществлять расчеты с пользователями услуг связи и взимать оплату за услуги связи при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, или банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Однако указанные изменения противоречат целому ряду специальных правовых норм о приеме платежей физических лиц, а также содержат ряд серьезных концептуальных недостатков, вследствие чего принятие названных изменений повлечет значительные негативные последствия в сфере правового регулирования приема платежей.
1. С 1 января 2010 г. вступили в силу Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) и Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 121-ФЗ).
Именно данные законодательные акты комплексно и специально регулируют отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом (банковским платежным агентом) от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров, работ, услуг. Полагаем крайне нецелесообразным и противоречащим концепциям Закона N 103-ФЗ и Закона N 121-ФЗ включение в иные федеральные законы (в том числе в Закон о связи) норм, изменяющих уже урегулированные модели приема платежей физических лиц.
2. Законом N 103-ФЗ предусмотрено, что в приеме платежей вправе участвовать исключительно поставщик услуг, оператор по приему платежей (он же платежный агент) и платежный субагент.
Данный состав субъектов, имеющих право осуществлять прием платежей, дополнен Законопроектом "привлекаемыми" операторами связи и "иными" (то есть любыми другими) лицами. Однако обязанности указанных в Законопроекте "привлекаемых операторов связи и иных лиц" не определены, в частности к ним не предъявляются требования о наличии статуса оператора по приему платежей. В этой связи можно предположить, что указанные лица освобождены от обязанностей, возложенных статьей 4 Закона N 103-ФЗ на операторов по приему платежей, в числе которых обязанности:
- встать на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о ПОД/ФТ), и согласовать правила внутреннего контроля в указанном порядке;
- проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с Законом о ПОД/ФТ;
- использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
3. Согласно Закону N 103-ФЗ федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, должен осуществляться контроль за деятельностью операторов по приему платежей. В свою очередь Законопроект вообще никак не регулирует вопрос о том, кто должен осуществлять контроль за деятельностью "привлекаемых операторов связи и иных лиц".
4. Законопроект не устанавливает, в какой форме (наличной или безналичной) осуществляются расчеты "привлекаемых операторов связи и иных лиц" с пользователями услуг связи.
5. Необходимо отметить предусмотренную Законом N 103-ФЗ обязанность платежного агента совершать расчеты непосредственно с поставщиком услуг, а не с привлекаемым поставщиком (оператором связи) "иным лицом".
6. Следует также обратить внимание, что используемый в Законопроекте термин "привлекаемые" неизбежно породит многообразие правовых форм такого "привлечения" (например, по договору подряда) и исключит возможность контроля за деятельностью по приему платежей.
7. Законопроектом используется термин "при участии платежных агентов", из которого не ясно, не может ли такое участие включать и перевод денег на счет "привлекаемого" лица, что также приведет к многообразию правовых форм такого "участия".
Сказанное позволяет сделать вывод о недопустимости принятия Законопроекта как противоречащего Закону N 103-ФЗ и Закону N 121-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая необходимость сохранения стабильности правового регулирования деятельности, связанной с приемом платежей физических лиц, особенно с учетом незначительного времени с момента вступления в силу Закона N 103-ФЗ и Закона N 121-ФЗ просим учесть точку зрения банковского сообщества при формировании Вашей позиции по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи".
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 30 марта 2010 г. N А-01/5-233
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)