Письмо Ассоциации российских банков от 20 мая 2010 г. N А-01/5-343 О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи"

Письмо Ассоциации российских банков от 20 мая 2010 г. N А-01/5-343


Обращаемся к Вам в связи с принятием 17 февраля 2010 г. Государственной Думой ФС РФ в третьем чтении проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" (далее - Законопроект).

3 марта 2010 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Законопроект был отклонен.

Для преодоления возникших между Государственной Думой ФС РФ и Советом Федерации ФС РФ разногласий по Законопроекту была создана согласительная комиссия, в рамках которой не удалось сформулировать приемлемую редакцию Законопроекта.

19 мая 2010 года Законопроект был повторно одобрен Государственной Думой ФС РФ в ранее принятой редакции, не учитывающей позицию Совета Федерации ФС РФ.

В своей первоначальной редакции Законопроект предусматривал включение в статью 54 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) о порядке расчетов за услуги связи отсылочной нормы к законодательству о приеме платежей физических лиц. Однако во втором чтении в Законопроект были включены несколько дополнений, в соответствии с которыми операторы связи, которым в соответствии с указанным Федеральным законом вносится оплата за услуги связи, а также привлекаемые ими операторы связи и иные лица вправе осуществлять расчеты с пользователями услуг связи и взимать оплату за услуги связи при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, или банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В такой редакции, повторно одобренной Государственной Думой ФС РФ, указанные изменения противоречат целому ряду специальных правовых норм о приеме платежей физических лиц, а также содержат ряд серьезных концептуальных недостатков, вследствие чего принятие названных изменений повлечет значительные негативные последствия в сфере правового регулирования приема платежей.

1. С 1 января 2010 г. вступили в силу Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) и Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 121-ФЗ).

Именно данные законодательные акты комплексно и специально регулируют отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом (банковским платежным агентом) от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров, работ, услуг. Полагаем крайне нецелесообразным и противоречащим концепциям Закона N 103-ФЗ и Закона N 121-ФЗ включение в иные федеральные законы (в том числе в Закон о связи) норм, изменяющих уже урегулированные модели приема платежей физических лиц без внесения соответствующих изменений в Закон N 103-ФЗ и Закон N 121-ФЗ.

2. Законом N 103-ФЗ предусмотрено, что в приеме платежей вправе участвовать исключительно поставщик услуг, оператор по приему платежей (он же платежный агент) и платежный субагент.

Данный состав субъектов, имеющих право осуществлять прием платежей, дополнен Законопроектом "привлекаемыми" операторами связи и "иными" (то есть любыми другими) лицами. Однако обязанности указанных в Законопроекте "привлекаемых операторов связи и иных лиц" не определены, в частности к ним не предъявляются требования о наличии статуса оператора по приему платежей. В этой связи указанные лица оказываются необоснованно освобождены от обязанностей, возложенных статьей 4 Закона N 103-ФЗ на операторов по приему платежей, в числе которых обязанности:

- встать на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о ПОД/ФТ), и согласовать правила внутреннего контроля в указанном порядке;

- проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с Законом о ПОД/ФТ;

- использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

3. Согласно Закону N 103-ФЗ федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, должен осуществляться контроль за деятельностью операторов по приему платежей. В свою очередь Законопроект вообще никак не регулирует вопрос о том, кто должен осуществлять контроль за деятельностью привлекаемых операторами связи "иных лиц".

4. Законопроект не устанавливает, в какой форме (наличной или безналичной) осуществляются расчеты "привлекаемых операторов связи и иных лиц" с пользователями услуг связи.

5. Законом N 103-ФЗ предусмотрена обязанность платежного агента совершать расчеты непосредственно с поставщиком услуг, а не с привлекаемым поставщиком (оператором связи) "иным лицом".

6. Используемый в Законопроекте термин "привлекаемые" не позволяет определить форму такого "привлечения", а значит допускает использование любых правовых форм (например, по договору подряда) и исключает возможность контроля за деятельностью по приему платежей за услуги связи.

7. Законопроект предусматривает осуществление расчетов с пользователями услуг связи "при участии платежных агентов", то время как Закон N 103-ФЗ и Закон N 121-ФЗ предусматривают осуществление платежным агентами исключительно приема платежей от плательщиков и их передачу оказателям услуг. Использование неюридического оборота "при участии" также создает правовую неопределенность правовых форм такого "участия".

Сказанное позволяет сделать вывод о недопустимости принятия Законопроекта в редакции, одобренной Государственной Думой ФС РФ.

Вступление Законопроекта в силу в принятой редакции неизбежно приведет к дестабилизации существующей системы приема платежей, что создаст повышенные риски нарушения прав граждан - плательщиков.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание необходимость сохранения стабильности правового регулирования деятельности, связанной с приемом платежей физических лиц, особенно с учетом незначительного времени с момента вступления в силу Закона N 103-ФЗ и Закона N 121-ФЗ просим Вас рекомендовать Президенту РФ отклонить федеральный закон "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи".


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 20 мая 2010 г. N А-01/5-343


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение