Письмо Ассоциации российских банков от 30 апреля 2010 г. N А-01/5-310 О предложениях по доработке проекта концепции федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты"

Письмо Ассоциации российских банков от 30 апреля 2010 г. N А-01/5-310


В соответствии с пунктом 1 протокола совещания по проекту концепции федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты" (далее - Концепция), состоявшегося 8 апреля 2010 года в Департаменте регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации, Ассоциация российских банков направляет Вам разработанные банками - участниками указанного совещания предложения по доработке Концепции по процедуре контроля со стороны государственных органов Российской Федерации за проведением валютных операций при трансферации экспортных аккредитивов и по договорам факторинга с участием российских уполномоченных банков в случае принятия предлагаемых изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (предложения АРБ прилагаются).

Ассоциация российских банков надеется, что предложения банковского сообщества будут учтены Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации при доработке Концепции.

Приложение: на 3 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Предложения
Ассоциации российских банков по доработке проекта концепции федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты"


Ассоциация российских банков с участием банков - членов АРБ подготовила предложения по процедуре контроля со стороны государственных органов Российской Федерации за проведением валютных операций при трансферации экспортных аккредитивов и по договорам факторинга с участием российских уполномоченных банков в случае принятия предлагаемых проектом Концепции федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты" (далее - Концепция) изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

1. По вопросу предлагаемых Концепцией изменений и дополнений в статьи Закон N 173-ФЗ в части контроля со стороны органов государственной власти за проведением валютных операций.

Проведенный анализ системы контроля, установленной действующим валютным законодательством, подтверждает, что отработанный на протяжении нескольких десятилетий алгоритм контроля в полной мере позволяет обеспечить "прозрачность" валютных операций, проводимых резидентами Российской Федерации - участниками внешне-экономической деятельности и российскими уполномоченными банками.

В связи с этим полагаем возможным использовать механизм контроля, который достаточно подробно регламентирован на сегодняшний день законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и подтвердивший свою эффективность на практике.

Для установления действенного контроля за осуществлением валютных операций между резидентом РФ - экспортером и уполномоченным банком при заключении между ними договора финансовой уступки прав требования по внешнеторговому договору (контракту) предлагаем использовать отчетность по формам 0409664 и 0409665, формируемую уполномоченными банками в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России (Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации").

В указанных целях перечень валютных операций, приведенный в Приложении 2 к Инструкции N 117-И, можно дополнить следующим видом валютной операции: "переводы со счета уполномоченного банка на счет резидента денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями заключенного между уполномоченным банком и резидентом договора финансирования под уступку денежного требования, вытекающего из внешнеторгового договора, связанного с передачей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, нерезиденту" с установлением соответствующего кода вида валютной операции.

Что касается контроля за получением уполномоченным банком от нерезидента денежных средств, причитающихся за поставленные резидентами на экспорт товары, выполненные работы, оказанные услуги, предоставленные результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них, в соответствии с заключенным между уполномоченным банком и резидентом-экспортером договором финансирования под уступку денежного требования, целесообразно:

- установить перечень критериев*, которым должны удовлетворять уполномоченные банки, имеющие право проводить операции в рамках заключаемых с резидентами РФ договоров финансирования под уступку денежного требования;

- установить критерии, которым должен удовлетворять банк нерезидента РФ, находящийся за пределами Российской Федерации (например, по показателю оценки степени долгосрочной кредитоспособности, присвоенному ему рейтинговой компанией "Moody's" или рейтинговой компанией "Standard & Poor's"/"FITCH Ratings"; включение банка в категорию крупнейших по величине активов по данным справочника "Бэнкерс альманах" и др.).

- ввести дополнительную форму отчетности по валютному контролю для уполномоченных банков, представляемую в Банк России, которая будет содержать сведения о требованиях уполномоченного банка к нерезиденту в рамках заключенного между уполномоченным банком и резидентом договора финансирования под уступку денежного требования, вытекающего из внешнеторгового договора, связанного с передачей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, нерезиденту (в разрезе клиентов-резидентов; реквизитов контрактов; сумм денежных средств, выплаченных клиенту; сроков возникновения и погашения дебиторской задолженности и др.).

2. По вопросу предлагаемых концепцией изменений и дополнений в Закон N 173-ФЗ в части проведения валютных операций при трансферации экспортных аккредитивов и по договорам факторинга с участием российских уполномоченных банков.

Схема трансферации аккредитива, открытого иностранным банком по поручению иностранного импортера в пользу российского экспортера, предполагает обязательное наличие между первым бенефициаром (экспортером) и вторым бенефициаром (грузоотправителем) договора комиссии или агентского договора.

Вся сумма денежных средств (экспортной выручки), получаемая от нерезидента РФ в соответствии с условиями внешнеторгового договора, зачисляется на корреспондентский счет уполномоченного банка, который является переводящим банком по аккредитиву, и со счета указанного банка перечисляется в соответствующих суммах, предусмотренных условиями переводного аккредитива, напрямую на счет резидента РФ - экспортера и на счет резидента, выступающего в качестве внешнеторгового посредника.

В данном случае предлагаем также использовать представляемую в Банк России уполномоченным банком отчетность о валютных операциях по формам 0409664 и 0409665: перечень валютных операций, приведенный в Приложении 2 к Инструкции N 117-И, дополнить следующим видом операции:

- "зачисление на счет резидента-посредника в уполномоченном банке денежных средств, поступивших от нерезидента по трансферабельному аккредитиву, открытому для осуществления расчетов за экспортируемые резидентом товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, нерезиденту" с установлением соответствующего кода вида валютной операции;

- "переводы между уполномоченным банком и резидентом-комитентом, принципалом денежных средств, поступивших от нерезидента по трансферабельному аккредитиву, открытому для осуществления расчетов за переданные резидентом товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, нерезиденту" с установлением соответствующего кода валютной операции.


------------------------------

* По аналогии с перечнем критериев (требований), установленным п. 4 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ



Письмо Ассоциации российских банков от 30 апреля 2010 г. N А-01/5-310


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение