Письмо Ассоциации российских банков от 8 июня 2010 г. N А-02/5-416 "О проектах Указаний Банка России, направленных на упорядочение применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники при совершении банковских операций"

Письмо Ассоциации российских банков от 8 июня 2010 г. N А-02/5-416
"О проектах Указаний Банка России, направленных на упорядочение применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники при совершении банковских операций"


Ассоциация российских банков выражает благодарность за предоставленную возможность принять участие в обсуждении проектов указаний Банка России "О порядке применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых к ней программных продуктов", "О контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых к ней программных продуктов" и "О порядке совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники" (далее - проекты Указаний), направленных на упорядочивание применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники при совершении банковских операций. 

Вместе с тем, проекты Указаний содержат ряд существенных недостатков и нуждаются в тщательной концептуальной доработке. В этой связи специалистами Ассоциации российских банков подготовлено соответствующее заключение на проекты Указаний (прилагается). При этом Ассоциация российских банков считает необходимым участие представителей банковского сообщества в работе над проектами Указаний и выражает полную готовность принять участие в работе над указанными проектами.

Ассоциация российских банков надеется, что мнение банковского сообщества будет учтено Банком России при доработке проектов Указаний. Ассоциация российских банков также уверена в плодотворном сотрудничестве с Банком России по вопросам совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность.

Приложение на 9 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Заключение
Ассоциации российских банков по проектам указания Банка России "О порядке применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов", указания Банка России "О порядке совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники" и указания Банка России "О контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах"


Специалисты Ассоциации российских банков проанализировали проекты указания Банка России "О порядке применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов" (далее - Указание 1), указания Банка России "О порядке совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники" (далее - Указание 2) и указания Банка России "О контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах" (далее - Указание 3) (вместе именуются проекты Указаний), направленные на установление порядка применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и используемых в ней программных продуктов, и сообщают следующее.

При разработке порядка применения ККТ кредитными организациями следует учитывать, что осуществление кассовых операций в кредитных организациях в настоящее время сопровождается оформлением расчетно-кассовых документов, содержащих все необходимые реквизиты для осуществления контроля, отражением операций по балансовым счетам, а также ежедневным закрытием баланса с применением новейших программно-технических средств. Используемые кредитными организациями программные средства имеют возможность накапливать и архивировать информацию по проведенным операциям и обеспечены необходимыми мерами безопасности доступа и проверки пользователя.

При этих обстоятельствах дополнительное выполнение кредитными организациями общих требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) без учета специфики их деятельности влечет нецелесообразное дублирование в регистрации и учете кассовых операций и неоправданный рост затрат рабочего времени и денежных средств на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ. Это в свою очередь приводит к росту себестоимости банковских услуг, замедлению развития системы безналичных расчетов населения и негативно сказывается на доступности банковских услуг, как для физических, так и юридических лиц.

Основополагающими принципами правового регулирования рассматриваемых отношений со стороны Банка России должны, по нашему мнению, являться следующие:

1) Подзаконными актами не должны устанавливаться требования, прямо не предусмотренные Закона # N 54-ФЗ, а предусмотренные требования не должны толковаться расширительно;

2) Должна обеспечиваться идентичность правового регулирования аналогичных правоотношений независимо от вида субъектов, являющихся их сторонами, т.е. правовой режим совершения операций, например, при использовании терминалов банками не должен отличаться от режима совершения аналогичных операций небанковскими платежными агентами.

3) Введение новых требований, по сути дублирующих уже действующие на основании актов Банка России, должно сопровождаться исключением ранее действовавших требований во избежание удвоения затрат кредитных организаций на организацию учета совершаемых операций.

С учетом изложенного полагаем, что некоторые положения проектов Указаний нуждаются в доработке.

1. Предлагаемая редакция п. 1 Указания 1 устанавливает применение ККТ при совершении кассовых операций в случае осуществления наличных денежных расчетов при банковских операциях и других сделках. Из статьи 1 Закона N 54-ФЗ следует, что ККТ используется при осуществлении "наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием банковских карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг". Соответственно, безналичные расчеты, осуществляемые через кредитные организации, по определению не требуют использования ККТ. Данное утверждение справедливо для всех видов расчетов, осуществляемых физическими лицами при привлечении кредитных организаций на основании норм п. 1 ст. 140 и п. 3 ст. 861 ГК РФ, а также Положения Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (далее - Положение N 222-П), т.к. не только расчеты платежными поручениями, но и перевод денежных средств без открытия счета в соответствии с п. 1.2 Положения N 222-П являются формами безналичных расчетов и не подлежат оформлению с использованием ККТ.

Таким образом, ККТ не должна применяться при осуществлении безналичных расчетов, включая расчеты, осуществляемые путем переводов по поручению физических лиц без открытия банковского счета, в том числе расчеты по взимаемому кредитной организацией за эту операцию вознаграждению. В то же время проектируемая норма п. 1 Указания 1 однозначно определяет, что при оплате клиентом услуг кредитной организации с началом операции с использованием наличных (в том числе и в случае безналичной операции по переводу по поручению физических лиц без открытия банковского счета) у данной кредитной организации вне зависимости от используемых форм расчетов возникает обязанность по применению ККТ. 

Следовательно, п. 1 Указания 1 противоречит нормам Закона N 54-ФЗ.

2. При оплате клиентом услуг кредитной организации с началом кассовой операции с использованием наличных денежных средств (в том числе и в случае безналичной операции по переводу по поручению физических лиц без открытия банковского счета) в соответствии с п.1 Указания 1 у данной кредитной организации вне зависимости от используемых форм расчетов возникает обязанность по применению ККТ. При этом неясно, как соотносятся указанные требования с различными видами кассовых операций, выполняемых банками.

В то же время понятие "кассовая операция" согласно Положению Банка России от 24.02.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 318-П) включает в себя множество операций самых различных видов: прием, выдачу, размен, обмен, обработку, включающую в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег.

Однако в нарушение требований Закона N 54-ФЗ в Указании 1 исключены из перечня кассовые операции, однозначно требующие применения ККТ (например, выдача наличных по банковской платежной карте).

Такой подход приведет к усилению и без того недобросовестной конкуренции со стороны платежных операторов, альтернативных банковским (платежных агентов). 

В этой связи в Указании 1 необходимо определить перечень кассовых операций, требующих применения ККТ. Предлагаем для обеспечения единообразного регулирования применения ККТ кредитными организациями при определении состава операций с использованием наличных денежных средств применить подход, аналогичный подходу по регулированию ККТ при совершении операций с использованием платежных карт. При этом обращаем внимание на отсутствие необходимости установления требований о применении ККТ в банкоматах при совершении кассовой операции при выдаче наличных по банковской карте.

В качестве примера предлагаются следующие близкие по содержанию варианты изложения соответствующей нормы:

а) "Кредитная организация применяет контрольно-кассовую технику при совершении кассовых операций в случае осуществления наличных денежных расчетов за услуги, оказываемые кредитной организацией. При осуществлении расчетов за услуги кредитной организации в формах, отнесенных законодательством к безналичным формам расчетов, ККТ не применяется".

б) "В случаях совершения кредитными организациями кассовой операции по приему наличных денежных средств при осуществлении наличного платежа или платежа с использованием платежной карты как самостоятельной операции, оформляемой отдельным расчетным документом, в пользу кредитной организации в целях расчета с кредитной организацией за приобретенные у кредитной организации товары, (выполненные кредитной организацией работы, оказанные кредитной организацией услуги) кредитная организация обязана использовать контрольно-кассовую технику, включенную в государственный реестр контрольно-кассовой техники".

3. Требования норм п. 2 Указания 1 по использованию ККТ, оснащенной фискальной памятью и использованию фискального режима кредитными организациями при совершении операций, существенно расширены по сравнению с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 54-ФЗ фискальная память должна применяться кредитной организацией только в случаях использования платежных терминалов (банкоматов), осуществляющих прием средств наличного платежа, не являющихся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие ей на праве собственности или в случае невыполнения обязанностей, предусмотренных ст. 6 Закона N 54-ФЗ. 

Необходимо отметить, что положения абзаца 2 п. 3 Указания 2 обязывают применять фискальную память во всех случаях, за исключением случаев применения платежных терминалов и банкоматов, являющихся основными средствами кредитной организации и обеспечения ежедневного бухгалтерского учета операций в платежных терминалах и банкоматах. Таким образом, обязанность применения фискальной памяти распространена на все электронно-вычислительные машины и индивидуальные программно-технические комплексы, предусмотренные статьей 1 Закона N 54-ФЗ, в том числе применяемые в кассах кредитных организаций. 

Данное требование не предусмотрено Законом N 54-ФЗ и приведет к необоснованным дополнительным затратам кредитных организаций, что также повлечет за собой снижение конкурентоспособности кредитных организаций по сравнению с альтернативными платежными операторами.

4. Проект Указания 2 содержит обязательное требование инкассации платежных терминалов двумя кассовыми или инкассаторскими работниками, не обусловленное требованиями законодательства или фактическим содержанием процедур изъятия денежных средств из платежных терминалов.

Положение N 318-П предусматривает требования загрузки/выгрузки банкоматов двумя кассовыми работникам. Однако процедура загрузки-выгрузки банкоматов существенно отличаются от процедуры изъятия денежных средств из платежного терминала.

Во-первых, банкомат имеет 4-5 кассет с денежной наличностью и для их переноски из инкассаторской машины требуется 2 человека. В процессе загрузки/выгрузки около банкомата находятся 4-8 кассет, что помимо выполнения самих процедур загрузки/выгрузки требует контроля за местоположением кассет. Платежный терминал имеет одну кассету, которая может быть перенесена одним сотрудником, а процедура изъятия не требует контроля за местоположением кассет.

Во-вторых, процедура загрузки/выгрузки банкомата требует ввода информации в банкомат о количестве листов, номиналах и суммах денежных средств, находящихся в каждой загружаемой кассете, что требует дополнительного контроля со стороны контролирующего (второго) кассового работника. В платежный терминал устанавливается одна пустая кассета. Необходимость какого-либо содержательного контроля при изъятии одной кассеты из платежного терминала и установке пустой кассеты отсутствует.

В-третьих, в банкомате и, соответственно, в загружаемых кассетах содержится с учетом практики используемых для загрузки номиналов от 3 до 20 (в случае загрузки иностранной валютой) миллионов рублей. Выгружаемая кассета терминала содержит, как правило, с учетом фактической средней суммы платежей около 100 тысяч рублей. Таким образом, удельные затраты на инкассацию платежного терминала и без второго кассового работника существенно выше по сравнению банкоматом. Участие второго кассового работника увеличивает себестоимость инкассации платежного терминала на 50 процентов, что делает себестоимость изъятия наличных денежных средств практически запретительной для использования кредитными организациями платежных терминалов. 

Таким образом, указанная норма в отношении платежных терминалов не обусловлена объективно действующими процедурами изъятия денежных средств и ведет исключительно к снижению конкурентоспособности кредитных организаций, снижению рентабельности их деятельности и прекращению использования кредитными организациями действующей терминальной инфраструктуры. 

5. Сама процедура изъятия денежных средств из платежных терминалов никак не связана с вопросами применения ККТ, а значит данная норма не соответствует предмету регулирования проектов Указаний.

6. Проекты Указаний предусматривают обязательное использование устаревших и давно не применяемых технологий сбора данных, зафиксированных ККТ, существенно усложняющих логистику ее использования и увеличивающих сроки оформления операций.

Положения п. 4 и 6 Указания 2 предусматривают возможность использования только бумажной контрольной ленты, содержащей данные о проведенных операциях, в то время как такая технология используется только в устаревших и не выпускаемых в настоящее время моделях ККТ. Современные модели используют электронную контрольную защищенную ленту (далее - ЭКЗЛ). 

7. Проекты Указаний содержат требования по порядку ежедневного оформления кредитными организациями операций с использованием ККТ гораздо более сложные, чем действующие в настоящее время требования в отношении организаций, не являющихся кредитными. При этом некоторые требования в ряде случаев являются фактически неисполнимыми.

Правила п. 4 Указания 2 предусматривают обязанность ежедневного изъятия бумажной контрольной ленты из ККТ, в то время как действующая практика предусматривает распечатку чека с итогом операций за день (так называемого z-отчета), а также изъятие контрольной ленты по мере ее окончания. 

Следует отметить также, что подшить ЭКЗЛ на ежедневной основе в кассовые документы не представляется возможным в силу ее физической формы существования, а также в связи с тем, что замену ЭКЗЛ осуществляет авторизованный центр технического обслуживания. Кроме того, стоимость одного комплекта ЭКЗЛ составляет около 8 тысяч рублей.

Таким образом, положение п. 4 Указания 2 лишь усложняет порядок ежедневного оформления операций, увеличивает себестоимость операций кредитных организаций и снижает их конкурентоспособность.

8. Пунктом 4 Указания 1 и пунктом 1 Указания 3 предусмотрена обязанность кредитных организаций по обеспечению печати на кассовых чеках четких и читаемых в течение 6 месяцев реквизитов.

В настоящее время большинство кредитных организаций использует устройства термопечати на специальной термобумаге. Сохранность записей на термобумаге зависит от режима хранения чеков, а не от типа печатающего устройства. Так, например, чек, распечатанный даже на самой светоустойчивой термобумаге в тепле или на солнце придет в негодность за несколько дней, в то же время, чек, помещенный в ящик стола, будет читаем в течение нескольких месяцев. 

По указанным причинам ни один производитель печатающих устройств не даст гарантии или подтверждения читаемости чеков в течение определенного промежутка времени. Таким образом, представить документ, предусмотренный Указанием 3, подтверждающий сохранность напечатанных реквизитов в течение 6 месяцев, является невозможным.

Сохранность напечатанных реквизитов в течение длительного срока может быть обеспечена при применении, например, матричных принтеров, использующих печатающую ленту. Однако это потребует глобальной замены парка печатающих устройств в кредитных организациях. Эксплуатация данных принтеров сложнее логистически (дополнительно требуется мониторинг состояния и периодическая замена печатающей ленты) и дороже. Кроме того, образцы современной ККТ для установки в платежные терминалы предусматривают использование термобумаги.

Таким образом, исполнение данной нормы потребует значительных инвестиций, увеличенных затрат на эксплуатацию, времени и затрат на переоборудование парка устройств кредитных организаций. 

В то же время необходимо отметить, что ужесточение требований к ККТ, к программным технологиям и операциям, связанным с применением ККТ, относится только к кредитным организациям.

9. В п. 1 Указания 3 определено, что ККТ и используемые в ней программные продукты должны соответствовать требованиям, определяемым Правительством РФ. Однако п. 2 ст. 4 Закона N 54-ФЗ относит установление данных требований к компетенции Банка России. В компетенцию Правительства РФ не входит установление требований к ККТ, применяемой кредитными организациями.

Предъявляемые в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 "Об утверждении правил ведения государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений" (далее - Постановление N 39) требования к ККТ не адаптированы к специфике работы кредитных организаций. В частности в требованиях к ККТ предусмотрено обязательное наличие фискальной памяти в ККТ, отсутствуют требования к электронно-вычислительным машинам и индивидуальным программно-техническим комплексам. В то же время Указание 3 допускает возможность применения ККТ без фискального режима.

10. Указание 3 вводит более сложную, чем предусмотрено Постановлением N 39 двухступенчатую процедуру согласования ККТ, применяемой кредитными организациями, а также внесения изменений в сведения о моделях ККТ.

В соответствии с п. 3 Указания 3 для принятия Комиссией Банка России по ККТ решения о применении модели ККТ кредитными организациями производители (распространители) ККТ могут обратиться в Банк России с заявлением о разрешении применения модели ККТ. К заявлению необходимо приложить определенные документы. Одним из обязательных документов является копия заключения организации, проводившей в установленном порядке экспертизу соответствия модели ККТ и используемых в ней программных продуктов требованиям к ККТ, определяемым Правительством РФ. В соответствии с п. 12 Постановления N 39 Министерство промышленности и торговли РФ проводит экспертизу образца модели ККТ на соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям. 

Для проведения экспертизы и предоставления заключения в Банк России производители (распространители) ККТ должны будут обратиться в Министерство промышленности и торговли РФ, представив документы, определенные Постановлением N 39. Точно такие же документы, а также заключение экспертизы необходимо предоставлять в Комиссию Банка России по ККТ для принятия ею решения о применении модели ККТ. 

Учитывая изложенное неясна функция Комиссии Банка России по ККТ, которая заключается в принятии решения о применении модели ККТ на основании экспертного заключения, выданного Министерством промышленности и торговли РФ на соответствие ККТ установленным законодательством РФ требованиям.

11. Считаем необходимым обратить внимание на то, что, по мнению ФАС России (письмо прилагается), требования о применении ККТ должны в равной степени распространяться как на платежных агентов, так и на кредитные организации, что обеспечит равные конкурентные условия для данных субъектов. Одновременно ФАС России против установления необоснованных требований к деятельности кредитных организаций и платежных агентов, которые могут повлечь увеличение стоимости услуг, оказываемых данными субъектами. 

В этой связи ФАС России рассматривает вопрос о возможности упразднения требований об использовании ККТ кредитными организациями и платежными агентами при одновременном сохранении контроля, в частности путем фискализации процессинга, за операциями с денежными средствами, принятыми от физических лиц платежными агентами и кредитными организациями.

Таким образом, представляется, что положения проектов Указаний в представленной редакции не в полном мере соответствуют нормам Закона N 54-ФЗ, не учитывают действующий порядок учета наличных кассовых операций в кредитных организациях, а их реализация неизбежно создаст недопустимую дифференциацию правовых режимов для сходных операций, а также приведет к негативным экономическим и организационным последствиям для кредитных организаций . 

На основании изложенного полагаем, что проекты Указаний требуют тщательной доработки с участием представителей банковского сообщества. Со своей стороны, Ассоциация российских банков выражает полную готовность принять участие в работе над указанными проектами.

Приложение на 2 л.


Исполнительный вице-президент
Ассоциации российских банков
по правовым вопросам

А.В. Емелин



Письмо Ассоциации российских банков от 8 июня 2010 г. N А-02/5-416 "О проектах Указаний Банка России, направленных на упорядочение применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники при совершении банковских операций"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.