Письмо Ассоциации российских банков от 4 июня 2010 г. N А-01/5-398
Обращение Ассоциации российских банков обусловлено проблемами, возникающими у кредитных организаций при реализации требований норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля (далее - ПВК) разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Банком России по согласованию с Росфинмониторингом (абзац 9 пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р утверждены "Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Рекомендации). В пункте 1 Рекомендаций кредитные организации исключены из списка организаций, разработка ПВК, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма которых относится к предмету регулирования Рекомендаций.
Банком России, в свою очередь, в отношении кредитных организаций издано специальное указание оперативного характера от 13.07.2005 N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которое согласовано с Росфинмониторингом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "специальное указание оперативного характера" следует читать "письмо"
Таким образом, в настоящее время разработка ПВК осуществляется всеми кредитными организациями на основании рекомендаций Банка России и сами ПВК утверждаются также непосредственно и исключительно Банком России.
Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, а для кредитных организаций - Банком России по согласованию с Росфинмониторингом.
Так, кредитные организации разрабатывают программы подготовки и обучения кадров по ПОД/ФТ на основании специального Указания Банка России от 09.08.2004 N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях".
Кроме того, пунктом 1 "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 256), утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256, установлено, что нормы Положения N 256 не распространяется на кредитные организации. При этом из Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256, на основании которого утверждено Положение N 256, следует, что Положение N 256 согласовано с ФСФР России.
Однако, несмотря на все вышеизложенное, по мнению ФСФР России, кредитные организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, должны согласовывать ПВК не только в Банке России, но и в ФСФР России, а также исполнять требования Положения N 256. Указанная информация размещена на сайте ФСФР России без придания ей какой-либо юридической формы (http://www.fcsm.ru/document.asp?ob_no=192897).
При этом до настоящего времени указанная позиция не согласована с Банком России или Росфинмониторингом, а требования, предъявляемые ФСФР России к кредитным организациям, не согласованы с нормативно утвержденными требованиями Банка России.
Однако в нарушение действующего законодательства ФСФР России уже предъявляет к кредитным организациям-профессиональным участникам рынка ценных бумаг требования о переработке ПВК с учетом требований Положения N 256 и согласовании их с ФСФР России.
Таким образом, складывается ситуация, когда кредитные организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, обязаны в соответствии с Законом N 115-ФЗ согласовывать ПВК с Банком России и обучать своих сотрудников по правилам, установленным Банком России, и одновременно при отсутствии правовых оснований согласовывать ПВК с ФСФР России и обучать сотрудников еще и в учебных центрах, аккредитованных ФСФР России, что приводит к двойному контролю и необоснованным дополнительным расходам кредитных организаций.
Полагаем, что подобные требования ФСФР России, противоречащие Закону N 115-ФЗ и другим действующим нормативным правовым актам, вводят в заблуждение третьих лиц (кредитные организации, органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции, и т.д.) и в целом могут привести к возникновению спорных ситуаций в процессе правоприменительной практики.
По имеющейся у нас информации, ФСФР России настаивает на том, чтобы в готовящуюся в настоящее время новую редакцию Положения N 256 была включена норма, прямо предусматривающая, что требования Положения N 256 распространяются на кредитные организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Таким образом, ФСФР России пытается закрепить свою противоречащую Закону N 115-ФЗ, а значит нелегитимную позицию в ведомственном нормативном акте.
В результате действия ФСФР России приводят к возникновению двойных требований к кредитным организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, по выполнению ими одной и той же обязанности, возложенной Законом N 115-ФЗ.
Кроме того, принятие проекта Положения N 256 с включением предлагаемых ФСФР России норм неизбежно приведет к возникновению неопределенности нового порядка (круг лиц, подлежащих обучению ФСФР России с учетом сложившейся практики расширительного толкования со стороны ФСФР любых норм), что создаст предпосылки для возникновения споров, применения мер ответственности за невыполнение требований к подготовке и обучению кадров и, как следствие, к дополнительным расходам банков.
С целью устранения указанного противоречия, а также недопущения предъявления к кредитным организациям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг двойных требований к подготовке и обучению кадров Ассоциацией российских банков разработан соответствующий проект федерального закона, уточняющий абзацы 9 и 10 пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Обращаем внимание на то, что изложенную позицию банковского сообщества о неправомерности действий ФСФР России и предложения АРБ о внесении предлагаемых АРБ изменений в Закон N 115-ФЗ полностью поддерживает Банк России (см. ссылки - Письмо АРБ N А-01/1Е-179 от 15.03.10 и Ответ Банка России N 011-31-2/2192 от 07.05.2010). При этом, по мнению Банка России, исходя из существующих норм Закона N 115-ФЗ, рассматриваемая проблема может быть решена без внесения изменений в Закон N 115-ФЗ в случае, если ФСФР России не будет устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Учитывая изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас высказать официальную позицию Минюста России о правомерности толкования со стороны ФСФР России нормы абзацев 9 и 10 пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 4 июня 2010 г. N А-01/5-398
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)