Письмо Ассоциации российских банков от 7 июня 2010 г. N А-02/5-411 "О проекте федерального закона, предусматривающего внесение изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"

Письмо Ассоциации российских банков от 7 июня 2010 г. N А-02/5-411
"О проекте федерального закона, предусматривающего внесение изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"


Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона N 305289-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Законопроект).

Целью Законопроекта является упорядочение и повышение эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным (регулируемым) ценам для целей налогообложения, создание действенных механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов.

Вместе с тем, Законопроект направлен на унификацию трансфертного ценообразования для всех отраслей экономики и его положения не учитывают особенности деятельности кредитных организаций. При этом ряд положений Законопроекта противоречит нормативным правовым актам, регулирующим банковскую деятельность.

В Законопроекте предусмотрено возложение на налогоплательщика обязанности по доказыванию соответствия применяемых им цен уровню рыночных цен. Также в Законопроекте установлен новый механизм контроля, который предполагает не только обязанность организации подготавливать документы по совершаемым сделкам о соответствии цены сделки уровню рыночных цен, но и обязанность письменно уведомлять налоговый орган обо всех сделках, подлежащих ценовому контролю.

Указанные новеллы, возможно, оправданы в отношении организаций, у которых отсутствует единый регулятор. Однако, применительно к кредитным организациям, надзор за деятельностью которых осуществляется на регулярной основе Банком России, указанные изменения имеют ряд серьезных концептуальных недостатков, поскольку вступают в противоречие с рядом специальных правовых норм.

Так, установленный в Законопроекте расширенный перечень взаимозависимых лиц и совершаемых с ними сделок, по которым организация - налогоплательщик обязана будет предоставлять отчетность, не совпадает с аналогичным перечнем, предусмотренным банковским законодательством, что повлечет значительные дополнительные затраты банков на реализацию положений о взаимозависимых лицах и контролируемых сделках, предлагаемых в Законопроекте. Содержащееся в Законопроекте освобождение от дополнительного контроля сделок, совершаемых внутри одной консолидированной группы налогоплательщиков, является скорее номинальной льготой, поскольку не снижает трудозатрат по унификации систем налогового учета у разных организаций одной группы, связанных с подготовкой отчетности по консолидированной группе. При этом указанная льгота не распространяется на крупные банки, имеющие представительства за рубежом.

Таким образом, в результате применения положений Законопроекта в предлагаемой редакции неизбежно повысится себестоимость банковских услуг, что не соответствует проводимой государством политике на повышение их доступности.

Кроме того, введение высоких штрафных санкций за невыполнение обязанностей, возлагаемых на налогоплательщиков Законопроектом (размер штрафов составляет 40% от суммы доначисленного налога) при отсутствии правоприменительной практики безусловно создаст неблагоприятный налоговый климат в Российской Федерации и, как следствие, негативным образом отразится на оценке инвестиционной привлекательности российских ценных бумаг для зарубежных инвесторов.

Анализ действующего банковского законодательства и предложенной в Законопроекте модели контроля за ценообразованием позволяют сделать вывод о том, что вводимую систему государственного мониторинга и контроля за ценами применительно к кредитным организациям целесообразно существенно упростить.

Российское банковское законодательство содержит ряд определений, отражающих сходные с указанными в Законопроекте правоотношения между кредитными организациями и находящимися с ними во взаимосвязи юридическими и физическими лицами. Так, в статье 4 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" дается определение понятия "банковская группа" и "банковский холдинг". В Положении Банка России от 30.07.2002 N 191-П "О консолидированной отчетности" раскрывается понятие "консолидированная группа". Понятия "связанные лица" и "инсайдеры" определены в Инструкции Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" и в Письме Банка России от 27.12.2002 N 181-Т "Рекомендации по регулированию и отражению в отчетности кредитных организаций отдельных видов сделок, несущих повышенный риск". В Положении Банка России от 20.07.2007 N 307-П "О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций" установлен перечень "аффилированных лиц" кредитных организаций. Принимая во внимание требования банковского законодательства, в настоящее время кредитными организациями уже достаточно отработаны внутрибанковские технологии по составлению предоставляемой в Банк России отчетности по связанным и аффилированным лицам.

Кроме того, банками при составлении бухгалтерской отчетности в Банк России предоставляется информация о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным и размещенным денежным средствам, сведения о крупных кредиторах (вкладчиках). Однако в соответствии с положениями Законопроекта потребуется дополнительное предоставление аналогичной информации в налоговые органы.

Введение в законодательство о налогах и сборах терминологии, независимой от других отраслей законодательства, в 1998 году было обусловлено внутренней унификацией законодательства по разным налогам и построением режима исчисления налогов, независимого от бухгалтерского учета. К настоящему времени данные задачи выполнены. В этой связи представляется, что в настоящее время понятия, используемые в Законопроекте должны коррелировать с понятиями, используемыми в действующих нормативных правовых актах. Унификация ряда положений Законопроекта с учетом действующего законодательства, в частности банковского, не только исключит неоправданный рост административной нагрузки, но и упростит вводимую систему государственного контроля за трансфертными ценами.

Принимая во внимание изложенное, в целях упрощения процедур по предоставлению информации налоговым органам, снижения себестоимости банковских услуг при сохранении концепции Законопроекта полагаем целесообразным дополнить Законопроект следующими положениями:

1) установить, что для банков вместо круга лиц, определенного Законопроектом, взаимозависимыми признаются лица, являющиеся связанными с банком лицами, а также кредитные организации - участники банковской группы в соответствии с нормативными актами Банка России;

2) установить, что банки предоставляют налоговым органам перечень взаимозависимых лиц и информацию по сделкам с ними в электронном виде по формам, установленным Банком России, либо, что указанная информация предоставляется налоговым органам самим Банком России;

3) исключить из перечня контролируемых сделок сделки, совершаемые кредитными организациями, на фондовом рынке, включая операции РЕПО, а также сделки, связанные с привлечением/размещением денежных средств.

В настоящее время Правительством РФ при участии широкого круга экспертов осуществляются мероприятия по доработке Законопроекта. В свою очередь, Ассоциация российских банков проводит работу по обобщению поправок к Законопроекту, предложенных кредитными организациями, в целях дальнейшего направления в Государственную Думу Российской Федерации.

Учитывая необходимость внесения в Законопроект указанных поправок, а также в целях их оперативного доведения до Правительства РФ на стадии подготовки Законопроекта ко второму чтению Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть и поддержать предложения АРБ.

Ассоциация выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Банком России по вопросам совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность кредитных организацией.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 7 июня 2010 г. N А-02/5-411 "О проекте федерального закона, предусматривающего внесение изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.